Анна Семенович - Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития — 1

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития — 1"
Описание и краткое содержание "Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития — 1" читать бесплатно онлайн.
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается среди учащихся массовых школ. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ. Между тем проблемы обучаемости их подчас практически неразрешимы.
Заметно увеличивается количество коррекционных классов, всевозможных реабилитационных центров и консультаций. При этом специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали приносить результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. Те есть в нынешней детской популяции актуализируются какие-то дизонтогенетические механизмы, не позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит психической деятельности ребенка непосредственно, по типу «симптом — мишень».
Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний, и формирование ВПФ. Например, целенаправленная работа в сфере слухо-речевой памяти, формирование счетных операций и т. д. Второе направление — методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы, которые зарекомендовали себя при работе со взрослой популяцией
Они направлены, в основном, на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми.
Наличие этих двух противоположных по своей направленности подходов — «сверху» и «снизу» — открывают нам еще раз, в ракурсе психологической коррекции, вечную проблему соотношения души (психики) и тела, первый ориентирован «на голову», а второй — «на тело»
Упр.14. «Выбор недостающего фрагмента изображения». Предлагается картинка (предметный рисунок, сюжетная картинка, геометрический рисунок, орнамент и т. д.) с отсутствующими фрагментами и набор недостающих кусочков. Необходимо подобрать нужный фрагмент. В изображении может не хватать как одного, так и нескольких фрагментов. Можно попросить Р. дорисовать недостающую часть.
Упр.15. «Чего здесь не хватает?». Внимательно посмотрев на изображение предмета с недостающими деталями, Р. надо найти и исправить (дорисовать) «ошибки художника». При затруднениях ему показывают правильное изображение предмета и проводят сравнение.
Упр.16. «Дорисуй предмет до целого». Дается изображение с неполным количеством элементов. Р. должен — дорисовать отсутствующие элементы в заданном рисунке и назвать их. Предмет может быть не дорисован по оси (справа или слева), могут отсутствовать некоторые его части.
Упр.17. «Загадочные рисунки». Нужно разглядеть, раскрасить и сосчитать изображенные на рисунке предметы (рис. 3).
Рис. 3
Упр.18. «Что здесь изображено?». Узнавание Р. «зашумленных» (наложенных, перечеркнутых и т. п.) геометрических фигур одинаковой и различной величины; различных предметов, цветов, букв, цифр и т. п. Варианты этого задания легко придумать в зависимости от возраста и возможностей ребенка.
Упр.19. «Что перепутал художник?» В изображениях любых предметов, животных, лиц, целых сюжетов и т. п. Р. должен найти не свойственные им детали, объяснить, как исправить ошибки.
Упр.20. «Фигура и фон». Нарисуйте или подберите стимульный материал, где основу составляет «фон» (более или менее часто расставленные точки или значки любой конфигурации; различные пересекающиеся линии, переплетающиеся листья и т. п.). Р. предлагается различить на таком «фоне» «фигуры», т. е. найти, показать и назвать все «замаскированные» в этом «шуме» изображения (предметы, буквы, цифры и т. д.).
Наиболее трудный вариант этого задания дан на рис. 4
Рис. 4
Упр.21. «Лабиринт», Р. предлагаются разного рода «лабиринты» в виде перепутанных нитей от воздушных шатров или тропинок, «коридорчиков». К каждой картинке дается соответствующее задание («У кого какой шарик?», «Помоги выйти» и т. п.). Примеры таких заданий легко придумать или выбрать из имеющейся литературы.
Задание целесообразно выполнять С1едующим образом: сначала сконструировать его на полу с помощью подручных средств (стульев, скамеек и т. п.) и специальных геометрических фору и предложить Р пройти по нему. Потом на бумаге провести по лабиринту пальцем, тем — карандашом, и лишь потом прослеживав путь исключительно глазами
Упр.22. «Найди все предметы». Дайте Р. бланк, на котором вразброс нарисовано большое количество различных простых предметов, геометрических фигур, цифр, букв. Попросите его найти и вычеркнуть все изображения одного вида.
Упр.23. «Тест Виткина», Здесь надо найти в нижних фигурах одну из «спрятанных» в них эталонных (вверху).
Рис. 5.
Упр.24. «Найди букву». Предложите Р, рисунок с буквами, цифрами, написанными разным шрифтом, стилем и по-разному повернутыми. Он должен ответить, что за буквы нарисованы.
Упр.25. «Допиши букву». Покажите Р. недорисованную (в различных вариантах) букву, цифру, (слово). Попросите его определить, что за буква (слово) не дорисована и дописать ее.
