Николай Уранов - Огненный Подвиг. часть I
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Огненный Подвиг. часть I"
Описание и краткое содержание "Огненный Подвиг. часть I" читать бесплатно онлайн.
Книга духовно-философских очерков и эссе Н.Уранова (1914–1981) на темы Учения "Живой Этики". В них нашел отражение опыт духовного восхождения автора. Дается разъяснение и углубление многих положений "Живой Этики". В первую часть вошли сборники: "Огонь у порога", "Вершины", Огненный подвиг"; во вторую часть — сборники "Знаки", "Нити связи", "Сферы человеческие", а также очень важная работа Уранова "Тайны Любви Начал", раскрывающая Космический Закон взаимодействия Начал и его проявление на Земле. Книга будет полезна тем, кто приступает к изучению "Живой Этики", и всем интересующимся духовными проблемами…
12 августа 1941 г.
НАСМЕШКА
Насмешка есть орудие темных. Много разрушений поселено маленькой, злой насмешкой. Как часто эта ничтожная песчинка останавливала великие колеса. Мы зовем не бояться насмешек. От утонченной насмешки до грубого, сатанинского издевательства, до глумления злобы, ничто не должно отразиться на прямолинейности светлого пути.
Каждая насмешка есть вызов на поединок. (Не случайно многие насмешки кончались поединками.) Вначале это состязание в злобной изобретательности и находчивости, но коль скоро чья-то находчивость исчерпывается — он прибегает к открытым ударам, побуждаемый чувством мести.
В повседневной жизни можно наблюдать, как легко задеть человека насмешкой. Мирный и спокойный обыватель становится невозможным зверем и надолго омрачается злобой. Чем удачнее будет сформулирована злоба насмешкой, тем сильнее ранит она незащищенное сознание. Против этой болезни должен быть выработан мощный иммунитет, иначе движение к свету будет затруднено применением темными заградителями излюбленного и легкого оружия.
Мы должны научиться соблюдать хладнокровие, зная цели сознательной или бессознательной насмешки. Мы должны научиться принимать в свой щит все стрелы, и только, когда целесообразность делает невозможным присутствие врага, — послать в него лишь одну смертельную стрелу, первую и последнюю.
Еще надо упомянуть "добродушную" насмешку. Часто (под личиной добра) это "добродушие" является лишь маской, для прикрытия самой обыкновенной, обывательской злобы.
Жертва этой "добродушной" насмешки вынуждена деланно улыбаться. В обществе иногда, быть может, действительно добродушная шутка подхватывается отнюдь не добродушно настроенными людьми. Несчастный окружается злобным хором. Чем мощнее будет этот хор, тем ему будет тяжелее. Нередко "меткая" насмешка становится неотступным спутником человека на всю его жизнь.
В малосовершенном обществе насмешка должна быть избегаема, ибо в большинстве случаев порождает лишь грязь, злорадство и затаенную злобу.
20 августа 1941 г.
БОЛТЛИВОСТЬ
Установим окончательное отношение к болтливости. Но прежде поймем, что такое болтливость.
Народная мудрость говорит: слово — серебро, молчание — золото.
Действительно, нетрудно и в повседневной жизни и на исторических примерах убедиться, сколько неисчислимых бедствий приносит неосторожно сказанное слово. Как много дали бы тысячи людей, чтобы вернуть это шальное слово, которое разрушало их счастье, ввергало в неисчислимые бедствия не только их самих, но и близких и далеких.
Только грубое неуважение к великому дару речи может рождать такое легкомысленное отношение к словам. Именно легкомыслие тесно граничит с предательством. Напрасно будут оправдываться болтуны, что невинные, де, побуждения заставили их выболтать какое-то важное обстоятельство — нет, именно в этом легкомысленном побуждении при ближайшем исследовании будет обнаружена все та же самость, все тот же источник зол — невежество. Именно в припадке, злобы, тщеславия или зависти срывается с языка огонь, поджигающий губительные пожары. Недаром подвиг отшельников-молчальников расценивался так высоко. Не были ли такие подвиги результатом осознания великого значения слова и совершенного против него когда-то преступления.
Мы знаем, что слово рознится от слова. Слова, содержащие в себе рутинные понятия, конечно, несоизмеримы с теми, которые содержат в себе понятия духовные. Такие слова, как драгоценные сосуды с огнем, должны быть несомы с большою бережностью и осторожностью. Страшно разлить всесжигающий огонь, страшно не только разлить, но даже расплескать его, зная, что пламя не замедлит обратиться против неосторожного.
Легкомысленная болтовня о духовном указывает лишь на то, как мало духовен такой легкомысленный болтун. Он готов разбрасывать священные знаки и перед свиньями и перед псами. Он готов кощунственно пользоваться драгоценными понятиями для самоукрашения — для удовлетворения своих тщеславных или корыстных побуждений.
