Анри Лот - Туареги Ахаггара

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Туареги Ахаггара"
Описание и краткое содержание "Туареги Ахаггара" читать бесплатно онлайн.
Новая работа французского этнографа и археолога Анри Лота, хорошо известного советскому читателю по книгам «В поисках фресок Тассили» (1982), «В поисках фресок Тассилин-Аджера» (1973) и «К другим Тассили» (1984), посвящена описанию нравов и обычаев туарегов. Этот народ, живущий в Сахаре, отличается своеобразным, выработанным веками и не принятым у его соседей стилем жизни. В книге описаны все стороны материального и духовного бытия туарегов — от одежды, жилищ, способов ведения хозяйства до религиозных обрядов и устной литературы.
В 1939 году баран в Айн-Салахе стоил 75–100 франков, тогда как в Адраре за него давали 35–45 франков в пересчете на товары.
Основным эталоном торгового обмена являлся верблюд. В Адраре один верблюд стоил 120 баранов; один баран обменивался на 12–15 локтей полотна или 10 гесс фиников; доккали-большое покрывало из Туата, очень ценившееся туарегами, стоило 10 баранов в районе Гао и Менаки и 7 — в Адраре.
У туарегов никогда не было своих денег. Эль-Бекри говорит о наличии у людей Тадемекки неотчеканенных монет. Вероятно, речь шла о золотом песке, который был переплавлен, чтобы облегчить его перевозку и реализацию в торговых центрах севера. Зато они использовали талеры Марии Терезии, имевшие хождение в Сахеле, и турецкие лиры, распространенные в Феззане. Сахельские племена употребляли в качестве валюты тукурди — тканое полотнище, служащее покрывалом мужчинам, и каури — маленькие морские ракушки из Индийского океана.
С началом французской оккупации некоторые коммерсанты поселились в Таманрассете, административном центре Ахаггара. В большинстве своем это были мозабиты и арабы из Мешлили; они построили лавки и получали товар от своих людей из Алжирского Телля. Торговля развивалась так успешно, что почтовое агентство Таманрассета ежегодно исчисляло торговый оборот в десятках миллионов.
Эти доходы приходились в основном на чай, сахар, масло, ткани, парфюмерию, скобяной товар, карбид, покрывала из Туата. Развитие торговли вызвало довольно значительную потребность в организации караванов и в погонщиках, чем воспользовались ахаггары и арабы Айн-Салаха, широко рекламируя коммерсантам своих верблюдов. Ныне перевозка этих товаров осуществляется грузовиками.
Караванный цикл
Во все времена ахаггарам приходилось добывать продовольствие за пределами своего края, однако из-за скудости менового товара и опасности на караванных дорогах их существование часто находилось под угрозой. Соль — единственный продукт обмена туарегов, имеющий какую-то ценность. Они добывают ее в Амадроре и меняют в Нигере. Это старинные соляные копи, но из-за постоянных стычек соседних племен они эксплуатировались весьма нерегулярно. Зато с прекращением реззу и межплеменной вражды, с установлением мира соляное месторождение Амадрора стало для ахаггаров источником ощутимых доходов, позволяющим им жить честно и достойно. Вокруг него и организовался их законченный цикл караванного промысла.
В течение нескольких месяцев, с июля по сентябрь; туареги небольшими группами покидают стоянку и направляются к соляным копям со всеми своими вьючные ми верблюдами добывать соль. Копи находятся прямо под открытым небом, и глыбы соли откалываются с помощью топора. Тут работают все мужчины, какие есть на стоянке. Глыбы соли обвязываются ремнями для удобства их транспортировки, мелкие куски собираются в мешки. Закончив эту работу, люди возвращаются на стоянки. Здесь они начинают собираться в долгий путь на юг. Мужчины готовят веревки и поклажу, женщины растирают зерно, упаковывают просо и финики. В условленный день все погонщики верблюдов собираются со своими навьюченными животными. Караван на несколько дней останавливается на пастбище в Нижнем Ахаггаре, чтобы дать отдохнуть и подкрепиться верблюдам, в последний раз напоить их, проверить крепления соляных глыб перед долгой дорогой.
В путь туареги отправляются обычно в конце сентября — начале октября, после окончания в Сахеле сезона дождей, чтобы не подвергать соляной груз риску пострадать от торнадо. В зависимости от состояния пастбищ и из каких-то других соображений отправка каравана может задержаться на всю зиму, вплоть до февраля.
Караваны из 100–150 верблюдов доходят в зависимости от обстоятельств до колодца Ин-Абангарине или Такет-н-Кутате, на границе Сахеля; если они добираются туда ранее середины октября, им приходится прятать соль от дождя в расселинах скал или же заворачивать глыбы в старые кожи. После отдыха в течение нескольких дней или нескольких недель в зависимости от состояния животных они направляются либо в Тахуа, либо в Дамергу, где обменивают соль на просо.
