Авторские права

Дмитрий Малинин - Калуга

Здесь можно скачать бесплатно "Дмитрий Малинин - Калуга" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Золотая аллея, год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Дмитрий Малинин - Калуга
Рейтинг:
Название:
Калуга
Издательство:
Золотая аллея
Жанр:
Год:
2004
ISBN:
5–7111–0310–1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Калуга"

Описание и краткое содержание "Калуга" читать бесплатно онлайн.



Выдающийся труд известного историка и краеведа Дмитрия Ивановича Малинина (1879–1933) по истории Калуги и Калужского края с древнейших времен до начала XX века. Книга содержит подробное описание исторических, культурных, архитектурных достопримечательностей губернии и является бесценным источником сведений о прошлом. Для широкого круга читателей.


Печатается по изданию: Малинин Д. И. Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. — Калуга, 1912.


Вступительная статья А. В. Лиона Комментарии А. К. Ларина, Г. М. Морозовой, Г. И. Рояновой

Федеральная целевая программа «Культура России»


Q.A. WARNING!!! В книге широко применяется выделение разрядкой. Для чтение рекомендуется использовать CoolReader3-9999.






Трапеза храма держится на двух столбах, уставленных киотами с иконами. Иконостасы в приделах двухъярусные, иконы византийского стиля, в нижнем ярусе в богатых окладах. Церковь расписана в трапезе живописью недавнего времени. В трапезе обращает внимание икона Черниговской Божией Матери с повешенным на ней крестом-мощевиком, больших размеров, старинная, не позже XVII в. Рядом с ней икона свв. Власия и Модеста, того же времени. В другом приделе старинная икона св. Харлампия с крестом-мощевиком. В притворе большая икона Страшного Суда, «построенная 9 авг. 1713 г. тщанием священника и прихожан». На иконе много примитивного в композиции. В этой же части есть икона Воскресения, новая по внешнему виду, но старинная по сюжету.

Рис. Спасо-слободская церковь.

Настоящая без столбов; богато расписана. Живопись, исключая верха, пристроенного и расписанного позже, XVIII в[181]. Сюжеты росписи и исполнение довольно любопытны, как, напр., Петр Афонский, лежащий нагим с бородою до колен и др. Расписанные иконы во многих местах обрамлены и выделены от других. Кое-где заметны следы неловких поновлений.

Иконостас пятиярусный: царские врата с резными евангелистами и их эмблемами; в верхней части врат — Бог Вседержитель, тоже резной с двумя резными же ангелами по бокам. Из икон обращают внимание: 1) Преображения в богатой ризе, вероятно XVII в.; 2) Иоанна Предтечи с крылами и чашей, а в ней младенец. Над иконами 1-го яруса поставлены небольшие иконки двунадесятых праздников, довольно примитивной живописи; внизу же икон 1-го яруса написаны события из библейской истории — на небольших круглых досках. Из других икон упомянем св. Николая близ правого входа; чудотворец изображен с мечом и церковью в рост небольшого формата; по бокам житие; доска углубленная в середине. Над иконой Калужской Богоматери у левого клироса небольшой складень.

Из евангелий: одно 1657 г., в бархатном окладе с Богом Вседержителем на престоле в наличнике-среднике; другое 1740 г., «тщанием Калужского купца Михаила Щербачева», весом более 1 п., с богатыми изображениями на эмали и с камнями. Наконец, есть оловянная дарохранительница.

На юг от Спас-Жировской церкви, внизу, находится Знаменская церковь[182]. В описи 1626 г. она названа церковью во имя влмч. Варвары с Никольским приделом «за старым острогом». В 1685 г. она показана уже Знаменскою, что на Зеленой с приделом влмч. Варвары, деревянная, с 5-ю колоколами. Каменная церковь построена в 1720 году усердием купца Ланина и других прихожан. Церковь хорошо сохранилась почти в том виде, как была выстроена.

Пять глав, венчающих церковь; трехабсидный алтарь, с портиком на средней абсиде, стоящим на двух, далеко одна от другой отстоящих, дорических колоннах; живописное изображение во фронтоне портика; пирамидальная невысокая, примитивно поставленная колокольня; несимметрично и неправильно пристроенный придел по правую сторону церкви; и вместе с тем некоторая грациозность и правильность отдельных частей здания — представляют переходную ступень в архитектуре от древних построек русского стиля к постройкам конца XVII и XVIII вв. Архитектура колокольни, несмотря на одновременную постройку с церковью, древнее ее. Заметно, что колокольня скопирована целиком с какого‑нибудь древнего оригинала, так как колокольни в это время, как видно из одновременной Георгиевской «за верхом» церкви, строились выше, и пирамидальнообразные крыши делались острее. Наружных украшений у Знаменской церкви мало; только по одному ярусу колокольни устроены небольшие ниши, в которых находятся маленькие головки лепных ангелов; но есть основание полагать, что в начале своего существования вся церковь была раскрашена разноцветными колерами; остатки этой раскраски довольно хорошо сохранились на церковных главах и на крыше колокольни.

