» » » » Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)


Авторские права

Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)

Здесь можно скачать бесплатно "Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство «Гешарим – Мосты культуры», год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)
Издательство:
«Гешарим – Мосты культуры»
Год:
2002
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)"

Описание и краткое содержание "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)" читать бесплатно онлайн.








К тому времени стало ясно‚ что грандиозные планы КОМЗЕТа и ОЗЕТа практически невыполнимы. В стране было огромное количество крестьян с недостаточными наделами земли‚ которые стремились переселиться на новые места‚ а потому власти не могли выделить сотни тысяч гектаров для еврейского неземледельческого населения. Переселенческий земельный фонд на Украине был почти исчерпан; чтобы не возбуждать вражды‚ следовало найти земли для расселения евреев на пустых или малонаселенных территориях. Их искали в районе Азовского моря‚ на Северном Кавказе и Алтае‚ в степях Северного Казахстана; летом 1927 года экспедиция КОМЗЕТа побывала на Дальнем Востоке‚ за восемь тысяч километров от Москвы‚ и обследовала неосвоенные земли к западу от Хабаровска‚ на левом берегу полноводного Амура‚ отделяющего Советский Союз от Маньчжурии‚ провинции Китая.

Экономисты и агрономы ОЗЕТа возражали против переселения в тот район: там были обширные болотистые местности‚ непроходимая тайга‚ неисчислимые виды кровососущих насекомых‚ змеи‚ хищники‚ непроезжие грунтовые дороги со сгнившими мостами‚ долгая малоснежная зима с температурой до сорока градусов мороза и промерзанием земли на глубину до двух метров‚ жаркое и влажное лето с многодневными непрерывными дождями‚ когда реки выходили из берегов и смывали до основания целые деревни. Та территория изобиловала древесиной‚ рыбой‚ дичью и пушным зверем‚ отличалась богатством полезных ископаемых – железная руда‚ золото‚ уголь‚ мрамор и графит‚ однако добыть эти ископаемые было чрезвычайно трудно. И тем не менее в марте 1928 года советское правительство выделило этот район "для нужд сплошного заселения трудящимися евреями"‚ чтобы "при благоприятных результатах" создать там в будущем "еврейскую национальную административно-территориальную единицу".

Площадь того обширного края превышала территорию Бельгии‚ а его население составляло не более тридцати тысяч жителей‚ менее одного человека на квадратный километр. Выделенный для заселения район пересекала грунтовая дорога "колесуха"‚ построенная еще каторжанами. Пересекала его и Транссибирская железнодорожная магистраль – из Москвы‚ через Сибирь‚ до Владивостока на Тихом океане, на которой стояла станция Тихонькая и небольшой таежный поселок при ней в междуречье Биры и Биджана, притоков Амура. По названию этих рек и возникло наименование района – Биробиджан‚ а на месте станции Тихонькой вырос город с таким же именем. В брошюре ОЗЕТа написали: "Биробиджан в настоящее время почти не заселен и на эту землю не имеется претендентов со стороны местного населения; это исключает возможность нежелательных национальных трений между старожилами и еврейскими переселенцами".

Б.Бруцкус‚ экономист (1928 год): "Колонизация Амурской области... сопряжена с совершенно исключительными трудностями; невозможно себе представить‚ чтобы выходцы из еврейских местечек справились с такой задачей. Когда "евсекам" указывают на эти затруднения‚ они их не отрицают‚ но они говорят: положение еврейского населения настолько тяжело‚ что за охотниками поехать в Биробиджан дело не станет".


6


Инициатором этой идеи был "всесоюзный староста" М. Калинин – так он‚ во всяком случае‚ утверждал: "Я дал КОМЗЕТу задание найти такое место‚ где были бы все необходимые политические‚ климатические и естественные условия. И действительно‚ в Биробиджане имеется все. Прежде всего большая‚ свободная‚ плодородная территория на государственной границе. Там другой национальности‚ кроме еврейской‚ в качестве претендентов нет".

Существовали и стратегические соображения того времени – укрепить дальневосточную границу Советского Союза‚ не допустить проникновения китайцев на те земли‚ а когда японцы начали оккупацию Маньчжурии‚ заселение дальневосточных земель приобрело особую важность. А потому в брошюре КОМЗЕТа отметили: "Через десять–пятнадцать лет китайцы подойдут плотной массой к рекам Амур и Сунгари... Вопрос сводится к тому‚ удастся ли заселить в ближайшие десять–пятнадцать лет Биробиджанскую приамурскую полосу. Если она будет заселена своевременно‚ то тогда китайская сельскохозяйственная иммиграция станет невозможной".

Специалисты рекомендовали начать переселение через год‚ чтобы подготовиться к приему первых групп‚ однако все произошло значительно быстрее – в эпоху досрочного выполнения и перевыполнения любых планов. В марте 1928 года приняли решение о переселении евреев в Биробиджан‚ и уже через месяц первые группы из Украины и Белоруссии отправились в путь. Корреспондент газеты "Эмес" сообщал: "Харьков провожал нас скромно‚ но тепло... Короткий митинг. Делегации выстраиваются у паровоза‚ начинают петь "Интернационал". Переселенцы подхватывают‚ и под бодрые‚ веселые звуки музыки поезд отходит".