Каждое духовное слово может облегчить скорбь, может изменить существование, может спасти, — а что готов сделать болтун из этих слов?!
Многие люди могли бы уже получить большие знания, могли бы сделаться хранителями важных тайн, могли бы занять в жизни ответственные позиции, но им мешает неизжитая болтливость.
Правда, за болтливостью скрывается часто недурное побуждение кого-то просветить, кому-то дать. Но кто же указал на безумное отдавание… Ведь это безумное отдавание и рождает-то лишь безумие. Нигде не требуется такая мудрость, как при желании дать, ибо немудрое даяние рождает подчас ужасные преступления.
У людей существует странный и невежественный обычай — говорить при встрече как можно больше. Момент молчания считается чем-то недопустимым и стыдным. Считается обязательным "занимать" гостей и собеседников пустыми и ненужными разговорами. Между тем в молчании родится нередко самое ценное.
Ужасно, когда человек болтает лишь из желания болтать. Этот порок должен быть причислен к самым вредоносным страстям.
Слово есть величайшая сила, если соблюдается гигиена речи. Но нельзя ждать мощного воздействия от слов человека, который способен, как трещотка, лепетать от пробуждения до сна. В такой болтовне опошляется самый смысл священного дара. Слова должны произноситься лишь в случае действительной необходимости, и мерилом этой необходимости будет все то же сердце и только оно.
Нельзя ожидать от грубого сердца достаточной чуткости, но грубое сердце и не приблизится к вершинам духа.
Борьба с болтливостью нелегка, как нелегка борьба со страстями. Если не так трудно удерживаться от мерзости сквернословия, то обуздать потребность говорить о духовном без веских оснований — уже немалый подвиг, уже обуздание хаоса, уже достижение, достойное истинного йога.
Речь его всегда проста, кратка и содержательна. Она всегда понятна и близка сознанию того, к кому обращена. Она никогда не заботится ни о каких украшениях и лишена всякого краснобайства. Зато она доходчива до сердца собеседника, ибо эта доходчивость и является ее целью и красотой.
20 декабря 1941 г.
ДАЯНИЕ
"Правильная мера даяния есть мера любви и ответственности"
(Сердце, § 573)
Великое единство наполняет Космос. Но вездесущность Бога все же остается для большинства понятием метафизическим. Стремление сделать обиталищем Бога самую большую планету уводит людей от действительности. Как же уразуметь, что не на какой-то большой звезде, но во всем живущем обитает Бог. Перед Вечностью миллиарды лет — как одно мгновение. И в это одно мгновение большая планета может рассыпаться, а крохотное существо сесть одесную Отца.
Можно ли полагать, что дружба, связавшая Преподобного и медведя, порвалась в последующих столетиях? Может быть, верный конь индийского полководца уже не первый раз служил своему хозяину, и кто укажет начало и предел преданности, водимой незримыми касаниями в веках?
И спрашивали Христа, кто же пойдет за ним, если люди не пойдут. Владыка указал на камни и недоуменно переглянулись книжники.
Не может форма ограничить понятие вездесущности. Напротив — каждая сознательная мысль о форме заставит особо внимательно отнестись к человечеству, когда любовь к Богу, как таковая, становится всечеловеческой любовью. Может быть, тогда и появится желание помочь людям как высшему выражению на планете, может быть, тогда же блеснет понимание групповой кармы планетного Духа.
Но всякая действенная помощь не будет истинной помощью там, где не осознано понятие ответственности. Не всякое желание помочь в действительности приносит помощь. Не всегда действие гармонировало со следствиями. Эта гармония, которая не может родиться без большого сердечного пламени, будет первой трудностью желающего помочь. Можно ли приступить к ней без терпения, терпимости и вмещения? Пусть попробует пренебрегший и убедится в уродливых следствиях.
Часто в минуту радостного порыва человек решается делать нечто, что помогло бы расширить или утончить сознание ближнего. Но и этот прекрасный жест уже таит большие трудности как для дающего, так и для получающего. Ведь следствие такого, казалось бы прекрасного даяния может быть самое ужасное. И книга "Сердце" говорит:
"Мало дать — будет против любви, но не лучше дать слишком много. Недостойна скупость, но нецелесообразно даяние, ведущее к предательству. Как недостаточная пища ведет к голоду, так чрезмерная приведет к отравлению. Без преувеличения можно утверждать, что число предательств возросло от чрезмерного даяния".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Огненный Подвиг. часть I"
Книги похожие на "Огненный Подвиг. часть I" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Уранов - Огненный Подвиг. часть I"
Отзывы читателей о книге "Огненный Подвиг. часть I", комментарии и мнения людей о произведении.