Конструкция сводов древняя; купол церкви внутри красиво разделан и расписан в русском стиле. Иконостас древней формы, увенчан распятием на кресте и четырьмя фигурами по бокам, написанными на досках и вырезанными силуэтом. Над первым ярусом икон, на карнизе иконостаса, помещены четыре скульптурные фигуры евангелистов резной старинной работы. Царские врата красивой формы; над ними в том месте, где принято помещать св. Духа, поставлено резное барельефное изображение Господа Саваофа, по древнему обычаю. Иконная живопись некоторых икон XVII в., как видно из записей на некоторых из них; вероятно, они перешли из прежней церкви. Стенная живопись, относящаяся к одному времени с постройкой храма, бесспорно, составляет видную достопримечательность церкви. Особенно заслуживает интереса иконопись на стене, противоположной иконостасу. Содержание изображений заимствовано из апокалипсиса. Эта характерная, роскошная византийская иконопись. Предание говорит, что это работа придворного художника эпохи Петра I, по какому‑то случаю скрывавшегося в Калуге.

Своды трапезы опираются на большой четырехугольный столб, образующий две арки и служащий, таким образом, к отделению трапезы от придела влмч. Варвары. Столб украшен деревянными резными украшениями в русском вкусе и иконами довольно старинного иконописания.

Выделяется из других икон в главном иконостасе складень с образом Владимирской иконы Богоматери. Складень старинной формы и работы. В церкви же находится особо чтимая Ахтырская икона Божией Матери.

От Знаменской церкви к берегу Оки находятся водопроводные сооружения. Вода берется из ключа («крупца»), который называется «зеленым». Ранее здесь был образован водоем, из которого вода по желобу приводила в движение мельничные колеса. Несколько ниже по реке расположены лесные пристани, до которых доходит и ветвь железной дороги, лесопильный завод[183] и чугунолитейный Кисилева.

На восток от Спас-Жировской церкви, к виднеющейся реке, лежит Тульская застава. На берегу протекающего здесь Жировского ручья, засыпанного на улице, стоят военный лазарет[184] и тюрьма; здесь в XVIII в. был оперный дом[185]. А против тюрьмы находится воспитательно-исправительный приют. Он открыт в 1897 г. «Обществом земледельческих колоний и ремесленных приютов». Цель общества спасать малолетних от вредного влияния тюрьмы. Общество купило за 6.266 руб. на углу Тульской и Нижне-Казинской улиц дом И. И. Слобожанинова со смежными участками. Средства были взяты от ежегодных отчислений со штрафных сумм с 1879 г., производившихся по постановлению Губернского Земского Собрания, и из пожертвований частных лиц. Питомцы в приюте находятся под постоянным надзором и обучаются грамоте, садоводству, огородничеству и ремеслам.

Еще далее, вниз по течению реки, находятся обширные воинские склады и лесопильный завод г. Мешкова, к которому тоже подходит железнодорожная ветвь.

На север от Спасской церкви идет Никольская улица[186], с залитыми асфальтом тротуарами. На этой улице стоит Николо-Слободская церковь[187]. Древняя деревянная Никольская церковь в Новой слободе построена также переселенцами из села Спасского одновременно со Спас-Жировской. Каменная же, пятиглавая церковь с приделами во имя Бориса и Глеба и иконы Божией Матери «Взыскания погибших» построена в 1691 г.

Общим видом корпуса и своими размерами церковь напоминает древние сельские церкви. Лучше всего в ней сохранились главы, совершенно шарообразные. Разбивка пролетов окон неправильная, хотя и заметны в них переделки. Церковь сложена из больших кирпичей чрезвычайно прочно; конструкция сводов XVII в. Алтарь был трехабсидный, теперь разделен арками вместо капитальных стен. Трапеза имеет по обеим сторонам фронтоны.

Колокольня построена в 1800 г. и по сравнению с церковью довольно высокая, почему церковь теряет свой вид и делается незаметной. Ярусов в колокольне три. Первый с портиками, поставленными на 4-х дорических колоннах, четырехсторонний; второй ярус тоже четырехсторонний с парой колонн (маленький портик) на каждом углу — для перехода к третьему круглому ярусу. В третьем ярусе — круглом, на закруглениях против нижних углов углубления с крестами; высокий шпиль.

Иконы иконостаса старинные. Апостолы и святые изображены все одинаково во всех ярусах попарно на иконе, вполоборота, с наклонением головы к царским дверям. Из икон обращают внимание: 1) две иконы св. Николая; а) одна в трапезе величиной более человеческого роста, по преданию перенесена переселенцами из Спасского; b) другая в иконостасе главного алтаря — в рост, с храмом в руках и с житием вокруг образа. На последней иконе висит серебряный крест на серебряной цепочке времен царей Петра и Иоанна Алексеевичей, с надписью 7194 г. (1686 г.): «крест сей построен к Спасскому собору, что у великих государей в дворце»; 2) старинная икона Бориса и Глеба; 3) в трапезе скульптурный животворящий крест старинной работы; 4) два ковчега с мощами (реликварии); 5) евангелие московской печати царствования Василия Ивановича Шуйского 7114 г. (1606 г.).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Калуга"

Книги похожие на "Калуга" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дмитрий Малинин

Дмитрий Малинин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дмитрий Малинин - Калуга"

Отзывы читателей о книге "Калуга", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.