Марк Твен - Кто же ты, человек? (Что такое человек)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Кто же ты, человек? (Что такое человек)"
Описание и краткое содержание "Кто же ты, человек? (Что такое человек)" читать бесплатно онлайн.
Это последнее крупное эссе М. Твена, напечатанное в 1906 году. Полностью на русский язык оно ранее не переводилось.
В этом произведении Твен подводит итоги своим размышлениям о человеке и жизни. Оно написано в форме диалога, в котором старик и юноша обсуждают механистичный взгляд на человека, его мораль и основу его поступков.
Y.М. А человек, который идет на костер, чем исполняет долг вместо того, чтобы трусливо избежать его.
О.М. Это его натура и его обучение. Он должен удовлетворять свой дух, даже если он стоит ему жизни. Другой человек, пусть и такой же религиозный, но другого темперамента, не исполнит этого долга, хотя и признавая его долгом, и горюя, что он его не достоин: но ему приходится удовлетворять дух внутри него — ничего поделать он не может. Он не может исполнить этот долг ради самого долга, потому что это не удовлетворит его духа, а удовлетворение духа всегда стоит НА ПЕРВОМ МЕСТЕ. Оно предшествует остальным долгам.
Y.М. А священник с незапятнанными моральными принципами, который голосует за подлеца в органы управления, который состоит в его партии, и против честного человека из другой партии.
О.М. Он должен удовлетворять свой дух. У него нет никакой общественной морали или своих моральных принципов, если процветание его партии на кону. Он всегда будет следовать своей натуре и воспитанию.
IV
Y.М. Вы продолжаете повторять это слово — воспитание. Под ним вы понимаете…
О.М. Изучение, обучение, наставления, проповеди? Это только часть этого — но не большая часть. Я имею ввиду ВСЕ внешние воздействия. Их не перечесть. От колыбели до могилы, пока человек бодрствует, он находится под постоянным воспитанием. В первом ряду его воспитателей стоит СООБЩЕСТВО. Это окружающая среда с людьми, влияющая на его разум и чувства, снабжающая его идеалами, ставящая его на ноги и поддерживающая его в пути. Если он отклоняется с этого пути, его начинают избегать люди, которых он больше всего любит и почитает, и чье одобрение ценит превыше всего. Он хамелеон: по закону своей природы он принимает цвет того места, в котором обитает. Оказываемые на него влияния формируют его предпочтения, его антипатии, его политические убеждения, его вкусы, его мораль и нравы, его религию. Никакие из этих вещей он сам не создает. Он ДУМАЕТ, что создает, но только из-за того, что не вник в суть дела. Встречал ли ты пресвитерианцев?
Y.М. Много раз.
О.М. Как вышло, что они стали пресвитерианцами, а не конгрегационалистами? А те в свою очередь не баптистами, а баптисты не католиками, католики буддистами, буддисты квакерами, квакеры приверженцами епископальной церкви, приверженцы епископальной церкви миллеритами, миллериты индуистами, индуисты атеистами, атеисты спиритуалистами, спиритуалисты агностиками, агностики методистами, методисты конфуцианцами, конфуцианцы унитаристами, унитариане магометанами, магометане воинами спасения, воины спасения зороастрийцами, зороастрийцы христианскими учеными, христианские ученые мормонами — и так далее?
Y.М. Вы сами знаете на это ответ.
О.М. Этот список вероисповеданий не является записью учений и поисков истины; это, главным образом (и саркастически), означает, что способно сотворить СООБЩЕСТВО.
Если вам известна национальность человека, вы почти что без особого труда в состоянии определить вид его религии: англичанин — протестант; американец — тоже; испанец, француз, ирландец, итальянец, южноамериканец — католики; русский — православный; турок — магометанин; и так далее. А если вам известен вид его религии, вам известно, какие религиозные книги он читает, когда хочет получить истину, и какие книги он избегает, как бы случаем не заполучить больше истины, чем ему было необходимо. В Америке, если ты знаешь, за какую партию голосует человек, ты также знаешь, в каких сообществах он вращается, как он получил свои политические взгляды, какую газету он читает, чтобы просветить себя, какой род газет старательно избегает, какие массовые политические собрания посещает, что расширить политические знания, и от каких собраний уклоняется, разве что чтобы доказать несостоятельность их доктрин обломками кирпичей. Мы постоянно слышим о людях, находящихся в ПОИСКАХ ИСТИНЫ. Я никогда не встречал (неизменного) его образца. Я думаю, он никогда не ступал на эту землю. Однако я повидал несколько чистосердечных людей, которые ДУМАЛИ, что они (неизменные) Искатели Истины. Они искали прилежно, настойчиво, тщательно, осмотрительно, глубоко, со всей честностью и подходящим суждением — пока не уверовали, без грамма сомнений и вопросов, что наконец-то нашли ИСТИНУ. НА ЭТОМ ИХ ПОИСК ЗАКАНЧИВАЛСЯ. Они проводили остаток своих залатывая дыры по мере их появления, дабы защитить свою ИСТИНУ от непогоды. Если человек охотился за политической ИСТИНОЙ, он находил ее в одном из сотен политических учений, которые руководят людьми на земле; если он был в поисках ЕДИНСТВЕННО ВЕРНОЙ РЕЛИГИИ, он находил ее среди других трех тысяч религий, которые были на рынке. В любом случае, найдя ИСТИНУ, ОН НЕ ПРОДОЛЖАЛ ИСКАТЬ ДАЛЬШЕ; но начиная с того дня, с паяльником в одной руке и дубинкой в другой, он паял дыры и аргументировал возражающих. Было неисчислимое количество Временных Искателей Истины — слышал ли ты когда-нибудь о неизменном? В силу самой своей природы такой человек невозможен. Но вернемся к нашей теме… воспитание: все воспитание состоит в той или другой форме ВНЕШНЕГО ВЛИЯНИЯ, и СООБЩЕСТВО ЯВЛЯЕТСЯ БОЛЬШЕЙ ЕГО ЧАСТЬЮ. Человек всегда такой, каким внешние влияния выковали его. Они воспитывают его в худшую сторону или в хорошую сторону — но они ВОСПИТЫВАЮТ его; они работают над ним день и ночь.
