Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедия йоги"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия йоги" читать бесплатно онлайн.
Автор книги, Георг Фёрштайн, известный, в широких кругах, своими научными трудами и произведениями, посвященными йоге. Книга "Энциклопедия йоги" - результат почти тридцатилетней научной-исследовательской и практической работы автора в данной области. Структурное и целостное изложение основ йоги, научных исследований и открытий, связанных с ее традицией большой вклад в популяризацию йоги. В книге рассматривается развитие практики йоги начиная с ведийской (Ведической) эпохи и заканчивая временами тантры и хатха-йоги, иллюстрируя повествование отрывками из основополагающих трудов по йоге автор раскрывает все тонкости практики. Материал изложен доступно и просто, сочетая научный подход и духовное восприятие, что позволяет рекомендовать эту книгу преподавателям йоги и телесно-ориентированных психотехник, специалистам в области истории религий, философии, психологии, теологии и культурологии, и менее подготовленным читателям, ищущим свой путь к самопознанию.
Тарака-йога («йога спасающего»). Основанная на тантризме йога, делающая упор на созерцательное переживание света.
Тат («тот»), В веданте — скрытное отнесение к конечной Реальности, или трансцендентному Я, как в речении «То ты еси» (тат твам аси).
Таттва («реальность»), 1. Конечная Реальность. 2. Принцип или категория бытия, наподобие высшего ума (буддхи), низшего ума (манас), органов чувств (индрия) и материальных первоэлементов (бхута).
Таттва-вид («знающий реальность»). 1. Освободившийся мудрец. 2. Духовный подвижник, который знает различные категории бытия, преподанные в санкхье и йоге.
Тиртха («брод»). Священное место паломничества.
Тиртханкар («создающий переправу»). Прозвание великих — обретших Самопознание — учителей джайнизма наподобие Махавиры.
Тирумулар. Великий южноиндийский поэт и святой, автор Тиру-мант(и) — рам.
Трика («триада»). Средневековая шиваитская кашмирская школа, придерживающаяся монизма, но признающая относительное существование множественности (воплощенной во многих отдельных человеческих существах и именуемой чара), двойственности (символизируемой шакти) и единства (представляемого шивой).
У
Упанишада («сидящий подле»). Вид эзотерического индуистского писания, которое излагает метафизику недвойственности (адвайта-веданта) и рассматривается как заключительная часть ведийского откровения (шрути).
Упая («средство; уловка»). В буддизме — обозначение сострадания (каруна). двойника праджни, символизирующее проникновение в пустотную (шунья) природу всех явлений.
X
Хамса («гусак», обычно переводится как «лебедь»), 1. Дыхание жизненной силы (прана). 2. Трансцендентное Я (атман). 3. Тип странствующего аскета (паривраджака).
Харибхадра Сури [576]. Видный наставник джайнизма, написавший несколько работ по йоге, включая Йога-бинду и Йога-дришти-самуччая.
Хатха-йога («йога усилия»). Йога физической дисциплины, стремящаяся ослабить змеиную силу (кундалини-шакти) и создать нетленное божественное тело (дивья-деха).
Хемачандра. Джайнский наставник одиннадцатого века, написавший Йога-шастру и другие труды.
Хинаяна («малая колесница»). Школа буддизма, чье учение строится вокруг идеала архата в противоположность бодхисаттве. Ср. махаяна, ваджраяна.
Хираньягарбха («золотой зародыш»),
1. Мифический основатель йоги.
2. В космологии индуизма состояние, предшествующее проявлению [вселенной], соответствует Брахме.
Хрид, Хридая («сердце»). С древних времен рассматривается как физическое средоточие Я (атман). В тантризме сердце является местоположением анахата-чакры.
Ч
Чайтанья (бепг. Чойтонно). Великий средневековый учитель бхакти-йоги и проповедник культа Господа Кришны.
Чакра («колесо»). 1. Психоэнергетический центр тела; тантризм и йога обычно выделяют семь таких локусов: муладхара, свадхиштхана, манипура. анахата, вишуддха, аджня и сахасрара. Они расположены вдоль позвоночника и входят в состав змеиной силы (кундалини-шакти).
Чатуртха («четвертый»). Запредельное, трансцендентное Я, как четвертое и конечное или истинное состояние (авастха) сознания, где тремя другими являются обычное бодрствование, сон со сновидениями и глубокий сон, [иначе бдение, сон, забытье, или явь, греза, сон].
