Валерий Савченко - Начала современного естествознания: концепции и принципы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Начала современного естествознания: концепции и принципы"
Описание и краткое содержание "Начала современного естествознания: концепции и принципы" читать бесплатно онлайн.
В данном пособии самым подробным образом рассмотрены основные естественноисторические этапы становления и развития науки, вопросы философии науки и естествознания, фундаментальные концепции, принципы и положения классического механистического и термодинамического, неклассического полевого и квантово-полевого и постнеклассического эволюционно-синергетического и диссипативно-структурного естествознания. Рассмотрены вопросы связи математики и отражаемой ей естественнонаучной реальности мира. В конце каждой главы и некоторых наиболее сложных параграфов даны резюме, предложены вопросы для обсуждения. Дано около 400 тем рефератов и свыше 400 тестовых вопросов для контроля усвоения и аттестации теоретического материала пособия.
Предназначено для студентов очной и заочной форм обучения гуманитарных и социально-экономических специальностей вузов, а также для обучающихся по дистанционным технологиям. Пособие может быть полезно преподавателям данной учебной дисциплины и широкому кругу лиц других специальностей и профессий, в том числе, студентам естественнонаучных и инженерно-технических специальностей, всем, интересующимся вопросами истории, становления и развития классического, неклассического и постнеклассическтого естествознания, а также проблемами естествознания новейшего времени и его ролью в развитии науки и культуры.
а) около 12;
б) более 6;
в) более 9;
г) почти 4;
д) 8; е) 10.
10–11.14. Появление человека на Земле относится к геохронологическому периоду:
а) пермскому;
б) кембрийскому;
в) неогеновому;
г) четвертичному.
10–11.15. Упругие волны, не воспринимаемые человеческим ухом, это:
а) инфразвук;
б) ультразвук;
в) оба верны;
г) оба неверны.
10–11.16. Наше время в истории (геохронологии) Земли называется:
а) юрский период мезозойской эры;
б) неогеновый период кайнозойской эры;
в) четвертичный период кайнозойской эры;
г) палеоген.
10–11.17. Расположите в библейском порядке (из книги Моисея «Бытие») творения Бога:
а) флора и фауна;
б) человек;
в) небо и земля;
г) твари земные.
10–11.18. Какой человек стал именоваться Человеком разумным (Homo sapiens)?
а) неандерталец;
б) рамопитек;
в) кроманьонец;
г) синантроп.
10–11.19. Перечислите 6 основных химических элементов (так называемых органогенов или биогенов), входящих в состав всякого живого организма.
10–11.20. Какие из признаков человека не наследуются?
а) дыхание;
б) питание;
в) самозащита;
г) речь;
д) цвет глаз.
10–11.21. Мужской пол у человека является:
а) гетерогаметным по половым хромосомам;
б) гомогаметным по Х-хромосоме;
в) гомогаметным по У-хромосоме;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
10–11.22. Обезьяноподобный предок современного человека, живший в Восточной Африке 4–3 млн. лет тому назад — это:
а) дриопитек;
б) афарский австралопитек;
в) рамапитек;
г) синантроп;
д) яванский человек;
е) неандерталец.
10–11.23. Согласно современным представлениям человек разумный появился в период:
а) архей;
б) кайнозой;
в) криптозой;
г) мезозой;
д) докембрий;
е) голоцен;
ж) палеоген.
10–11.24. Установите правильную последовательность эволюции наших предков:
а) прямостоящий — умелый — разумный;
б) разумный — прямостоящий — умелый;
в) умелый — прямостоящий — разумный;
г) прямостоящий — умелый — разумный.
10–11.25. К какому виду человека современная наука относит неандертальца:
а) умелый;
б) разумный;
в) прямостоящий;
г) яванский;
д) синантроп.
10–11.26. Человечество выживет лишь в том случае, если:
а) сохранится озоновый слой;
б) будет поддерживаться биологическое разнообразие;
в) не наступит ни похолодания, ни потепления климата;
г) повышающееся антропогенное воздействие на биосферу не превзойдет некоторого предельного порогового уровня;
д) если удастся победить инфекционные и онкологические заболевания.
Тесты к главе 12
Концепции постнеклассического естествознания и теории самоорганизации
12.1. Жесткий детерминизм (линейная причинно-следственная связь) лежит в основе:
а) неклассического естествознания;
б) классического естествознания;
в) теории самоорганизации;
г) теории катастроф;
д) постнеклассического естествознания.
12.2. Реальные природные процессы лавинообразного роста развиваются, как правило:
а) по экспоненте;
б) в режиме с обострением (неограниченного возрастания за конечное время);
в) в режиме бифуркаций;
г) в режиме странных аттракторов;
д) в режиме динамического хаоса.