Туареги также привозят в Сахель полынь (Artemisia herba alba), в изобилии растущую в Ахаггаре, и изюм, которые очень ценятся как лекарственные средства, а кроме того, предметы, сделанные женщинами, например веревки и пояса из козьей шерсти, особо пользующиеся успехом у их сахельских сородичей.
В разные годы в зависимости от урожайности вьюк соли обменивался на три-четыре вьюка проса. Рассказывают о таких исключительных годах, когда обмен осуществлялся в соотношении 1: 10. Появление морской соли, привозимой из Европы через Лагос и Кано, снизило пропорцию обмена: в последние годы сделки совершались в равном соотношении.
Каждая группа погонщиков отправляется в «свою» деревню, где такой обмен происходит уже на протяжении многих лет и где их уже ждут.
Этот обмен исключительно выгоден туарегам, у которых в результате оказывается больше проса, чем они могут увезти; поэтому излишки его они продают или обменивают на мануфактурные изделия из кожи: сандалии, седельные сумки, седла для верблюдов, короба, а также одежду из хлопка из Северной Африки, литамы и т. д.
После двухмесячного отдыха, в течение которого верблюды блаженствуют на местных пастбищах с сочной травой, туареги отправляются обратно в Ахаггар и достигают его к началу января. Вот уже несколько девятилетий у многих туарегов, вынужденных из-за засухи отправлять часть своих верблюдов на выпас в Тамесну, вошло в обычай менять в этом пункте животных, что обеспечивает их рациональное использование.
В феврале-марте, отдохнув несколько недель на своих стоянках, многие мужчины племени вновь отправляются в путь в Тидикельт или в Туат. Теперь они уже ведут караван из меньшего числа верблюдов и собираются менять пшеницу, собранную на своих полях, и излишки мануфактуры, привезенной с юга, на финики. Кроме того, они везут в Айн-Салах сушеное мясо муфлонов, сушеных ящериц-стеллионов, масло, сухие сыры, веревки из козьей шерсти, бурдюки, седельные сумки; ведут старых верблюдов, предназначенных на убой, иногда коз и баранов. Кроме фиников туареги стараются приобрести там доккали, ткани, туатский табак, чай и сахар.
Это путешествие длится в среднем два месяца. К концу апреля все возвращаются в Ахаггар и отдыхают несколько недель, но каждый туарег уже думает о следующей соляной кампании.
Во время этих долгих экспедиций на стоянках остаются лишь женщины, дети, старики и несколько мужчин, которые поручили своих верблюдов другим туарегам или отправили с караваном своих слуг.
Это и есть полный караванный цикл туарегов.
К сожалению, засуха, царившая в Нигере с 1970 года, неоднократно ставила под угрозу производство проса, так что нигерийские власти даже запретили его экспорт. Кроме того, и появившиеся ныне границы независимых государств создали барьеры на пути свободного; передвижения кочевников, это коснулось и караванщиков Ахаггара. Торговый соляной путь парализован и есть опасения, что он уже никогда не возобновится,
Средства передвижения
Вполне очевидно, что без верблюда жить в Сахаре сегодня было бы очень трудно. Его роль в передвижении и в поддержании связи между оазисами трудно переоценить. Верблюд — это верховое животное как воинов, так и простых людей, совершающих длительные переходы. Без его помощи невозможно преодолеть сотни километров в районе, лишенном водоемов.
Осел также играет немаловажную роль здесь, но его использование более локально и ограничивается Ахаггарским массивом, где редко не найдешь воды в течение дня пути. На ослах осуществляются все внутренние перевозки — при перемене места стоянки, при подвозе воды и людей; так, если имхары путешествуют только на верблюдах, то имрады часто прибегают к помощи осла, а их женщины вообще не знают другого способа передвижения. Роль осла тем более важна, что он позволяет сберегать верблюдов, которых в Ахаггаре стараются особо не нагружать работой; кроме того, он всегда под рукой, пасется вблизи стоянки, тогда как верблюды находятся на пастбище, в нескольких днях пути. Своей неприхотливостью осел оказывает кочевникам очень большую услугу.
Упряжь
Мехаристы имеют свою особую упряжь — легкие седла, закрепленные на холке животного, к ним привязываются разные дорожные сумки и бурдюки с водой.
Различают несколько видов верблюжьих седел у туарегов Ахаггара:
1) тарик — с передней лукой в форме креста, покрытой красной кожей;
2) тамзак — той же формы, но более роскошное; внешние стороны передней луки и боковые стенки украшены небольшими ажурными пластинками из железа и меди, обиты медными гвоздиками;
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Туареги Ахаггара"
Книги похожие на "Туареги Ахаггара" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анри Лот - Туареги Ахаггара"
Отзывы читателей о книге "Туареги Ахаггара", комментарии и мнения людей о произведении.