Y.М. Тогда выходит, что если волею судьбы человек имеет несчастье расти не в той среде, то для него нет надежды, если судить по вашим замечаниям — его будут воспитывать в худшую сторону.
О.М. Нет надежды? Для этого хамелеона? Ты ошибаешься. В том, что он хамелеон, и заключена его главная удача. Ему следует только сменить место обитания — свое СООБЩЕСТВО. Но побуждение для этого должно прийти ИЗВНЕ — сам он не породит такую идею с этой целью. Иногда даже самый пустяковый и случайный инцидент может предоставить ему этот импульс и поставить его на новый путь, с новым соображением. Случайно оброненная фраза возлюбленной, «Я слышала, что вы трус» может полить зерно, которая затем вырастет, расцветет и разрастется, и принесет неожиданные плоды — на полях брани. История человечества полна таких случаев. Сломанная нога привела богохульного и похабного солдата в лоно религиозных влияний и снабдила его новым идеалом. В результате этого появился орден иезуитов, и он сотрясал троны, менял законы, и делал другие огромные вещи на протяжении двухсот лет — и продолжит делать. Случайно прочитанная книга или статейка в газета могут привести человека на новую дорогу и заставить его отречься от прежних связей и искать новых, находящихся во взаимном понимании с его новыми идеалами: и в результате этот человек может полностью изменить образ своей жизни.
Y.М. Вы намекаете на какую-то программу действий?
О.М. Не на новую — на древнюю. Как само человечество.
Y.М. Какую?
О.М. Расстановку ловушек для человека. Ловушек с приманкой в виде ПОБУЖДЕНИЙ В СТОРОНУ ВЫСОКИХ ИДЕАЛОВ. Это то, чем занимается человек, раздающий брошюрки.
Это то, чем занимаются миссионеры. И это то, чем должны заниматься правительства.
Y.М. Разве они этого не делают?
О.М. В одном случае они это делают, в другом нет. Они изолируют больных оспой от здоровых людей, но, борясь с преступностью, они сажают здоровых в чумной барак, наполненный больными. Иначе говоря, они сажают неискушенных преступников с закоренелыми преступниками. Это бы не имело значения, если бы человек изначально стремился к добру, чего у него не наблюдается, а его СООБЩЕСТВО делает начинающих преступников еще хуже, чем они были до того, как там оказались. Иногда это очень суровое наказание для сравнительно невинного человека. Они вешают человека — невеликое наказание; это разбивает сердца его семьи — суровое наказание.
Они уютно сажают и кормят человека, избивающего жену, и оставляют его невинную жену и семью голодать.
Y.М. Вы верите в учение, что человек наделен интуитивным осознанием добра и зла?
О.М. У Адама его не было.
Y.М. Но приобрел ли его человек с тех пор?
О.М. Нет. Я считаю, что никакой интуиции и в помине у него нет. Он получает ВСЕ свои идеалы, все впечатления из внешнего мира. Я продолжаю повторять это в надежде, что смогу убедить тебя в этом, чтобы ты стал заинтересован в том, чтобы пронаблюдать и проанализировать это сам, а затем сделать вывод о ложности или верности моего утверждения.
Y.М. Где вы взяли ваши раздражающие суждения?
О.М. ИЗВНЕ. Я не изобретал их. Они скопились из тысяч незамеченных источников. В основном НЕОСОЗНАННО накопились.
Y.М. Верите ли вы, что Бог может создать врожденно честного человека?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Кто же ты, человек? (Что такое человек)"
Книги похожие на "Кто же ты, человек? (Что такое человек)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Марк Твен - Кто же ты, человек? (Что такое человек)"
Отзывы читателей о книге "Кто же ты, человек? (Что такое человек)", комментарии и мнения людей о произведении.