Авторские права

Дмитрий Малинин - Калуга

Здесь можно скачать бесплатно "Дмитрий Малинин - Калуга" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Золотая аллея, год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Дмитрий Малинин - Калуга
Рейтинг:
Название:
Калуга
Издательство:
Золотая аллея
Жанр:
Год:
2004
ISBN:
5–7111–0310–1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Калуга"

Описание и краткое содержание "Калуга" читать бесплатно онлайн.



Выдающийся труд известного историка и краеведа Дмитрия Ивановича Малинина (1879–1933) по истории Калуги и Калужского края с древнейших времен до начала XX века. Книга содержит подробное описание исторических, культурных, архитектурных достопримечательностей губернии и является бесценным источником сведений о прошлом. Для широкого круга читателей.


Печатается по изданию: Малинин Д. И. Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. — Калуга, 1912.


Вступительная статья А. В. Лиона Комментарии А. К. Ларина, Г. М. Морозовой, Г. И. Рояновой

Федеральная целевая программа «Культура России»


Q.A. WARNING!!! В книге широко применяется выделение разрядкой. Для чтение рекомендуется использовать CoolReader3-9999.






Церковь была переделана из часовни, стоявшей тогда на краю Калуги близ рва, отделявшего с восточной стороны город от предместий, в Жировской части. Эта часовня была устроена из амбара, принадлежавшего купцу Петру Алтынникову; старообрядцы очень ею дорожили. В прошении они ходатайствовали обратить означенную часовню в церковь во имя Сошествия св. Духа и для сего пристроить алтарь и украсить ее церковным благолепием. 22 ноября 1801 г. разрешение было дано. А через месяц часовня была уже отделана и 4 января 1802 г. была освящена; при сем еп. Феофилакт пожертвовал икону Сошествия св. Духа… В 1810 г. единоверцы снова обращаются к преосв. Евлампию с прошением о дозволении им их скудную церковь «привесть в лучшее и безопасное состояние, так как она низка, маломерна, при деревянном потолке и дверях опасна от пожарного случая и вообще в первый раз по скорости не устроена прилично своему именованию». Однако из представленного плана было усмотрено, что единоверцы имеют в виду не исправить, а вновь соорудить для себя церковь в обширных размерах, так что прежняя небольшая церковь оставалась целою внутри новой. На этот раз разрешение было дано уже с ограничениями. Им позволили построить новый храм, но за городом, при отведенном для них кладбище и с условием — разобрать прежнюю церковь. Единоверцы не согласились, и дело остановилось.

В 1814 г. оно снова было поднято купцом Шапошниковым. 12 октября означенного года, когда в Духосошественской церкви после литургии отпеты были благодарственный молебен за избавление России от нашествия французов и панихида по павшим воинам, Шапошников предложил единоверческому причту с прихожанами письменное обязательство устроить при единоверческой церкви в память грозного неприятельского нашествия на свой счет два каменных придела. Ввиду некоторой связи этой любопытной грамоты с юбилейной годовщиной мы приводим ее целиком.

«Господи Исусе Христе сыне Божий, помилуй нас. Аминь.

Известно всякому, что ненасытный враг Европы, похититель престолов, по ругатель святынь в 1812 г., по попущению Божию за грехи наши, дерзнул напасть на любезное отечество наше — Россию, и, собрав многочисленное воинство разных держав, со множеством орудий понесся внутрь России, как тлетворная буря. Убийства, опустошения, пожары следовали по дерзким стопам его. Разграбленные имущества, сожженные города, поруганные храмы суть свидетели неслыханного его доселе неистовства и лютости. Наконец, обладав материю городов Российских — Москвою, превратив ее огнем в самое плачевное зрелище, и оттуда устремился, как кровожадный зверь, и на наш богоспасаемый град Калугу. Страх и ужас распространились в жителях оной и принудили их оставить свои домы, имущества, детей, отцев и матерей своих, жен-супругов своих, и искать спасенияжизни своей в других дальнейших градах. И град наш остался, яко сетующая вдова, не имущая ни детей, ни утешения. Окрестные, пылающие огнем грады, ужасный звук орудий, изрекающий роду человеческому смерть, бегство разоренных, — довершили в сердцах наших страх и отчаяние. И уже совсем было враг занес свою голиафскую руку, если бы не удержала оную десница Вышняго молитвами св. и преп. угодника Божия Лаврентия, смутившего и прежде Литву и сохранившего секирою князя Симеона, град сей и жителей его. Тако и ныне сильнейшего смути и до конца посрамленна вспять возврати, в день пресвятые Богородицы, именуемой Иерусалимской, и празднуемых мучеников Прова, Тараха и Андроника, во второй надесятъ день месяца октября. Почему здешнее духовенство и граждане получили от вышняго духовного начальства дозволение праздновать день сей обхождением со святыми иконами окрест города, за сохранение его от врага. Сему благоговейно подражая, и я, нижеозначенный калужский купец Гавр. Сем. сын Шапошников, по моему желанию, заблагорассудил ежегодно просить священноцерковнослужителей приходския церкви делать крестное хождение окрест оныя, и пение панихиды по православным воинам и христианам; а в незабвенный памятник о избавлении нашего града от нашествия врага Бонапарта, при оной же приходской Сошественской церкви или вновь имеющейся строиться, или при ныне находящейся, пристроить два придела: первый — крепкой нашей помощнице Богородице, честнаго Ея Благовещения, второй — святых мучеников Прова, Тараха и Андроника. Для же сооружения оных приделов определяю из собственных денег десять тысяч рублей, которые, по получении от духовной власти разрешения и при начатии постройки, достоверно имею доставить в означенную церковь, кому препоручено будет от священноцерковнослужителей и приходских людей. Да на сих алтарях выну приносится жертва Господу Богу, сохранившему от врага Россию, о здравии и спасении возлюбленейшего монарха нашего Александра Павловича; приемлющего в низложении великаго врага превеликие подвиги и труды, — о благоденствии всего Его Августейшаго дома и о упокоении воинов, не пощадивших за веру, государя и отечество пролития крови своея». (Калуж. Еп. Вед. 1836 г. 195–197 стр.).

