Феликс Кандель - В поисках пропавших колен Израиля
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "В поисках пропавших колен Израиля"
Описание и краткое содержание "В поисках пропавших колен Израиля" читать бесплатно онлайн.
А в Шмойновке в это время… одни кричали: "(Эту копейку мы потратим) на Талмуд-Тору!", другие – "на синагогу!", третьи – "на ограду (для кладбища)". Крик, брань, проклятия сыпались со всех сторон, и всё это покрывалось воплями женщин и отчаянным плачем детей…
– Нет, – сказал Мессия, – я поторопился.
И он повернул коня назад…"
Повод для размышления.
В стихотворении С. Фруга "Легенда о чаше" сын спрашивает мать: правда ли, что "пред Божьим престолом" стоит чаша, и если евреи страдают "от рук беспощадных людей", в чашу падает слеза Господа? И когда она наполнится, придет Мессия? "То правда святая", – отвечает мать, но ребенок не успокаивается: когда же будет полна та чаша? "Быть может, в ней сохнут те слезы веками? Быть может… бездонна она?"
ЛЖЕМЕССИИ
Говорили мудрецы Израиля: человеку не дано знать дату появления избавителя; если бы прежним поколениям стало известно, сколько времени пройдет до прихода Мессии, они бы не выдержали груза изгнания.
Этот груз был нестерпим, а потому в разные периоды еврейской истории‚ во времена великих народных бедствий появлялись люди, провозглашавшие себя Мессиями, и каждый из них заявлял‚ что его цель – восстановление еврейского царства. "В несчастье человек становится легковерным, – отметил Иосиф Флавий, – и если является обманщик, который сулит полное избавление от бед, надежда охватывает страждущего".
Флавий сообщал о появлении лжемессий за десятки лет до разрушения Второго Храма‚ когда римляне теснили Иудею, и народ видел спасение в приходе избавителя. Это были "обманщики и прельстители, которые под видом божественного вдохновения… туманили людей безумными представлениями и манили за собой в пустыню‚ чтобы показать там чудесные знамения их освобождения".
Флавий назвал лжемессию по имени Теудас‚ который повел людей к Иордану и обещал‚ что река расступится перед ними, – римские солдаты разогнали толпу‚ а его казнили. Объявился некий еврей из Египта‚ собрал тысячи людей и привел на Масличную гору, чтобы увидели, как "по его мановению падут иерусалимские стены"‚ и они освободят Иерусалим от римлян, – солдаты рассеяли собравшихся, убили сотни человек, а египтянин исчез.
Был даже, по свидетельству Флавия, "лжепророк", возвестивший иерусалимцам: "Бог велит вам взойти к Храму, где вы увидите знамение вашего спасения…" Он увлек за собой в горящий Храм – навстречу чудесам – мужчин, женщин, детей‚ и они погибли в пламени.
Прихода Мессии ожидали и в середине пятого века. На средиземноморском острове Крит объявился некий Моше‚ который обещал провести евреев в Святую Землю – пешком по морю. В назначенный день его последователи собрались на берегу моря‚ по сигналу бросились в волны‚ и многие утонули.
В восьмом веке проповедовал в Персии Абу Иса (Ицхак бен Яаков), провозвестник скорого пришествия Мессии и основатель еврейской секты исавитов. Он говорил, что Всевышний повелел ему освободить евреев из-под власти иных народов, а его последователи утверждали, будто Абу Иса был сначала простым портным, не умел читать и писать, однако по наитию свыше сочинил несколько книг.
Еще рассказывали, что Абу Иса отправился за реку Самбатион, к Бней Моше, а вернувшись оттуда, напал на мусульман. Достоверно известно, что во главе воинов-евреев он сражался с войсками арабского халифата, потерпел поражение и погиб, однако его сторонники верили, что Абу Иса скрылся в горной пещере.
Повод для удивления.
Иудган (Иегуда), один из учеников Абу Исы, тоже выдавал себя за пророка и предсказывал скорый приход избавителя. Вокруг него образовалась секта иудганитов, считавших своего учителя Мессией; после его смерти они утверждали, что Иудган жив и скоро вернется.
ПЕРВЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД
Из века в век борьба церкви против евреев всё более усиливалась; церковные авторитеты требовали унижать и притеснять их всеми способами‚ чтобы заставить принять крещение. Угнетенное еврейство было‚ по их мнению‚ лучшим доказательством истинности христианства‚ к которому‚ как они утверждали‚ перешло прежнее величие Израиля.
Один из вдохновителей крестовых походов писал королю Франции: "Я не требую‚ чтобы этих людей‚ над которыми тяготеет проклятие‚ предавали смерти‚ ибо сказано в Писании: не убивай! Бог не хочет‚ чтобы их искоренили‚ а только чтобы они‚ подобно братоубийце Каину‚ продолжали существовать для великих мук и великого позора‚ так‚ чтобы жизнь была им горше смерти. Они зависимы‚ жалки‚ придавлены‚ боязливы – и должны оставаться такими‚ пока не обратятся на путь спасения!"
