Саул Боровой - Еврейские хроники XVII столетия. Эпоха «хмельничины»

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Еврейские хроники XVII столетия. Эпоха «хмельничины»"
Описание и краткое содержание "Еврейские хроники XVII столетия. Эпоха «хмельничины»" читать бесплатно онлайн.
Основной корпус книги содержит наиболее яркие свидетельства современников и очевидцев «хмельничины» — страшного разгрома большей части еврейских общин Восточной Европы в 1648–1649 гг. Хроники Натана Ганновера «Пучина бездонная», Мейера из Щебржешина «Тяготы времен» и Саббатая Гакогена «Послание» были уже через два — три года после описываемых событий опубликованы и впоследствии многократно переиздавались, став не только важнейшим историческим источником, но и страстным призывом к тшуве — покаянию и нравственному возрождению народа. Подобное восприятие и осознание трагедии эпохи стали основой духовного восстановления нации.
«Хроники», впервые издаваемые на русском языке в полном объеме, были подготовлены к печати еще в середине 1930-х гг. выдающимся историком С.Я. Боровым, но не пропущены советской цензурой в достопамятном 1937 году. И только сейчас, по случайно сохранившейся верстке, эта книга выпускается издательством «Гешарим».
(Исраэль Гальприн, «Помощь общинам Польши после погромов 1648-49 гг.»)
68. היילפרין, ישראל, ״קבץ שבכתב-יד על גזרות ת״ח-תט"ז׳׳, קרית ספר, 29 (1954–1953), עמ׳ 283–282, (= היילפרין, ישראל, יהודים ויהדות במזרח אירופה, ירושלים 1968, עמ׳ 265–263).
(Исраэль Гальприн, «Рукописный сборник о погромах 1648–1656 гг.»)
69. היילפרין, ישראל, ״שביה ופדות בגזירות אוקראינה וליטא שמשנת ת״ח ועד שנת ת״ך", ציון, 25 (1960), עמ׳ 56–17. (= היילפרין, ישראל, יהודים ויהדות במזרח אירופה, ירושלים 1968, עמי 249–121).
(Исраэль Гальприн, «Плен и выкуп из плена во время погромов на Украине и в Литве с 1648 по 1660 гг.»)
70. הנדל, מ׳, גזירות ת״ח-ת״ט, ירושלים, 1950.
(М. Гендель, «Погромы 1648-49 гг.»)
71. הנובר, נתן נטע, יון מצולה, עורך י׳ היילפרין, תל אביב, 1966.
(Натан-Ноте Ганновер, «Пучина бездонная». Под. ред. И. Гальприна.)
72. הערץ, יעקב, די ײדן אין אוקראינע, ניו-יארק, 1949.
(Яаков Герц, «Евреи на Украине)
73. ואהרמן, נחום, מקורות לתולדות גזירות ת"ח ות״ט, ירושלים, 1949.
(Нахум Варман, «Исторические источники о погромах 1648-49 гг.)
74. וויינרייך, מאקס, בילדער פון דער ײדישער ליטעראטור געשיכטע, ווילגע, 1928, ז׳ 218–192.
(Макс Вайнрайх, «Очерки истории литературы на идиш».)
75. יערי, אברהם, ״לקוטים ביבליוגרפיים. ל״ג", קרית ספר, 16 (1938-39), עמ׳.377-375
(Авраам Яари, «Библиографические сообщения».)
76. כהנא, אברהם, הספרות ההיסטורית הישראלית, כרך 2, ורשה, 1923. (מהדורת צילום: ירושלים 1969.)
(Авраам Кагана, «Еврейская историческая литература».)
77. כהנא, י״ז,ספר העגונות, ירושלים, 1954, עמ׳ 26.
(И.-З. Кагана, «Книга вдов»)
78. כ״ץ, יעקב, ״בין תתנ״ו לת״ח ות״ט״, ספר יובל ליצחק בער, ירושלים 1961, עמי 337–318.
(Яаков Кац, «Между 1096 и 1648-49 гг.»)
79. מלאכי, אייר, "רושמי גזירות ת"ח", ספר השנה ליהודי אמריקה, 11–10 (1959), עמ׳ 444–425.
