» » » » Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)


Авторские права

Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)

Здесь можно скачать бесплатно "Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство «Гешарим – Мосты культуры», год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)
Издательство:
«Гешарим – Мосты культуры»
Год:
2002
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)"

Описание и краткое содержание "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)" читать бесплатно онлайн.








Из записей бойца одесской дружины‚ младшего унтер-офицера‚ Георгиевского кавалера А. Барского‚ погибшего при защите мирных жителей: "Город заняли большевики... Еврейская дружина была расформирована. Официально она прекратила свое существование‚ но фактически сохранилась‚ и весь город знал‚ что в случае нападения грабителей надо звонить... прапорщику Крахмальникову‚ и солдаты-евреи немедленно явятся на помощь..." – "С момента эвакуации большевиков и до прихода немцев город два дня находился в руках грабителей. Бойцы еврейской дружины самовластно взяли на себя охрану города. Тюрьма была оцеплена и у нее поставлены пулеметы‚ город разбит на участки и поставлен под надзор дружины..." – "Снова появилась Добровольческая армия... В день парада на Соборной площади начальник округа обратил внимание на неизвестную ему часть‚ хорошо обмундированную‚ прекрасно обученную и имевшую в своем составе много Георгиевских кавалеров. Это был еврейский батальон..." – "В город вновь вошли отряды коммунистов... Еврейский батальон переименовали в Первый Советский пехотный еврейский полк... Его деятельность сводилась к охране населения от грабежей и насилия..."

"Король Молдаванки" Мишка Япончик (М. Винницкий) – сын биндюжника‚ мужчина небольшого роста с раскосыми глазами – руководил бандой одесских налетчиков‚ большинство которых составляли евреи. Они совершали дерзкие нападения на банки‚ магазины‚ игорные и публичные дома‚ забирали деньги и драгоценности; часть награбленного Япончик отдавал бедным жителям города‚ устраивал для них пиршества‚ на которые сходились нищие и обездоленные. Мишка Япончик‚ дерзкий‚ жестокий и бесстрашный‚ любил прогуливаться по Дерибасовской улице в кремовом костюме с галстуком-бабочкой‚ на голове желтая соломенная шляпа "канотье"‚ и полицейские делали вид‚ будто его не замечают. Япончик посылал самых отчаянных громил защищать еврейские кварталы от погромщиков и обучать евреев обращению с оружием; историк С. Боровой отметил в своих воспоминаниях: "Люди Мишки Япончика... в "погромно опасные моменты" патрулировали на улицах с преобладающим еврейским населением‚ безжалостно пристреливали тех‚ кого подозревали в подготовке погрома".

Мишка Япончик называл себя анархистом и в апреле 1919 года вместе со своими "мальчиками" вступил в Красную армию; в его полку было более двух тысяч человек‚ и на фронт их провожала вся Одесса. Из воспоминаний: "Впереди шли музыканты. Люди Япончика собирали их по всему городу. Трубачи и флейтисты из Оперного театра‚ нищие скрипачи‚ побиравшиеся по дворам‚ гармонисты из слободских пивнушек – все они шагали рядом‚ играя походные марши и блатные мелодии. Позади оркестра ехал на белом жеребце сам Япончик в кожаной фуражке‚ в офицерском френче и красных галифе, два маузера и уланский палаш на боку... Несли огромное знамя из тяжелого малинового бархата. На нем было вышито название: "Первый непобедимый интернациональный одесский железный полк "Смерть буржуям!.." Рядом с Япончиком гарцевал на рыжем жеребце его адъютант Герш Гундосый‚ а следом шагали "мальчики" со своими подругами‚ одетые в мундиры разных армий‚ на головах котелки‚ цилиндры и береты..."

В бою под Вапняркой Япончик поднял в атаку свой полк‚ и они выбили петлюровцев из окопов. Среди прочих прославился в том сражении известный на всю Одессу налетчик Толик Бумбер; командующему армией отправили телеграмму следующего содержания: "Мы Петлюру зашухерим ручными гранатами". Во втором бою "мальчики" вынуждены были отступить и начали расходиться по домам; полк разоружили‚ а своенравного командира Мишку Япончика застрелили – возможно‚ по телеграфному распоряжению Л. Троцкого.


6


В 19191921 годах на юге Украины действовала армия Нестора Махно. Центром махновщины стало село Гуляй-Поле Екатеринославской губернии‚ откуда Махно был родом. Революционная повстанческая армия под его командованием сражалась против Добровольческой армии А. Деникина и отрядов С. Петлюры – иногда во взаимодействии с Красной армией‚ а порой и в ее составе. Махно отличался бесстрашием‚ четырнадцать раз был ранен в боях‚ за смелый рейд в тылу деникинской армии получил орден Красного Знамени. Бывали периоды‚ когда Махно не выполнял приказы большевиков‚ его объявляли вне закона‚ и к тем временам относится лозунг его отрядов: "Бить белых‚ пока не покраснеют. Бить красных‚ пока не почернеют".

