» » » » Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги


Авторские права

Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги

Здесь можно скачать бесплатно "Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги
Рейтинг:
Название:
Энциклопедия йоги
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Энциклопедия йоги"

Описание и краткое содержание "Энциклопедия йоги" читать бесплатно онлайн.



Автор книги, Георг Фёрштайн, известный, в широких кругах, своими научными трудами и произведениями, посвященными йоге. Книга "Энциклопедия йоги" - результат почти тридцатилетней научной-исследовательской и практической работы автора в данной области. Структурное и целостное изложение основ йоги, научных исследований и открытий, связанных с ее традицией большой вклад в популяризацию йоги. В книге рассматривается развитие практики йоги начиная с ведийской (Ведической) эпохи и заканчивая временами тантры и хатха-йоги, иллюстрируя повествование отрывками из основополагающих трудов по йоге автор раскрывает все тонкости практики. Материал изложен доступно и просто, сочетая научный подход и духовное восприятие, что позволяет рекомендовать эту книгу преподавателям йоги и телесно-ориентированных психотехник, специалистам в области истории религий, философии, психологии, теологии и культурологии, и менее подготовленным читателям, ищущим свой путь к самопознанию.






Если мы сравним йогу с колесом со многими спицами, то спицы представляют различные школы и течения йоги, обод символизирует нравственные требования, разделяемые всеми видами йоги, тогда как ступица знаменует собой экстатический опыт, благодаря которому практикующий йогу преодолевает не только собственное ограниченное сознание, но и само космическое бытие. Все подлинные формы йоги — пути, которые сходятся в одной точке: трансцендентной Реальности, которая может быть определена по-разному в различных школах.

Есть также йогины, которые стремятся обрести состояния сознания, находящиеся вне цели конечной трансценденции, или которые жаждут скорее обрести сверхъестественные силы, нежели просветление. Их направленность и учение скорее носят магический, а не психодуховный характер в принятом здесь понимании. В древней традиции аскетизма (тапас) и также в тантре присутствует сильная магическая составляющая, о чем будет сказано позднее. Йогин всегда рассматривался как чудотворец, наделенный необычными способностями, особенно способностью даровать благо или насылать проклятия. Современные учащиеся склонны отвергать магическую сторону йоги, но она является неотъемлемой частью йогического опыта. Зачем тогда нужно было Патанджали посвящать целый раздел сверхъестественным способностям (сиддхи) в своей Йога-сутре? Ведь важно четко различать магические устремления и великую работу по духовному преображению, которая превыше обретения сверхъестественных переживаний и возможностей, равно как и просто мистических состояний сознания. Целью подлинной духовности является Само- или Богопознание, которое зиждется на самопреодолении.

II. РАДЖА-ЙОГА — БЛИСТАТЕЛЬНАЯ ЙОГА ДУХОВНЫХ ЦАРЕЙ

Понятие раджа-йога, означающее «царственная йога», — сравнительно поздно возникшее словосочетание, которое вошло в обиход в шестнадцатом веке н. э. Оно относится конкретно к системе йоги Патанджали, созданной во втором веке н. э., и в огромной степени используется для того, чтобы различать восьмеричный путь созерцательного самоуглубления Патанджали от хатха-йоги. Согласно Йога-раджа-упанишаде (1–2) [83], текста позднего происхождения, существует четыре вида йоги, а именно: мантра-йога, ла(й)я-йога, хатха-йога и раджа-йога. Все, как сказано, включают широко известные практики поз, управления дыханием (именуемой здесь пранасамродха), медитации и экстаза.

Смысл, заключенный в названии раджа-йога, состоит в том, что данный вид йоги превосходит хатха-йогу. Последняя предназначена для тех, кто не может посвятить себя исключительно священному подвигу созерцательной практики и отречения. Иными словами, раджа-йога понимается как йога для истинных подвижников упражнения ума. Однако мы не можем не заметить, что подобное определение не согласуется с действительностью. Ведь хатха-йога также располагает собственными усиленными созерцательными практиками и определенно может потребовать такого же подвижничества, как и раджа-йога. К сожалению, и индийские, и западные последователи хатха-йоги не всегда отдают должное духовным целям или даже этическим основам данного направления и часто склонны практиковать хатха-йогу как некоего рода гимнастику или средство для поддержания физической формы.

Возможны и другие толкования выражения раджи-йога. Его можно связать с тем обстоятельством, что йога Патанджали практиковалась царскими особами, особенно жившим в десятом веке царем Бходжей, который даже написал известный комментарий на Йога-сутру. Перейдя к более эзотерическому уровню толкования, мы могли бы также заметить в слове раджа скрытый намек на запредельное Я, которое является конечным правителем, иначе царем, тела-ума. Кроме того, Я традиционно живописуется как «светлое» или «сияющее» (раджате) — прилагательное, происходящее от того же глагольного корня, что и раджа. Или же слово раджа можно было бы соотнести с «Господом» (ишвара), иначе Богом, которого Патанджали выделяет в виде особого Я среди бесчисленных трансцендентных Я.