Чит («осознанность, сознание»). Чистая Осознанность, или Трансцендентное Сознание в отсутствие всякой мысли; вечный свидетель*. См. также атман, пуруша.
Читта («сознание, ум»). Ограниченный ум, душа или сознание, который зависит от величины внимания, в противоположность читу. См. также буддхи, манас.
Ш
Шабда («звук»). Согласно индийским представлениям звук неразрывно связан с космическим бытием. Поэтому звук существует на различных уровнях проявлений, эманаций. Конечным, исходным звуком является священная мантра ом. См. также нада.
Шайва («шиваитский»). Обозначение любог о процесса либо литературного произведения, и т. д., относящихся к Шиве или тому, кто поклоняется данному божеству. См. также вайшнава.
Шайва-сиддханта. Южно-индийская традиция шиваизма.
Шакти («сила, мощь»). Женская манифестация Божественного, являющаяся основой метафизики и духовных учений шактизма и тантризма.
Шакти-пата («нисхождение силы»). Процесс посвящения, инициации, обычно в рамках тантризма, посредством которого гуру допускает к духовной практике ученика.
Шандилья. Знаменитый древний мудрец и прославленный автор Бхакти-сутры. Ср. Парада.
Шанкара («умиротворитель»). Величайший представитель индийского монизма (адвайта-веданта), который жил в восьмом веке н. э., или, возможно, немногим раньше.
Шанти («мир»). Желательное качество у йогина. Окончательная умиротворенность совпадает с Самопознанием, иначе просветлением (бодха).
Шастра («учение, руководство»). Предмет знания, обычно книга. Поэтому Йога-шастра может означать и «учение йоги» вообще и отдельный текст.
Шива («благоприятный»). Божество, которое более других в индийском пантеоне служит йогинам образцом на протяжении многих веков.
Шрути («откровение»). Ведийские тексты откровения, включающие четыре Веды, Брахманы и Упанишады. Ср. смрити.
Шудра. Член сословия слуг традиционного индийского общества.
Шунья («пустой»). Ключевое представление буддизма махаяны, со
гласно которому все явления пустотны, лишены какой бы то ни было вечной сущности.
Шуньята («пустота»). Синоним шуньи.
Э
Эка («один»). Единственная Реальность, являющаяся всесущей и всевременной. См. также атман, брахман.
Экаграта («одноточечность; однонаправленность», эка + аграта). Процесс, лежащий в основе сосредоточения.
Экатаната («единый поток», эка + maнаma). Процесс, лежащий в основе созерцания.
Ю
Юга («иго»). Мировая эпоха. Согласно индийской космологии существует четыре таких эпохи, каждая длительностью несколько тысяч лет. Кали-юга считается самым темным периодом и предшествует очередной золотой эпохе. Ср. кальпа.
Я
Яджни («жертва»). Практика ритуального жертвоприношения составляет основу индуизма. Во времен-Брахман и далее с появлением Упанишад внешний жертвенный обряд переосмысливается и превращается во внутреннее жертвоприношение, состоящее в глубоком созерцании, что привело к формированию традиции йоги.
Яджнявалкьи. Наиболее прославленный мудрец ранних послеведийских времен.
Яджурведа («знание жертвоприношения»). Сборник ведийских гимнов, содержащий жертвенные заклинания (яджус). См. также Атхарваведа, Ригведа, Самаведа.
Яма («узда»). 1. Бог смерти. 2. Первое звено восьмеричной йоги Патанджали, содержащее пять общезначимых нравственных требований.
Янтра («орудие»). Геометрическая фигура в индуизме, представляющая образ одного из выбранных [для себя лично] богов (ишта-девата) для внешнего поклонения и созерцания. См. также мандала.
Примечания
1
Исполнение обязанностей
2
В ярмо, иго.
3
«Зрящий», иначе «свидетель» (санскр. драштар или сакшин), является синонимом «пуруши» в санкхье и «атмана» в адвайта-ведаите, то есть в данном случае истинного состояния сознания упражняющегося в йоге, когда, согласно Шанкаре, происходит постепенное восхождение от атмана, полагаемого как аннамайя (букв.: «состоящий из пищи», то есть тело), через ряд последовательных ступеней к внутреннему атману (шакшину, то есть «свидетелю» [всех актов восприятия, делающему возможным само познание]).
4
На языке синдхи «холм мертвых».
5
Хвала тебе (санскр.).
6
По правилам внешних сандхи (санскр. соединении).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия йоги"
Книги похожие на "Энциклопедия йоги" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия йоги", комментарии и мнения людей о произведении.