(A.-Р. Малахи, «Хроникеры погромов 1648 г.»)
80. נדב, מרדכי, ״למשמעותה של שבועת אמונים של יהודים לקוזאקים בגזירות ת״ח בנמירוב״, ציון 47 (1982), עמ׳ 153–196.
(Мордехай Надав, «Значение клятвы верности евреев козакам во время резни 1648 г. в Немирове». См. также № 37.)
81. קפלן, יוסף, "פליטים יהודיים מאשכנז ומפולין באמשטרדם בימי מלחמת שלושים השנה ובימי הגזירות שבין ת״ח לת״ך", בן ששון (1989), עמ' 622–587.
(Йосеф Каплан, «Еврейские беженцы из Германии и Польши во время тридцатилетней войны и погромов 1600–1648 гг. в Амстердаме»)
82. רבא, יואל, בין זיכרון להכחשה. גזירות ת״ח ות"ט ברשימות בני הזמן ובראי הכתיבה ההיסטורית, תל אביב, 1994.
(Йоэль Раба, «Между памятью и отрицанием. Погромы 1648- 49 гг. в хрониках современников и в историографии».)
83. רבא, יואל, ״גזרות ת״ח-ת״ט בראי העתונות הגרמנית של אותם הימים״, גל- עד, 11 (1989), עמ' כ״ה — ל״ד.
(Йоэль Раба, «Погромы 1648-49 гг. в отражении современной им немецкой прессы». См. также № 41.)
84. רבא, יואל, ״תמורות ההשתקפות גזירות ת״ח-ת״ט במקורות פולניים של המאה ה-17״, גל-עד, 13 (1993), עמ׳ ט״ו — מ״ב.
(Йоэль Раба, «Изменения в отражении событий 1648-49 гг. в польских исторических источниках 17 в.»)
85. רוסמן, משה, סיפורי הגזירות ת״ח ות״ט, מבוא, ירושלים, 1981, עמ' 10-2.
(Моше Росман, предисловие к изданию «Рассказы о погромах 1648-49 гг.» На сс. 11–12 — краткая библиография.)
86. שאצקי, יעקב, ״היסטאריש-קריטישער אריינפיר צום יון מצולה״, גזרות ת"ח, ווילנע, 1938, ז׳ 159-9.
Примечания
Примечания к
С.Я. Боровой. ВВЕДЕНИЕ. КЛАССОВАЯ БОРЬБА НА УКРАИНЕ XVII В. В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ЕВРЕЙСКИХ ХРОНИК
1
Библиографический обзор еврейских источников дан в приложении к настоящей работе.
2
Jawen mezulah («пучина бездонная»), Венеция 1653, л. 2. Все цитаты из Ганновера приводятся нами по этому первому изданию. В дальнейшем цитируется Ганновер.
3
Kinoh al geserath Ukraina s. а. е. 1. Прага (са 1649) и Амстердам (са 1649). Благодаря любезности дирекции Бодлеанской библиотеки в Оксфорде я имел возможность пользоваться фотоснимками с этих редчайших, возможно, уникальных изданий. Цитаты из этого «Плача» приводятся мною по научному изданию в книге Weinreich М., Bilder fun der jidischer literaturgeschichte, Wilna, 1928, стр. 198–218. В дальнейшем цитируется «Плач».
4
Ганновер.
5
«Zojk haitim» («Тяготы времен»), Краков 1650. Цитаты приводятся по изданию Gurland в вып. IV его Lekoroth hageseroth — оттиск из журн. Ozar hasifruth, Краков 1890. В дальнейшем цитируется «Мейер из Щебрж».
6
К. Маркс. Капитал, т. I, стр. 40. М. Партиздат: «Народы, торговые в собственном смысле этого слова, существуют лишь в междумировых пространствах старого мира, как боги Эпикура или как евреи в порах польского общества».
7
Иосиф Верещинский. «Верная дорога к более быстрому и легкому заселению пустынь в русских областях польского королевства». Краков 1590 (цитирую по переводу в «Киевской старине», № 3, 1895, стр. 312).
