Анри Лот - Туареги Ахаггара

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Туареги Ахаггара"
Описание и краткое содержание "Туареги Ахаггара" читать бесплатно онлайн.
Новая работа французского этнографа и археолога Анри Лота, хорошо известного советскому читателю по книгам «В поисках фресок Тассили» (1982), «В поисках фресок Тассилин-Аджера» (1973) и «К другим Тассили» (1984), посвящена описанию нравов и обычаев туарегов. Этот народ, живущий в Сахаре, отличается своеобразным, выработанным веками и не принятым у его соседей стилем жизни. В книге описаны все стороны материального и духовного бытия туарегов — от одежды, жилищ, способов ведения хозяйства до религиозных обрядов и устной литературы.
Если же противник оказывал какое-то сопротивление, на него обрушивался град дротиков, и вскоре мужчины, спешившись, уже бились такубами. Однако чаще всего атакованное племя, оценив силы нападавших, отступало и в зависимости от обстоятельств либо потом оказывало сопротивление, либо организовывало ответное реззу.
С сахельских стоянок уводили еще и негров, мужчин и женщин, а также верблюдов. Нескольких негров оставляли себе в качестве прислуги, остальных же продавали на рынках Айн-Салаха и Туата. Подвергшиеся нападению собирались, в свою очередь, с силами, но не бросались в напрасное преследование налетчиков. Поскольку им был известен обратный путь нападавших, они старались первыми достичь колодца, мимо которого те обязательно должны были проследовать. Если им удавалось перерезать дорогу к этому водопою, завязывалось настоящее сражение, ожесточенное и часто кровопролитное. Когда туареги видели, что их обошли, они образовывали плотное каре позади своих верблюдов и защищались с помощью щитов. Если они понимали, что завладеть колодцем им не удастся, они бросали добычу. Сражение прекращалось, лишь когда подвергшиеся налету отбирали все свое добро до последнего, если только среди них не оказывалось убитых и они не жаждали мести. Порой реззу следовали один за другим. Иной же раз все улаживалось довольно мирно: налетчики проявляли себя по отношению к побежденным этакими добрыми принцами, возвращая какое-то количество скота, необходимое им для существования, и забирая себе все то, что считали лишним. Подобное случалось, когда племя подвергалось ограблению незаконно, то есть когда ранее с его стороны не совершалось никаких действий, вызвавших этот набег. На сей счет существовали правила: делегация воинов («миад» — у арабов) приходила на стоянку нападавших и вела переговоры о частичном возвращении им имущества.
И наконец, налетчики делили захваченных животных между собой более или менее поровну — в зависимости от вклада каждого во время сражения; личная добыча — одежда, драгоценности — оставалась собственностью добытчика. В некоторых племенах обычай требовал, чтобы имрады часть добычи отдавали имхарам; одолживший оружие и мехари также бывал вознагражден, эта часть добычи называлась абеллаг.
Не столь обычным делом была война. Она часто провоцировалась спорами о пастбищах, политическим и торговым соперничеством, а также вопросами сюзеренитета между благородными племенами. Длительная война, столкнувшая на многие годы племена кель-аджер и кель-ахаггар, носила политический характер: женщины бывшей сюзеренной фракции имананов обратились к кель-ахаггар с просьбой поддержать интересы их племени против племени тобола орарен. Причиной войны, которая велась между кель-рела и таитоками, стал спор о политическом господстве и сюзеренитете над рядом имрадских племен. И та и другая войны были очень кровопролитными.
В противоположность набегам, совершавшимся летом, войны велись в основном зимой, когда возвращались караваны и была запасена провизия, необходимая для жизни племени, на много месяцев вперед, что снимало с воинов заботы материального характера в отношении своих семей.