Наконец, Йога-шикха-упанишада (1.136–138), составленная, возможно, в четырнадцатом или пятнадцатом веке н. э., дает совершенно эзотерическое (тантрическое) толкование:

В центре промежности (йони), великом месте, пребывает надежно укрытый раджас, начало Божественного, подобное [красному] джапе и [ярким цветам] бандхука. Раджа-йога так зовется ввиду союза (йога) раджаса и семени (ретас). Достигнув посредством раджа-йоги [различных сверхъестественных сил] уменьшения в размерах, [йогин] обретает блеск (раджате).

Начало красного раджаса, упоминаемое в вышеприведенном отрывке, порой отождествляется с менструальной кровью, иногда с женскими половыми выделениями, а порой с яйцеклеткой. Последнее толкование обретает наиболее символическое звучание, поскольку соединение семени и яйцеклетки ведет к новому бытию — в данном случае, в иносказательной форме, к состоянию просветления. Но половые выделения играют в данной йоге роль, схожую с той, что имеет место в даосизме. В метафизическом плане раджас и ретас представляют соответственно женский и мужской энергетический принципы. Их полная гармонизация (самараса), как считается, приводит к неописуемому экстазу. Но такое эзотерическое объяснение относится более к тантрическому символизму, нежели к философской школе Патанджали.

Раджа-йога, иначе классическая йога, подробно рассматривается в главах девятой и десятой. Со времени ее создания в первые века нашей эры — некоторые ученые, однако, считают, что Патанджали жил в дохристианскую эпоху, — раджа-йога оставалась одной из наиболее влиятельных школ тради ции йоги. Это высший путь медитации и созерцания. Как заявил Свами Вивекананда, «Раджа-йога является наукой религии, разумным основанием всякого поклонения, всех молитв, обрядов и чудес» [84]. Он добавляет, что цель раджа-йоги состоит в том, чтобы учить тому «как сосредоточивать ум, затем как открывать сокровенные тайники нашего собственного разума, потом как обобщать их содержимое и образовывать на их основе наши собственные заключения» [85]. В конечном итоге данный созерцательный поиск стремится открыть запредельную Реальность вне мысли и образа, вне поклонения и молитвы, вне ритуала и волшебства.

III. ХАТХА-ЙОГА — ПЕСТОВАНИЕ АЛМАЗНОГО ТЕЛА

«Йога с натугой», иначе хатха-йога, является средневековым изобретением. Ее основополагающая цель та же самая, что и у всякой исконной формы йоги: преодолеть эго(ис)тичное (или, прибегая к словотворчеству, эготропное) сознание и постичь Я, или божественную Реальность. Однако психодуховная техника хатха-йоги особенно сосредоточена на развитии телесных задатков так, чтобы тело могло противостоять трудностям запредельного постижения. Мы склонны рассматривать экстатические состояния наподобие самадхи как чисто мыслительные события, что неверно. Мистические состояния сознания могут оказать глубокое воздействие на нервную систему и остальное тело. Помимо всего прочего, переживание экстатического единения происходит в телесном состоянии. Х ат ха-йогин, таким образом, стремится закалять тело — хорошо «обжечь» его, как говорится в текстах.

Важнее всего то, что само просветление затрагивает тело целиком. Нигде не говорится об этом столь ясно, как в трудах современного духовного учителя Да Фри Джона (Ади Да), который пишет:

Просветление Человека — это Просветление всего тела-ума целиком. Оно является буквальным, даже телесным Просветлением, или Превращением всего тела-ума индивида полностью в Излучение, Интенсивность, Любовь, или Свет, что предвосхищает и превосходит всякие скорости явленного или невидимого света и все формы или существа, что снуют в явленном свете, будь они тонкими либо грубыми [86].

Таким образом, дисциплины хатха-йоги предназначены, чтобы помочь проявиться конечной Реальности в ограниченном человеческом теле-уме. Здесь хатха-йога выражает идеал тантры, состоящий в том, чтобы жить в мире, исполненном полнотой Самопознания, нежели удаляться от жизни ради обретения просветления. Хатха-йога занимает сторону интегра лизма, как показано во Введении.

Практикующий хатха-йогу жаждет создать для себя «божественное тело» (дивья-шарира) или «алмазное тело» (ваджра-шарира), которое обеспечивало бы бессмертие в явленных мирах. Он или она не заинтересованы в обретении просветления на основе длительного небрежения физическим телом. Он или она жаждут всего сразу: Самопознания и преображенного тела, в коем можно было бы наслаждаться проявленной вселенной в ее разнообразных планах. Кто не одобрит подобное желание? Однако, как можно представить, практикующие хатха-йогу иногда жертвуют своими высшими духовными чаяниями и сосредотачиваются на менее возвышенных, возможно, магических, целях рада эго(ис)тичной личности. Магия подобно направленной вовне техники является средством манипулирования силами природы, тогда как духовность связана с преодолением занятой манипулированием эго(ис)тичной личности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Энциклопедия йоги"

Книги похожие на "Энциклопедия йоги" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георг Ферштайн

Георг Ферштайн - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги"

Отзывы читателей о книге "Энциклопедия йоги", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.