В одиннадцатом веке монах Петр Пустынник возглавил огромную толпу верующих: это были рыцари‚ монахи‚ крестьяне‚ ремесленники. Тысячи людей бросали свои дома‚ пришивали на одежду кресты и шли воевать с "неверными", чтобы освободить от мусульман Святую Землю и Иерусалим. В 1095 году эта неорганизованная масса‚ раздробленная на мелкие отряды‚ двинулась через Германию‚ грабя и разоряя всё на своем пути, – так начался Первый крестовый поход‚ и его жертвами сразу же стали евреи.
"Восстал народ дикий‚ отчаянный‚ ожесточенный‚ сброд французов и германцев... – сообщал еврейский летописец. – Проходя через города‚ где жили евреи‚ они говорили друг другу: "Мы идем отомстить исмаилитам‚ а тут перед нами евреи‚ предки которых распяли нашего Спасителя‚ – отомстим прежде им! Пусть сотрется имя Израиля или же они уподобятся нам и признают мессией Иисуса"…" Раввины назначали дни поста и молитв‚ чтобы предотвратить бедствие; общины платили огромные суммы денег епископам и начальникам городских гарнизонов‚ но посланные на помощь солдаты отказывались защищать евреев.
Весной 1096 года 20 евреев были убиты в городе Меце. В мае того года в Шпейере убили 11 евреев‚ отказавшихся креститься. В Вормсе после вооруженного сопротивления погибли все евреи города‚ кроме насильно крещенных и тех‚ кто успел спрятаться у епископа. Им предложили принять крещение; они попросили время на размышление, но когда срок прошел и отворили двери‚ то обнаружили‚ что евреи убили себя. Погибло в Вормсе 400 человек‚ по некоторым источникам – 800.
Затем крестоносцы подошли к Майнцу. Евреи пытались остановить их у ворот города‚ затем у ворот своего квартала, но не могли противостоять более многочисленным, искусным в военном деле рыцарям. 27 мая 1096 года те ворвались в еврейский квартал и перебили всех; считают‚ что погибших было – 1014 человек. Ицхак бен Давид‚ насильно крещенный вместе со своей семьей‚ зарезал дочерей‚ а затем поджег синагогу и сгорел в огне‚ потому что христиане предполагали превратить синагогу в церковь.
Десятки евреев Майнца прятались у местного епископа‚ но когда он заявил‚ что не может их защищать‚ и предложил креститься, 54 человека умертвили друг друга. Среди них оказался и Мешуллам бен Моше, литургический поэт, автор "Змирот шабат" – "Субботних песнопений", которые начинаются такими словами: "Покой и радость, свет евреям, День субботний, день отрады…"
Современник событий в Майнце свидетельствовал: "Женщины набрались мужества, зарезали своих сыновей и дочерей‚ а потом самих себя. Мужья зарезали жен и детей... Они громко кричали из окон: "Смотри‚ Боже‚ что мы делаем ради Твоего Святого Имени!.." И смешалась кровь родителей с кровью детей‚ кровь братьев и сестер‚ учителей и учеников‚ женихов и невест‚ грудных детей и кормилиц..."
Погибли евреи Кельна; такая же участь постигла евреев Трира‚ Регенсбурга и других городов‚ евреев Богемии и Моравии. Крестоносцы свирепствовали с мая по июль 1096 года между Рейном и Дунаем‚ а затем пошли на юг. По примерным подсчетам, около 4000 евреев Германии были убиты и покончили жизнь самоубийством‚ по некоторым источникам – 12 000.
Моше бен Эльазар га-Коэн оплакивал те жертвы: "О небо‚ чем же мы хуже других народов? Разве сила камня – наша сила‚ разве из меди плоть наша‚ чтобы перенести тяжесть этих бедствий?.. Жгут и режут больших и малых‚ жен и детей‚ старцев и юношей‚ женихов и невест... Спросите всех жителей земли: было ли что-либо подобное с другим народом?.."
А на очереди был Второй крестовый поход, за ним Третий – и новые жертвы среди еврейского населения Европы.
"КОМУ ЖИТЬ И КОМУ УМЕРЕТЬ"
Во времена гонений на евреев появилась поразительная по силе молитва о небесном суде над людьми. С этой молитвой связана легенда, – как же ее не рассказать?
В городе Майнце жил богатый и набожный рабби Амнон‚ которого местный епископ упорно старался обратить в христианство. Однажды‚ когда епископ снова надоедал своим предложением‚ рабби Амнон неосторожно сказал‚ что через три дня даст окончательный ответ. В назначенный день он не явился к епископу‚ и тот велел привести его силой‚ чтобы наконец-то решил: да или нет. Рабби Амнон ответил на это: "За то‚ что своим словом я дал тебе повод подумать‚ будто отрекусь от своей веры‚ я заслуживаю того‚ чтобы отрезали мне язык". Но возмущенный епископ закричал: "Не язык тебе отрежут‚ а ноги‚ которые не пошли ко мне в обещанный день!" И несчастному отрубили обе ноги.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "В поисках пропавших колен Израиля"
Книги похожие на "В поисках пропавших колен Израиля" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Феликс Кандель - В поисках пропавших колен Израиля"
Отзывы читателей о книге "В поисках пропавших колен Израиля", комментарии и мнения людей о произведении.