По словам арабов, туареги имели дурную репутацию: они могли предать в бою и не соблюсти рыцарских правил войны, существовавших в Сахаре. Они не всегда должным образом встречали делегации, являвшиеся к ним в качестве «миадов» (даже если среди их членов были марабуты), и относились к пленным, которые, следуя обычаям Сахары, кидались к их ногам, касались одежд и этим жестом отдавали себя под их власть и защиту. Рассказывают даже, что иногда они расправлялись со своими пленниками. В оправдание туарегов следует сказать, что за время восстания 1915–1918 годов такого у кель-ахаггар не было, за исключением одного случая, когда они убили сержанта Пьетри. В основном же они обращались со своими пленными, как положено, и часть даже отпустили на свободу. Во время сражений в Иламане они позволили остаткам колонны
Массона уйти в Форт-Мотылински, хотя те находились в полной их власти. Однако верно и то, что совсем иначе они поступили с миссией Флаттерса. Обстоятельства никогда не бывают одинаковыми, в зависимости от этого меняется и поведение людей…
Во время реззу или войны туарегская женщина пользуется особой привилегией: нападающие не имеют права трогать ее. Когда французы оккупировали страну туарегов, они с удивлением увидели, что мужчины-туареги бегут со стоянок, оставляя женщин и детей. За такое поведение они порой получали репутацию трусов; на самом же деле оно полностью соответствовало их обычаям: туареги сами уважали женщин и относились к ним с почтением, поэтому они ожидали того же и от французов; тем самым они как бы устраивали им своеобразное испытание на рыцарское поведение (впоследствии это очень облегчило налаживание мирных отношений). С точки зрения туарегов, было преступлением во время реззу совершить насилие над женщиной, оставить ее совершенно обнаженной, проникнуть в ее палатку. Если и бывали нарушения, то совершались они, как: правило, людьми без чести и совести. К таким вещам и даже насилию были привычны имрады и икланы. Имхары же были приверженцами рыцарского поведения. Возмущались подобными нравами и имрады, но часто они оказывались в меньшинстве, и тогда верх одерживало неблагородство их компаньонов. За злостными выходками, совершенными по отношению к женщинам, всегда следовало суровое отмщение, которого виновным не приходилось долго ждать. Акта такого рода было достаточно, чтобы восстановить одно племя против другого. Так, в 1912 году подобные бесчинства людей марабута Абидина среди туарегов кель-адрар (когда был убит их аменокаль Селикрун) сделали эти фракции непримиримыми врагами. В то же время иуллеммедены долго сносили репрессии французских стрелков во время дела Адерамбукана.
Вооружение
Традиционное вооружение туарегов состоит из железных копий, дротиков с деревянным древком, мечей, кинжалов и щита.
Еще до французской оккупации туареги научились обращаться с огнестрельным оружием и имели какое-то, количество винтовок. В большинстве своем это были уже отслужившее свой век оружие или устаревшие модели, несколько ремингтонов, несколько современных карабинов;к ним следует отнести еще около сотни винтовок, захваченных в миссии Флаттерса.
Вооружены туареги по-разному, в зависимости от их социального положения.
Имхары носили то оружие, какое им нравилось; меч (такуба) — оружие исключительно знати; железное копье (алларх) имелось как у благородных, так и у вассалов (существуют его разновидности-алларх джериджери, очень длинное, в три с половиной локтя, и очень тонкое копье, которое носят кель-грес; акермой — очень короткое, используемое в основном всадниками); дротики с пяткой и наконечником из железа, с деревянным древком (тарза) предназначалась для вассалов и рабов; наручный кинжал (телак), снабженный кожаным кольцом для ношения его за рукоятку.
Ношение такубы было разрешено и имрадам кель-ахаггар, но они недавно стали пользоваться этим правом, которого добились скорее всего принудительным порядком.
Имхары владели также оружием, в настоящее время нигде уже не встречающимся — аджамбой. Это короткая, длиной в два локтя, пика с широким листовидным острием и загнутым назад зубцом, имевшая древко с медными украшениями и железной пяткой. Существовала также совсем короткая рогатина — оружие ближнего боя — с двумя наконечниками, как у копья, насаженными на деревянную рукоятку.
Дискриминация в отношении оружия у имхаров и имрадов была еще более ощутима в Сахеле. В некоторых племенах имрады имели право носить лишь дротики с деревянным древком.
Что касается оружия икланов, то чаще всего это простая деревянная дубина (табури), сделанная из толстой ветки дерева, узловатой с одного конца.
Туареги имели для защиты только одно оборонительное оружие — щит (архер), сделанный из кожи антилопы-орикс. Он являлся принадлежностью лишь благородных воинов. Дювейрье, правда, установил, что имрады кель-аджер тоже носили щит, но нам известно, что социальная иерархия в этой конфедерации была несколько нарушена в результате борьбы, которую вели бывшие султаны имананов с вождями ораренов, впоследствии вытеснившими их. Считается, что самые лучшие щиты — у иуллеммеденов.
Туареги — ловкие фехтовальщики, когда дерутся в ближнем бою на мечах; защищаются они с помощью щита, закрывающего все тело; они манипулируют им с большим проворством, несмотря на его размеры и вес. Такубой можно разрубить человека до пояса и расщепить надвое щит. Меч защищает руку небольшой железной прямоугольной гардой, которая придает его верхней части форму креста.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Туареги Ахаггара"
Книги похожие на "Туареги Ахаггара" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анри Лот - Туареги Ахаггара"
Отзывы читателей о книге "Туареги Ахаггара", комментарии и мнения людей о произведении.