» » » » Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)


Авторские права

Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)

Здесь можно скачать бесплатно "Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство «Гешарим – Мосты культуры», год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)
Издательство:
«Гешарим – Мосты культуры»
Год:
2002
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)"

Описание и краткое содержание "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)" читать бесплатно онлайн.








Некий крестьянин из Владимирской губернии жаловался в столицу: "Видим‚ идет семипудовая тетка с заплывшим от жира лицом‚ в пышном наряде‚ за ней идут дети‚ тоже нарядные‚ самодовольные‚ счастливые. Идут очкастые‚ усатые‚ в три обхвата дяденьки с золотыми‚ блестящими кольцами. Идут совбарышни с самодовольной‚ счастливой улыбкой‚ за ними – ухажеры... И если посмотришь с глубоким вниманием вокруг‚ то видишь‚ что те люди‚ которые делают подлости‚ которые не имеют права жить‚ они больше обеспечены правом к жизни. Обездоленные‚ запуганные‚ оборванные‚ грязные‚ с честным порывом жизни лишены права пользоваться ею. Жить можно только за деньги. Неужели жизнь-то проститутка?.."

Письма с жалобами и возмущением поступали отовсюду. В газету "Батрак" (1926 год): "Я был всю Гражданскую войну на фронте... а теперь я пасу скотину‚ всеми забытый солдат революции... Нет‚ товарищи‚ не было правды и не будет‚ хоть сделай сто революций. Как мы были бедняками‚ так и остались... я был пастух и помру пастухом". В "Крестьянскую газету" (1926 год): "Социализм придет очень нескоро или же совсем не будет его‚ потому что все стоящие у власти получают большое жалованье‚ а при социализме жалованья не должно быть никому – потому им нет никакого смысла проводить социализм".

17 декабря 1926 года проходила всеобщая перепись населения, которая насчитала на территории Советского Союза почти сто пятьдесят миллионов человек (147 027 915) – 18% из них жили в городах и 82% в сельской местности. Перепись выявила более полутора миллиона безработных‚ зарегистрированных на биржах труда‚ но в действительности их было значительно больше. В рядах безработных оказалось огромное количество евреев; требовалось принять экстренные меры‚ чтобы их трудоустроить и предоставить средства к существованию‚ – так возникла кампания по переселению евреев на землю.


2


С начала девятнадцатого века царское правительство создавало в черте оседлости сельскохозяйственные поселения‚ в которых крестьяне-евреи обрабатывали землю. К 1914 году их количество составляло пятьдесят три тысячи человек‚ в основном на юге Украины‚ а также в Белоруссии‚ Литве и Латвии. В Екатеринославской губернии было семнадцать еврейских поселений‚ среди них – Сладководная‚ Хлебодаровка‚ Веселая‚ Приютная‚ Роскошная‚ Богодаровка и Трудолюбовка; в Херсонской губернии евреи занимали двадцать одно поселение – Добрая‚ Излучистая‚ Израилевка‚ Бобровый Кут‚ Нагартов (в переводе с иврита "хорошая река")‚ Ефингарь ("красивая река")‚ Сейдеменуха ("поле отдыха") и другие. Там сеяли пшеницу, ячмень и овес‚ сажали картофель‚ косили сено для скота; земледельцы держали коров‚ волов, лошадей и овец‚ разводили домашнюю птицу, высаживали фруктовые сады‚ мололи зерно на собственных мельницах, перерабатывали молоко в сыр и масло; в поселках были построены каменные дома‚ школы‚ синагоги‚ аптеки; на собранные средства содержали врачей и раввинов.

В неурожайные годы поселенцы бедствовали так же‚ как и их соседи-христиане‚ но несмотря на различные трудности, земля кормила тех‚ кто ее обрабатывал. В поселениях преобладали небогатые земледельцы‚ которые с трудом дотягивали до очередного урожая‚ но были и зажиточные хозяева‚ обрабатывавшие свои наделы с помощью новейшего инвентаря. Ни одно из еврейских поселений не распалось со времени возникновения; третье‚ а то и четвертое поколение поселенцев освоилось на земле‚ изменился и внешний их облик: взамен болезненной бледности и физической недоразвитости торговца или ремесленника – загар на лице и мускулистое тело земледельца от привычной полевой работы.

Во время погромов Гражданской войны еврейские сельскохозяйственные поселения разделили судьбу окрестных местечек. В Трудолюбовке убили всех мужчин‚ поселение уничтожили‚ а его территорию распахали и засеяли хлебом; наполовину исчезло поселение Нечаевка‚ серьезно пострадали Добрая‚ Сагайдак‚ Ново-Полтавка и другие. Одни из жителей погибли‚ другие умерли от голода и болезней‚ третьи побросали свои дома или продали их на снос и ушли в города. Количество земледельцев в еврейских поселениях значительно уменьшилось‚ их хозяйства были разорены войной‚ погромами‚ реквизициями времен "военного коммунизма"; многие оказались без коров‚ лошадей‚ семян‚ необходимого инвентаря и запасов продовольствия – не было возможности вспахать землю и дождаться результатов нового урожая.

