» » » » Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)


Авторские права

Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)

Здесь можно скачать бесплатно "Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство «Гешарим – Мосты культуры», год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)
Издательство:
«Гешарим – Мосты культуры»
Год:
2002
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)"

Описание и краткое содержание "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)" читать бесплатно онлайн.








В 1930 году был основан в Биробиджане еврейский национальный район (население – 38 000 человек‚ евреев – 2672). Официальная пропаганда делала свое дело‚ и в книге очерков написали о переселенцах: "Они приехали за десять тысяч километров‚ из голодных местечек‚ из бывшей черты их оседлости‚ которая осталась чертой их нищеты; они одолели традиции поколений и расстояние‚ и тайгу‚ и построили себе селение‚ и живут‚ и корчуют старые пни‚ и обрабатывают землю. Слушай это‚ Израиль! И не-Израиль тоже слушай хорошенько!.."

И. Фефер‚ из стихотворения на идиш:


Чей шаг? В сибирские леса

Вступила чья нога?

То мы‚ то наши голоса!

То мы‚

То мы‚

Тайга!..

Переселение в Биробиджан пропагандировала организация ОЗЕТ; ее отделения были повсюду‚ даже в Верхнеудинске существовал ОЗЕТ Бурят-Монгольской АССР ‚ выпустивший газету "Озетовец Бурятии". Проводили лотереи в пользу переселенцев‚ печатали пропагандистские материалы на идиш и русском языке‚ посылали в Биробиджан делегации рабочих‚ писателей‚ журналистов для пропаганды заселения района. Но несмотря на многие усилия, количество переселенцев было незначительным, и деятели евсекции признавали: "Евреи голосуют за Биробиджан руками‚ но не ногами". В 1931 году призвали к переезду солдат-евреев‚ и после демобилизации поехали в Биробиджан около тысячи человек. Удачным для переселения оказался 1932 год‚ когда в западных районах страны свирепствовал голод: приехали четырнадцать тысяч евреев‚ в основном с Украины‚ однако более шестидесяти процентов из них в том же году уехали обратно. В 1933 году планировали переселить двадцать пять тысяч человек‚ но приехали лишь три тысячи.

Промышленность и сельское хозяйство Биробиджана развивались слабо из-за недостатка отпускаемых средств и малого количества жителей‚ которые не могли освоить огромные‚ труднодоступные территории. Еврейский национальный район не обеспечивал себя продовольствием‚ а потому хлеб‚ картофель и другие продукты завозили из других районов. В городе Биробиджане были три мощеные улицы‚ отсутствовали водопровод и канализация‚ питьевую воду брали из неглубоких загрязненных колодцев‚ и жители страдали желудочно-кишечными заболеваниями; две поликлиники обслуживали население города‚ одна из которых предназначалась для начальства и членов их семей.

В мае 1934 года еврейский национальный район преобразовали в Еврейскую автономную область в составе Дальневосточного края. По этому поводу М. Калинин говорил: "Вы спрашиваете‚ почему организовали Еврейскую автономную область?.. Основная причина‚ что у нас евреев очень много... это единственная в Союзе ССР национальность‚ насчитывающая до трех миллионов населения и не имеющая государственного образования... Биробиджанская еврейская национальность не будет национальностью с чертами местечковых евреев... потому что из нее вырабатываются сейчас социалистические "колонизаторы" свободной‚ богатой земли с большими кулаками и крепкими зубами".

Первым секретарем обкома партии Биробиджана назначили М. Хавкина‚ а председателем областного исполкома И. Либерберга. В Биробиджане возникли еврейские сельсоветы; в 1937 году в еврейских школах учились почти две тысячи детей; пытались ввести изучение языка идиш в русских и корейских учебных заведениях‚ но из этого ничего не получилось. Выходила на идиш газета "Биробиджанер штерн" ("Биробиджанская звезда")‚ работали Государственный еврейский театр имени Л. Кагановича и областная библиотека имени Шолом-Алейхема. Идиш стал официальным языком наравне с русским‚ а потому вывески на улицах и железнодорожных станциях‚ печати и почтовые штемпеля изготавливали на двух языках. Однако языком делопроизводства идиш не стал‚ хотя и пытались это осуществить: большинство населения Еврейской автономной области не знало этот язык‚ и даже в еврейских колхозах документы составляли по-русски.

Из брошюры ОЗЕТа "Биробиджанские зарисовки" (1934 год): "Город Биробиджан насчитывает около шести тысяч душ населения... "Товарищ‚ что это за большое трехэтажное красное здание?" – "Это наш биробиджанский Дом Советов. Еще не закончен‚ но там уже разместилось большинство наших учреждений: райпартком‚ райкомсомол‚ районный исполком‚ райнаробраз‚ райздрав‚ райснаб"... Дождь... Как видно‚ дождь зарядил на целый день‚ но я думаю: "Светит солнце. Над Биробиджаном восходит солнце‚ наше большое социалистическое солнце‚ солнце трудовой и свободной жизни".

В Биробиджан переселялись представители разных национальностей‚ и к 1935 году количество евреев составило 23%: самый высокий процент еврейского населения за все времена. В 1937 году переселением занялись органы НКВД‚ предполагая направить туда семнадцать тысяч человек‚ но приехали лишь три тысячи. КОМЗЕТ и ОЗЕТ были распущены; плановое переселение евреев практически прекратили‚ чтобы возобновить его на короткий срок после окончания Второй мировой войны. В 1939 году в Еврейской автономной области насчитали 17 695 евреев (16‚2% населения)‚ и первый секретарь обкома партии заявил: "Незначительный процент еврейского населения не оправдывает той цели‚ которая была поставлена при создании автономной области".