12.3. Какие из приведенных ниже характеристик систем наиболее полно и точно соответствуют сущности синергетики:
а) нелинейность, эмерджентность, закрытость, стационарность;
б) нестабильность, открытость, диссипативность, нелинейность;
в) открытость, неравновестность, линейность, катастрофичность;
г) стабильность, стационарность, негэнтропийность, закрытость,
12.4. Создателем концепций синергетики в науке стал:
а) Владимир Вернадский;
б) Никита Моисеев;
в) Герман Хакен;
г) Илья Пригожин;
д) Норберт Винер;
е) Владимир Арнольд.
12.5. Синергетика и теория диссипативных структур относятся к наукам:
а) социально-экономического направления;
б) физического направления;
в) междисциплинарного направления;
г) биологического направления;
д) химического направления.
12.6. Основной чертой (характеристикой) глобального эволюционизма является:
а) разрушение упорядоченности систем и переход к хаосу;
б) направленность развития на структурную упорядоченность;
в) направленность изменений в область странных аттракторов;
г) приобретение системой эмерджентных свойств.
12.7. Кибернетика была создана в основном усилиями:
а) Мандельштама, Витте и Андронова;
б) Винера, Эшби и Шеннона;
в) Кювье, Тома и Арнольда;
г) Пуанкаре, Ляпунова и Гелл-Манна;
д) Колмогорова, Ляпунова, Эшби.
12.8. Наследственная изменчивость, согласно теории эволюции Чарльза Дарвина, способствует:
а) обострению конкуренции между видами;
б) обострению конкуренции между популяциями;
в) повышению эффективности естественного отбора;
г) колебанию численности популяций.
12.9. Фактор эволюции, проявляющийся в обострении конкуренции между особями одного и разных видов, называют:
а) борьбой за существование;
б) естественным отбором;
в) изоморфизмом;
г) гомеостазом;
д) наследственной изменчивостью;
е) модификационной изменчивостью.
12.10. Межвидовая борьба играет большую роль в эволюции, так как она:
а) насыщает популяции мутациями;
б) обостряет конкуренцию;
в) ведет к изоляции популяций одного вида;
г) увеличивает разнообразие фенотипов.
12.11. В популяции возникают и в процессе размножения накапливаются мутации, происходит борьба за существование и естественный отбор, поэтому популяцию принято считать:
а) единицей эволюции;
б) единицей системы органического вида;
в) формой существования вида;
г) элементом экосистемы.
12.12. Отбор, в результате которого сохраняются особи со средним проявлением признака, а выбраковываются особи с отклонением от нормы, называют:
а) методическим:
б) стихийным;
в) стабилизирующим;
г) движущим.
12.13. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции, так как:
а) способствует сохранению особей со сложившимся генотипом;
б) способствует обострению взаимоотношений между особями разных видов;
в) способствует обострению взаимоотношений между особями популяций;
г) способствует формированию приспособлений к среде обитания.
12.14. В сохранении путем естественного отбора особей с полезными в определённых условиях среды обитания признаками состоит его (естественного отбора) роль:
а) планетарная;
б) космическая;
в) генетическая;
г) творческая.
12.15. Какую роль играет онтогенез в эволюции вида?
а) в процессе онтогенеза возникают модификации;
б) в процессе онтогенеза на организм воздействует среда обитания;
в) в процессе онтогенеза особи кратко повторяют историю вида;
г) в процессе онтогенеза возникают мутации.
12.16. В процессе эволюции в экосистемах (биогеоценозах) сформировались цепи питания (трофические цепи), основу которых составляют связи:
а) территориальные;
б) внутривидовые;
в) пищевые;
г) генетические.
12.17. Макроэволюция в живом мире в отличие от микроэволюции:
а) играет творческую роль;
б) ведет к образованию классов, типов, отделов;
в) ведет к образованию популяций;
г) ведет к образованию новых видов и животных.
12.18. Согласно второму началу термодинамики энтропия замкнутой изолированной системы со временем должна:
а) убывать;
б) возрастать;
в) сохраняться;
г) исчезнуть;
д) колебаться.
12.19. Пройдя точку бифуркации, любая природная (органическая) система:
а) случайно выбирает путь нового развития;
б) переходит в состояние динамического хаоса;
в) успокаивается в полюсе странного аттрактора;
г) коллапсирует в положение аттрактора.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Начала современного естествознания: концепции и принципы"
Книги похожие на "Начала современного естествознания: концепции и принципы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Валерий Савченко - Начала современного естествознания: концепции и принципы"
Отзывы читателей о книге "Начала современного естествознания: концепции и принципы", комментарии и мнения людей о произведении.