Армия Махно насчитывала в лучшие времена до восьмидесяти тысяч человек – пехота‚ конница‚ тачанки; одним из полков командовал еврей А. Клейн‚ одной из бригад М. Черняк. Были в армии русские‚ украинские‚ греческие полки‚ была и артиллерийская батарея с артиллеристами-евреями под командованием А. Шнайдера‚ с еврейскими солдатами отряда прикрытия‚ которые сражались с деникинцами до последнего человека и последнего снаряда при защите Гуляй-Поля.

Отряды Махно выступали под анархистскими лозунгами; это было‚ по его выражению‚ "могучее антигосударственное революционное движение широких украинских масс"; среди идеологов его движения оказалось немало анархистов-евреев. Ближайшим сподвижником Махно и заместителем председателя военно-революционного совета армии был В. Волин (Эйхенбаум‚ сын русской и крещеного еврея). Агитационным отделом армии руководил А. Барон (Канторович). Начальником контрразведки‚ командиром личной охраны Махно был Л. Задов (Зиньковский‚ крещеный еврей), который не раз выносил раненого командира с поля боя (впоследствии вернулся в СССР‚ работал в одесском отделе НКВД‚ награжден именным боевым оружием‚ расстрелян в 1938 году). Примкнули к Махно и евреи из украинской анархистской конфедерации "Набат" – Е. Келлер‚ И. Эмигрант (Гутман)‚ Я. Алый (Суховольский). Анархисты приезжали в Гуляй-Поле даже из США‚ чтобы бороться за свои идеалы‚ среди них евреи Э. Голдман и А. Беркман.

Отряды махновцев тоже грабили, а порой и убивали евреев занятых городов и местечек‚ налагали непосильные контрибуции‚ однако Махно расстреливал зачинщиков прогромов и наделял оружием отряды еврейской самообороны. В приказах за подписью "Батько-Махно" он обещал "беспощадно расправляться со всеми виновниками" грабежей и убил (возможно, собственноручно) атамана Григорьева‚ прославившегося чудовищными погромами со многими жертвами. На одной из железнодорожных станций Махно застрелил коменданта‚ который к его приезду вывесил плакат "Бей жидов‚ спасай революцию‚ да здравствует батько Махно!" На его стороне сражалась Вольная боевая дружина под командованием Маруси Никифоровой‚ дочери русского офицера‚ которая расстреливала погромщиков и своими речами сумела предотвратить несколько разбоев. Махно вспоминал впоследствии‚ что во время выступления "Маруси" солдаты‚ намеревавшиеся "громить жидов‚ плакали как дети".

Отряды Махно участвовали в штурме Перекопа и взятии Крыма‚ а когда он отказался расформировать свои полки и войти в состав Красной армии‚ его объявили врагом советской власти и разгромили. В столицу анархистского движения Гуляй-Поле вошла латышская дивизия и части особого назначения. Уничтожали на месте махновцев‚ взятых с оружием в руках‚ казнили их семьи без суда и следствия‚ расстреляли родственников Махно. После потери своей армии Махно сформировал новые отряды‚ до августа 1921 года боролся против "большевистской диктатуры и ее контрреволюции"‚ а затем с малой группой – тяжело раненный в последнем бою – ушел через Днестр в Румынию.

Историки по-разному оценивают меру личной ответственности Генерального секретаря военных дел Украины‚ а затем главы Директории Симона Петлюры в проведении еврейских погромов. В конце 1917 года он призывал солдат нарождавшейся украинской армии не допускать антиеврейских выступлений: "Если вы их допустите‚ то покроете позором украинское войско. Никакие погромы не должны быть допущены на нашей земле". Однако после погрома в Житомире Петлюра не принял представителей еврейской общины‚ а в Елисаветграде ответил еврейской делегации: "Не ссорьте меня с моей армией".

После отступления из Киева правительство Директории расположилось в Каменец-Подольском‚ осудило погромы‚ выделило деньги для пострадавших и призвало евреев сотрудничать с украинцами против большевиков и деникинцев. В июле 1919 года Петлюра заявил‚ что еврейское население "стало на путь активной помощи нам в борьбе с врагом и в строительстве Украинской независимой республики‚ поэтому любое насилие принесет лишь вред‚ раскол в наши ряды и погубит все дело".

Выступления Петлюры против погромов становились более частыми и решительными; он расформировал воинскую часть за грабежи с насилиями, отстранял от должности командиров‚ грозил "карать беспощадно" погромщиков. В начале 1921 года Петлюра обратился с воззванием "К населению Украины": "Передавайте это воззвание из села в село, из хаты в хату, из рук в руки... Еврейское население мелкие торговцы, ремесленники и рабочие... так же, как и вы, селяне, ждет не дождется освобождения от коммунистов-грабителей. Если вы встретите среди коммунистов евреев, помните, что они для своего народа такие же каины-предатели, забывшие веру и законы отцов своих, как и те наши предатели, что пристали к коммунистам; несправедливо было бы перекладывать вину за них на весь еврейский народ, как нельзя перекладывать вину за наших предателей-коммунистов на весь украинский народ..." Глава Директории приходил к такому выводу в своем воззвании: "Я уверен‚ что... не вы уничтожаете еврейское население‚ а уничтожают его сами большевики и те бандиты‚ которые при коммуне расплодились на нашей земле".


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)"

Книги похожие на "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Феликс Кандель

Феликс Кандель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)"

Отзывы читателей о книге "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.