7


Переселение евреев на землю было воспринято во всем мире как вызов сионистскому движению‚ которое желало заселить Эрец Исраэль. Большевики-евреи противопоставляли свою работу деятельности сионистов‚ и заместитель председателя КОМЗЕТа А. Мережин провозглашал: "Мы думаем‚ что переход к земледелию – лучший способ истребить сионизм... За три года планомерной работы в области сельского хозяйства... мы имеем успех‚ превышающий почти в пять раз результаты усилий сорокапятилетней работы в Палестине".

Коммунисты подчеркивали разницу между заселением Биробиджана и Палестины и утверждали‚ что переселение на Дальний Восток заменит сионистскую идею: вместо того‚ чтобы строить национальный дом на берегах Иордана‚ евреи построят его на берегах Амура. М. Калинин говорил: "Сионисты ведут кампанию против советской власти‚ сманивая еврейскую бедноту в Палестину‚ где они попадают в невероятную кабалу английского и еврейского капитала... Советская власть не может терпеть того‚ что из ее страны бежит не богач‚ не враг трудового народа‚ а обманутый еврейским капитализмом еврейский бедняк".

Вторили этому в брошюре ОЗЕТа "Биробиджан и Палестина" (1930 год): "Сионисты надеялись‚ что земельные массивы на Украине‚ в Белоруссии и в Крыму быстро иссякнут‚ и тогда они вновь смогут обманывать весь мир своей Палестиной. И вдруг – все надежды лопнули‚ как мыльный пузырь... Конкурировать с Биробиджаном Палестине не под силу". А еврей-коммунист из Германии сообщал в 1930 году после посещения СССР): "У Биробиджана большие перспективы. Евреи смогут наслаждаться там полной свободой... В Биробиджане нет арабской проблемы!"

Агро-Джойнт не принимал участия в биробиджанском проекте‚ вкладывая средства в развитие еврейских поселений в Крыму‚ Белоруссии и на Украине. Помогал Американский комитет по поселению евреев в Биробиджане (АМБИДЖАН)‚ собирали пожертвования еврейские организации в странах Америки и Европы‚ в Латвии было создано Общество содействия еврейской колонизации в СССР (ОСЕК). Американская благотворительная организация ИКОР безвозмездно привозила в Биробиджан тракторы‚ экскаваторы и автомобили‚ техническое оборудование‚ сельскохозяйственный инвентарь‚ разборные деревянные дома‚ медикаменты‚ типографии и электрические прачечные‚ породистых кур для птицеводческих хозяйств‚ сотни видов растений для опытных посадок; прислали в подарок даже коллекцию картин американских художников-евреев для местного музея‚ но картины в Биробиджан не попали‚ и следы их затерялись.

Заселение огромного района на Дальнем Востоке вызвало большой интерес у евреев всего мира. На митинге в Нью-Йорке один из выступавших заявил: "Я благодарю судьбу за счастье жить в тот великий час‚ когда советское правительство официально объявило Биробиджан Еврейской автономной областью..." В Биробиджан приезжали делегации и эксперты; около двухсот евреев-коммунистов из Германии отправились туда в поисках лучшего будущего, сотни евреев из США‚ Аргентины и Уругвая‚ Канады‚ Франции‚ Бельгии и Польши‚ Латвии и Литвы, а также несколько десятков из Палестины. Из воспоминаний иностранных переселенцев: "При компартии США организовали группу переселенцев. Я мечтал о Советском Союзе... и в 1932 году приехал в Биробиджан..." – "В самом начале тридцатых годов было очень трудно найти работу‚ поскольку Америка переживала период депрессии... Тридцать три семьи из Лос-Анджелеса‚ разбившись на три группы‚ отправились в далекий Биробиджан..."

Первая международная коммуна в Биробиджане получила название "Икор-Соцгородок": в ее состав вошла молодежь, выпускники еврейской сельскохозяйственной школы в Белоруссии‚ а также десятки евреев из разных стран. Из США прислали туда электростанцию‚ трактор‚ экскаватор‚ грузовики и бетономешалки‚ полное оборудование деревообделочной мастерской; об этой коммуне писали в еврейских газетах всего мира‚ а ее население предполагали довести до пяти тысяч человек. Иностранные переселенцы намеревались построить в Биробиджане еврейский национальный дом‚ однако условия жизни оказались чрезвычайно тяжелыми – жизнь в бараках, очереди в магазинах и столовых, работа не по специальности‚ тиф, оспа и воспаление легких. "Жили в очень примитивных условиях, – свидетельствовал один из них, – сначала в жару с угнетающими комарами‚ а затем в свирепый‚ пронизывающий зимний холод. Мой отец заболел сразу несколькими серьезными болезнями... После долгих и трудных мытарств нашей семье позволили выехать из Советского Союза". Большинство иностранцев покинуло СССР‚ а образцовая коммуна "Икор-Соцгородок" объединилась с украинским колхозом и потеряла свое название.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)"

Книги похожие на "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Феликс Кандель

Феликс Кандель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)"

Отзывы читателей о книге "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.