По окончании Гражданской войны часть беженцев вернулась на прежние места и снова занялась сельским хозяйством. Появились коммуны "Гехалуца"‚ которые объединяли молодежь‚ возникли земледельческие артели‚ созданные общественной организацией Сетмасс (Союз еврейских трудящихся масс)‚ происходило и стихийное расселение на земельных участках‚ которые раньше принадлежали помещикам и остались свободными после наделения крестьян землей. На этих участках – как правило, неподалеку от местечек – евреи организовывали группы земледельцев‚ чтобы прокормиться в голодные годы. "Издали замечаем двух крестьян‚ которые пашут на поле, – сообщали очевидцы. – Мы подходим‚ останавливаемся. "Хаим. Йосл". Если бы не имена‚ ни за что не признали бы евреев в этих людях‚ стоящих перед нами. В домотканых холщовых портах и рубахах‚ босые‚ они так ловко ходят за плугом‚ как если бы отцы и праотцы их были земледельцами".

Из газетной статьи: "Какой-то дядя в картузе‚ съехавшем козырьком на ухо‚ ходит за плугом и покрикивает на коня‚ а позади него шагает другой и пихает что-то в борозду. Это и есть переселенцы‚ минские евреи – двое портных... или двое мелких лавочников‚ которых слопала кооперация‚ или двое сватов-шадхенов‚ которых сводит со света эта новая мораль‚ позволяющая юношам и девушкам влюбляться друг в друга‚ не давая при этом заработать бедному еврею-посреднику‚ хотя, казалось бы, ему тоже надо жить".

В степных районах юга Украины насчитывалось полтора миллиона десятин бывшей помещичьей земли‚ которую прежде не обрабатывали. Туда начали переселяться украинские крестьяне‚ а вместе с ними отправились в путь и евреи. Они объединялись в группы‚ на свой страх и риск шли на юг Украины или в Крым‚ где занимали и распахивали свободные целинные земли. В те годы в Крыму появилось двадцать новых еврейских поселений‚ часть из них с названиями на иврите – Кадима (Вперед)‚ Херут (Свобода)‚ Ахдут (Единство)‚ Бейт-Лехем.

К началу 1925 года в Советском Союзе занимались земледелием около ста тысяч евреев с учетом членов семей: половина из них поселилась на земле еще в царское время‚ а остальные после Гражданской войны. Представитель евсекции побывал в новых‚ стихийно созданных поселениях‚ где условия жизни были невыносимы‚ и задал естественный вопрос: "Почему вы не посоветуете тем‚ кто сидит в местечке‚ не трогаться пока с места? Вы так сильно мучаетесь‚ – отчего же еще находятся желающие переселяться?" На это он получил ответ: "Нам нечего терять. В местечке остается только умереть с голода..."

С. Диманштейн говорил на совещании в ЦК ВКП(б): "От революции в большинстве своем евреи даже проиграли‚ а не выиграли... Пятнадцать–двадцать процентов улучшили свое положение после революции‚ тридцать процентов осталось в том же положении и у пятидесяти процентов положение ухудшилось... Еврейское население в местечках вымирает‚ молодежь уходит в контрабанду‚ где находит себе выход человек‚ ни к чему не приспособленный".

Обследование украинских местечек приводило к незавидным результатам: "Дома не имеют дворов‚ не имеют зеленых насаждений... крайне близко расположены друг к другу... Улицы немощеные‚ тротуаров нет... Пищевые продукты (на базарной площади) продаются прямо с земли‚ в лучшем случае с возов... Общественных уборных‚ мусорных ящиков нет... Колодцы содержатся в крайне антисанитарном состоянии... Все отбросы‚ мусор‚ вплоть до человеческих выделений выбрасываются на улицу куда попало... Все это дождями смывается в реку‚ в сухую погоду пылью разносится по местечку‚ заносится обувью в квартиры".

Стороннего наблюдателя поражали в местечках обветшалые деревянные дома‚ покосившиеся‚ подпертые бревнами стены‚ забитые фанерой окна‚ повалившиеся заборы‚ непролазная грязь после дождей. "Если еврейское местечковое население не перевести на другие хозяйственные рельсы‚ – предупреждали экономисты‚ – то оно несомненно обречено на голодное вымирание". Чтобы разрешить эту проблему‚ в августе 1924 года был создан Комитет по земельному устройству трудящихся евреев (КОМЗЕТ). Его задачу определили однозначно: "открыть для еврейской бедноты доступ к производительному труду на земле". Председатель Комитета П. Смидович заявил: "Экономическая политика советской власти зажимает и будет зажимать" традиционные источники дохода еврейского населения – частную торговлю‚ посредничество‚ ремесленный труд‚ поставив евреев "перед опасностью вырождения"‚ а потому выход один: наделить землей беднейшие слои еврейского населения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)"

Книги похожие на "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Феликс Кандель

Феликс Кандель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)"

Отзывы читателей о книге "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.