Упр.26, «На что похожа буква?». Спросите, на что похожа та или иная буква. Попросите дорисовать ее до этого предмета.
В другом варианте — Р. сам придумывает, во что превратить эту букву, дорисовав ее. То же с цифрами.
Упр.27. «Письмо в воздухе». П. «рисует в воздухе» перед ребенком различные фигуры, буквы, цифры и т. д., которые ребенок должен опознать и назвать.
На следующем этапе в воздухе «прописываются» их сочетания, а также целые слова. Этот прием эффективен при коррекции письма — при пропуске букв, их заменах (например, маленькие и прописные буквы, «б» и «д», «п» и «т» и др.), «зеркальном» написании и других ошибках. Далее Р. Выполняет необходимые движения вместе с психологом, который может помочь ему «писать», подойдя к нему (спереди или сзади) и взяв его ладони в свои. Этот прием также обладает психотерапевтическим эффектом, снимая у детей страх перед школьной доской или тетрадью.
Упр.28. «Исправь ошибки». Р. надо найти и исправить разного рода ошибки в тексте. Это отсутствие или лишние штрихи в буквах, буквы в словах; написание всех слов в предложении с большой или маленькой буквы; разные высота, ширина, цвет или шрифт букв и т п.
Упр.29. «Рамка с окошком». Рамка представляет собой прямоугольный кусочек картона с вырезанным внутри окошком. По высоте окошко равняется размеру одной буквы, а по ширине может изменяться. Рамка может быть П- или Г-образной формы (рис. 6). Введение рамки устраняет страх перед объемом текста, позволяет Р. не терять слово, не перескакивать с одной строки на другую и, благодаря этому автоматизировать навык чтения, избежать ошибок.
Рис. 6
Глава 3. Пространственные и «квазипространственные» представления
Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой к наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела. Формирование у Р. пространственных представлений
— одно из важнейших условий его достижений. Пользоваться здесь нужно всем богатым арсеналом внешних опор, маркеров («сено-солома»), которые заставили бы его буквально убедиться в том, что существует правая и левая сторона, верх и низ, и это неизбежно и неизменно.
Первым шагом должна стать маркировка (тряпочка, часы и т. п.) его левой руки. Или значок у сердца. Таким образом Вы даете Р. прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством
— ведь оно строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления, Теперь он знает, что «слева» — это «там. где красная тряпочка». На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире. Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на нем постоянно. Но ведь есть еще и верх (голова, бант, солнце) и низ (ноги, пол, ботинки, трава).
Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) определенным движением, например, вверх, вперед, назад, вправо и влево — простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону, вниз — присесть. Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т. п. Вначале Р. выполняет движения вместе с П., который и означивает каждое направление. Большую пользу здесь приносит зеркало, перед которым это выполняется.
Далее происходит постепенное «сворачивание» движения, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению, переход из внешнего во внутренний план. Так по инструкции Р. переходит от движений всем телом к показу рукой названного направления или к повороту головы, а затем — только указывает взором.
Упр.30. Ходьба и прыжки:
а) с поворотом на 90 и 180 градусов в обе стороны;
б) через предмет (вправо-влево, вперед — назад), лежащий на полу (малый мяч. гимнастическая палка, стул), стоя к нем; лицом, боком, спиной
— прыжки с поворотом на 180 градусов на двух ногах через гимнастическую палку могут выполняться в двух вариантах:
в) с продвижением на разные расстояния от какого-го ориентира, линии; то же, но с промежуточным движением (один прыжок вперед — через линию, другой — параллельно линии и т. д.).
Упр.31. Р. и П. встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием (если это необходимо) выполняют одни и те же действия: «над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «на груди», «под подбородком», «между ногами» я т. д.
Упр.32. «Выше-ниже». Стоя перед зеркалом, они вместе анализируют расположение отдельных частей тела по отношению друг к другу с точки зрения вертикальной оси, не забывая о маркерах. Находим, показываем и называем то, что выше всего (голова, макушка); что ниже всего (ноги, стопы); выше, чем…; ниже, чем… После освоения этого этапа продолжаем сначала без зеркала, а затем — с закрытыми глазами.
Аналогично отрабатывается взаимное расположение отдельных частей лица (лоб, глаза, нос, уши, рот, щеки) и других частей тела (рук — плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы; собственно тела — шея, плечи, грудь, спина, живот; ног — бедро, колено, голень, стопа) относительно друг друга.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития — 1"
Книги похожие на "Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития — 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анна Семенович - Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития — 1"
Отзывы читателей о книге "Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития — 1", комментарии и мнения людей о произведении.