8
«Памятники», изд. Временной комиссией для разбора древних актов, 1 Киев. 1848, втор. лаг., стр. 83–95; ср. там же, стр. 66, 96, а также Архив Юго-западной России, т. 1, ч. VI, Киев, 1876, стр. 233, 263, 283, 340.
9
Архив Юго-западной России, т. 1, ч. VI, Вступительная статья Новицкого, стр. 146.
10
Czacki Т. Rozprawa о żydach, Wilno 1807, p. 93.
11
«Памятники», т. I, стр. 69.
12
Українські народні думи, т. II, Київ, 1931, стр. 172.
поставили по три шинка,
поставили шесты на курганах
и стали собирать пошлину за пошлиной
С проезжих, едущих с возами
по ползлота,
с пеших людей
по три денежки пошлины брали.
13
Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, т. X, стр. 522.
14
Историко-статистическое описание Черниговской епархии, т. I, Чернигов, 1873, стр. 122.
15
Pinkass hamedinah, Berlin, 1925, p. 17.
16
См. подробнее в моей работе «Евреи в Запорожской Сечи», Исторический сборник I. Ленинград, 1934, стр. 147, 148.
17
Т.е. в условиях рассеяния евреев по всему миру и их расселения среди других народов.
18
Мы оперируем материалами главным образом: литовского ваада, так как из материалов ваада четырех стран, или коронного, до нас дошли только жалкие фрагменты.
19
Pinkass hamedinah, стр. 11.
20
Там же, стр. 12.
21
Из довольно значительной литературы, посвященной кагальной организации, отметим здесь статьи М. Балабана, М. Вишницера, П. Марека и И. Шиппера в «Истории еврейского народа» (изд. «Мир», т. XI, Москва, 1914) и единственную советскую работу на эту тему: Т. Гейликман «История общественного движения евреев в Польше и Литве», Москва, 1930, стр. 222-269
22
Биографические данные о Ганновере с большой тщательностью собраны в статье I. Israelson, N. Hannover, напечатанной в «Historische Schriften», изд. Еврейского научного института, т. 1, Варшава, 1929, стр. 1—26 (на еврейском языке). Автор не делает даже и попытки обрисовать социальное лицо хрониста и проанализировать значение его хроники как исторического источника. А отдельно оброненные замечания о «хмельничине» свидетельствуют, что ученый-исследователь был куда дальше от понимания характера исторических явлений, чем герой написанной им биографии.
23
Ганновер, л. 6. Ср., например, такое характерное место: «И мы оставили свои дома, полные всякого добра — товара, книг и других ценностей». Так не будет вспоминать профессионал-проповедник.
24
Ганновер, л. 11.
25
Давид Ганс (1541–1613), автор хроники «Zemach David» — изложения событий, которые доведены до конца XVI в. Первое издание хроники вышло в Праге в 1592 г.
26
Дальнейшая судьба Ганновера сложилась трагически. После нескольких лет, проведенных в Италии, он переехал в Молдавию, где был раввином сначала в Яссах, потом в Фокшанах. В начале 70-х годов он переехал в Моравию, в городок Унгарнш Броды, где и погиб в 1683 г. во время разгрома этого городка одним из венгерских (куруцких) отрядов графа Текели — союзника Турции в ее борьбе с Австрией.
27
Megilah eifoh — מגילה עיפה впервые напечатано как предисловие к написанной этим же автором поминальной элегии, посвященной жертвам крестьянской войны (Selichoth סליחות, Амстердам, 1651). С тех пор печаталось, главным образом, как приложение к хронике Берга «Scehewet Jehudah», начиная с Амстердамского издания 1766 г. (Первое издание Берга вышло в Адрианополе в 1550 г.). Все цитаты приводятся по лучшему научному изданию «Scehewet Jehudah», ed. Wiener (Ганновер, 1855). В дальнейшем цитируется «Послание».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Еврейские хроники XVII столетия. Эпоха «хмельничины»"
Книги похожие на "Еврейские хроники XVII столетия. Эпоха «хмельничины»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Саул Боровой - Еврейские хроники XVII столетия. Эпоха «хмельничины»"
Отзывы читателей о книге "Еврейские хроники XVII столетия. Эпоха «хмельничины»", комментарии и мнения людей о произведении.