В 1815 г. было подано прошение к преосв. Евгению (Болховитинову) о дозволении построить новую церковь на старом месте с двумя упоминаемыми приделами. На этот раз разрешение было дано, и единоверцы заложили новый трехпрестольный храм, который и был окончен в 1823 г. и 5-го июля освящен. На престоле были возложены антиминсы времен патр. Иосифа, присланные из св. Синода. Прежняя же церковь была разобрана, и на ее месте поставлена небольшая каменная часовня. В 1858 г. к колокольне пристроен и освящен третий придел во имя св. Николая.

Храм пятиглавый, с окном в средней главе. По краям сделаны небольшие фронтоны; при входе в настоящую галерея на четырех четырехугольных колоннах. Приделы имеют по главке, с портиком; в нем окно, а по краям его и вверху по священному изображению. Колокольня трехъярусная; вход с портиком на парных колоннах; такие же портики и на остальных ярусах. На колокольне колокол в 668 п. Храм внутри в трапезе делится на три части сводами, которые поддерживают два столба.

Иконостасы в двух приделах четырехъярусные, высокие, византийского стиля. Местные иконы в богатых окладах. Вся трапеза расписана в византийском стиле. На многих иконах кресты и привески. Настоящая расписана на апокалипсические темы; по стенам — вселенские соборы. Из икон чтится Казанская икона Богоматери.[196] При храме книги старопечатные; ризница — одна из богатейших в Калуге.

Все церковное имущество, деньги и вещи состоят в непосредственном безотчетном заведовании церковного старосты и выборных от прихода. Причт и духовное начальство не вмешиваются.

Рядом с Сошественской церковью находится Земской Сиротский дом[197]. Он возник из упраздненного в 1834 г. Калужского воспитательного дома, основанного еще при Кречетникове. Взамен его и открыт был в 1835 г. Сиротский дом на 20 мальчиков и 10 девочек. В 1847 г. воспитанницы были переведены в дом Трудолюбия, а в Сиротском доме оставлены только мальчики, число коих доведено было до 30. В 1858 г. штат их увеличен до 40 человек. Затем дом был передан Земству. В Сиротском доме живут дети, обучающиеся в местных учебных заведениях, преимущественно в реальном и техническом училищах. Штат их доведен до 45. Многие из воспитанников дома поступили в высшие учебные заведения (18 %). Содержание дома в 1898 г. было 8.544 руб.; в 1910 г. 8.672 руб. при 38 питомцах.

Через небольшой квартал от Сошественской улицы, где Сиротский дом, на параллельной ей Венской[198], имеется маленький чугунолитейный завод Бычевского, на котором всего от 20 до 30 рабочих.


Литература:

1. Щепетов-Самгин П. Исторические сведения о г. Калуге. — Памятн. кн. 1862–1863 г.

2. Памятная книжка за 1873–1874 г.

3. Попроцкий М. Калужская губерния. Т. II-й. — Спб., 1864.

4. Преображенский М. И. Памятники древнерусского зодчества в Калужской губ. — Спб., 1891.

5. Ханыков. Летопись Калужская. — М., 1878.

6. Трейтер П. А. О церквах калужских, по данным писцовой книги 134 г. — Изв. Кал. Уч. Ар. Ком., вып. 1900 г.

7. Четыркин И. Д. Палаты Коробовых.

8. I. Л. Описание Крестовской церкви. — Калуга, 1892.

9. Щепетов-Самгин П. Очерк народного образования в Калужской губ. Памятн. кн. 1861 г.

10. Историческая записка о женской гимназии. — Калуга, 1911 г.

11. Никульцев. Тридцатилетие реального училища. — Калуга, 1905.

12. Авраамов. Шамиль в Калуге. — Калуга, 1910.

13. Его же. О пребывании Гоголя в Калуге. — Пам. кн. 1910 г.

14. Кулиш П. Записки о жизни Гоголя.

15. Храм при Николаевской гимназии. Брош. — Калуга.

16. Лукомский Г. и Ростиславов А. А. Разные заметки в «Старых Годах» за 1909 г. № 11, 1910 и 1911.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Калуга"

Книги похожие на "Калуга" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дмитрий Малинин

Дмитрий Малинин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дмитрий Малинин - Калуга"

Отзывы читателей о книге "Калуга", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.