На станции Тихонькая их тоже встречали с музыкой; первые переселенцы получили лошадей‚ упряжь‚ кое-какой инвентарь и‚ разделившись на две группы‚ поехали на заранее выбранные участки. Одна группа отправилась по размытой грунтовой дороге на опытное поле – путь в шестьдесят километров занял у них несколько дней; другая группа поплыла на пароходе по Амуру‚ чтобы в безлюдном месте заложить рисовые плантации. А со станции Тихонькая уже телеграфировали в Хабаровск (май 1928 года): "В четверг прибывают сто шестьдесят пять переселенцев. Расквартировать невозможно. Срочно вышлите палатки..." – "Люди болеют. Настроение крайне напряженное. Дайте срочное распоряжение занять клубы‚ школы..." – "Фуража и продовольствия совершенно нет. Лошади и переселенцы голодают..."

Переселенцы на Дальний Восток – и евреи в том числе – получали повышенные льготы по сравнению с переселенцами в другие районы страны: почти бесплатный проезд по железной дороге‚ долгосрочные ссуды‚ освобождение от налогов на продолжительное время‚ отсрочку от призыва в армию; лишенцы получали на новом месте избирательные права‚ а их дети – "право поступления в высшие учебные заведения Сибири и Дальнего Востока наравне с детьми рабочих". К концу 1928 года в Биробиджан приехали девятьсот пятьдесят человек‚ однако шестьсот из них вскоре уехали обратно. Для многих переселение оказалось не продуманным желанием изменить образ жизни‚ но вынужденным бегством от голода и лишений. Они попадали в Биробиджан‚ ничего не зная об этом крае‚ порой в отдаленные его районы‚ куда можно было добраться лишь по реке‚ и то не в любое время года; у них не было навыков работы – пилить деревья в тайге‚ корчевать пни‚ распахивать целинную землю‚ а потому они уезжали обратно или отправлялись в индустриальные центры‚ где можно было устроиться на завод.

Из результатов обследования (1929 год): "В поселке при станции Тихонькая... образуется затор из еврейских переселенцев. Они живут в бараках. В невероятной скученности и грязи там валяются вповалку на двухэтажных нарах десятки чужих друг другу людей – холостяков‚ молодых женщин‚ стариков‚ многодетных семейств с грудными младенцами... Они сидят там по два и по три месяца‚ так как‚ во-первых‚ земельные фонды не подготовлены‚ а во-вторых‚ нет дорог".

Тяжелые условия быта‚ болезни‚ отсутствие медицинской помощи, беспокойство за будущее детей гнали людей из Биробиджана. Этому способствовали и климатические условия‚ неподготовленность местных организаций к массовому переселению‚ а также нехватка средств‚ чтобы обеспечить на первое время хлебом‚ орудиями труда‚ крышей над головой. Планы по переселению составляли завышенными‚ путевки выдавали порой немощным людям‚ неспособным к физическому труду‚ которые тут же возвращались обратно‚ а сотрудники КОМЗЕТа докладывали в центр о выполнении норм переселения.

Приезжали‚ конечно‚ и молодые идеалисты‚ захваченные грандиозной идеей создать в диком‚ заброшенном краю еврейский национальный район‚ – это был вызов для них‚ желание сразиться с природой и победить‚ но реальность сразу же начинала диктовать свои условия. Холод. Затяжные дожди. Непролазная грязь. Отсутствие дорог. Жизнь в палатках на голой земле. Перебои с поставками продовольствия. Поголовный падеж скота от сибирской язвы. Гнус‚ от которого не было спасения. "В последние ночи комары не давали спать, – сообщали первые поселенцы. – Печь сломана‚ питаемся плохо. Свиньи погибают. Дожди не прекращаются. Сено гниет. Все вместе создало у части ребят настроение: домой!.." В 1929 году планировали переселить пятнадцать тысяч человек, приехали не более двух тысяч; многие из них вскоре вернулись обратно или разъехались по городам Дальнего Востока.

В 1930 году был основан в Биробиджане еврейский национальный район (население – 38 000 человек‚ евреев – 2672). Официальная пропаганда делала свое дело‚ и в книге очерков написали о переселенцах: "Они приехали за десять тысяч километров‚ из голодных местечек‚ из бывшей черты их оседлости‚ которая осталась чертой их нищеты; они одолели традиции поколений и расстояние‚ и тайгу‚ и построили себе селение‚ и живут‚ и корчуют старые пни‚ и обрабатывают землю. Слушай это‚ Израиль! И не-Израиль тоже слушай хорошенько!.."


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)"

Книги похожие на "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Феликс Кандель

Феликс Кандель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)"

Отзывы читателей о книге "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.