Юрий Смолич - Мир хижинам, война дворцам

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Мир хижинам, война дворцам"
Описание и краткое содержание "Мир хижинам, война дворцам" читать бесплатно онлайн.
Первая книга дилогии украинского писателя Ю.Смолича, роман “Мир хижинам, война дворцам”, посвящена революционным событиям 1917 года на Украине и за её пределами, в частности и Петрограде.
Содержание книги охватывает период с Февральской революции до исторических июльских дней. На фоне общественных событий раскрываются судьбы героев романа — и среди них целого ряда лиц исторических, выведенных автором под их собственными именами.
Ю.Смолич использует и разрабатывает в книге огромный фактический материал, который в ряде случаев до сих пор широко не публиковался.
Вторая книга — “Ревет и стонет Днепр широкий” — посвящена борьбе за установление советской власти на Украине.
Лия слушала молчаливая, совсем притихшая, — не печаль, а какая-то сладкая грусть легла ей на сердце.
Он прекрасно любил, этот юноша.
Она слушала и смотрела в ночь. Фонари на улице на миг погасли, потом засветились снова, — теперь через один: город пожелал людям спокойной ночи. На улицах уже никого не было. Только из-под каштана напротив — от Золотых ворот, грохоча по ухабистому тротуару, катила в маленьком возке безного нищего с банджо русая девушка с длинными-длинными косами.
Это племянница ростовщика, Поля Каракута, отвозила своего дядю-нищего домой после трудового дня.
А Флегонт все говорил и говорил. И теперь, казалось, его и остановить невозможно.
Он говорил о любви…
Впервые за свои восемнадцать лет…
Правда, не о любви к женщине — на это бы он не отважился, — а о любви к своей родине.
Июнь (перевод А.Островского)
НА ФРОНТЕ БЕЗ ПЕРЕМЕН
олк строился в каре, и это было странно. В трех километрах от передовой такое построение никак не отвечало уставу. Но с начала революции многое полетело кувырком, и уставы полевой и строевой службы тоже нарушались по всем пунктам.
Построение в каре — тем паче, что приказ был строиться без винтовок, — говорило о том, что предстоит какой-то выдающийся общественный акт. Да, и трибуна, сооруженная на скорую руку из нетесаных сосновых бревен, заготовленных для накатов на блиндажи, свидетельствовала о том, что надо ожидать выступлении особо важной персоны, а то и целой делегации. Может быть, дамы-патронессы — по случаю какого-нибудь революционного праздника — будут раздавать махорку и курительную бумагу?
Солдаты строились быстро и охотно — не так часто случается на позициях подобное развлечение. В долине, зажатой меж гор, перекатывался гомон тысячи голосов. За горой изредка погромыхивали орудия: австрийцы расстреливали утреннюю порцию артиллерийского припаса.
Но вот полковой командир подал команду “смирно” и полк замер. Командир со всем штабом стоял впереди первого батальона, как раз напротив трибуны. Полковой комитет тоже построился — во главе третьего батальона. Председатель комитета, прапорщик Дзевалтовский, стоял первым с правого фланга, рядом с ним — Демьян Нечипорук, секретарь.
Отдельно, сразу за шестнадцатой ротой, стояло еще четверо — в желтых кожаных тужурках и черных с красными кантами “пирожках”: это были не свои, а “приданные”. Эти четверо авиаторов — два пилота и два авиатехника — прибыли лишь вчера, на двух аэропланах “фарман” из 3-го авиапарка фронта, размещенного в дальнем тылу, в Киеве. “Придача” авиации могла для пехотной части означать только предстоящее наступление, и что волновало полк. В числе четырех авиаторов оказался и солдат Федор Королевич. На фронт были спешно отправлены только что отремонтированные аэропланы, и авиатехниками пришлось посадить сборщиков и слесарей.
День был ни диво хорош — солнце нежило лаской, от покрытых лесом гор веяло влажным духом зеленой листвы, от горного потока доносился звонкий плеск быстрой воды по мелкой гальке. Даже жаворонок звенел где-то в вышине.
Над хребтами ближних отрогов плавали в воздухе аэростаты “заграждения и дозора”, они чуть ворочали задним, более заостренным концом и были похожи на уснувшую в воде в полуденный зной рыбу, и от этого весь купол голубого неба казался стеклянным, полонина меж гор — дном аквариума и все вокруг — неправдоподобным.
Не верилось, что на земле бушует война, что война вообще возможна, что в такую благодать люди способны стрелять друг и друга или распарывать друг другу штыком животы.
2— Рав-няйсь!.
От командирского блиндажа бегут двумя шеренгами — не свои, а какие то чужие забавные солдаты, Они семенят как-то не по-военному, рысцой, — точно перебираясь вброд, перепрыгивая с камешка на камешек, — подбегают к трибуне и окружают ее кольцом. И тогда меж двух шеренг кто-то быстро проходит вперед и за ним спешит толпа неизвестных офицеров.
Фронтовики с удивлением разглядывают бойцов, построившихся спиной к трибуне и лицом к полку. В самом деле, какие-то они не такие, как все солдаты, — больно щуплые и одежда пригнана ловко — тыловики, и у каждого на левом рукаве, в черном ромбе, — свят-свят-свят! — белый человеческий череп и под ним две берцовые кости накрест. Такого за три года войны даже самые бывалые фронтовики еще ни видывали!
— Слышь! — шепчет Демьяну его сосед — Побей меня гром, да у них же — сиськи!
Бабы! Мать пресвятая богородица! До чего народ довели — бабское войско послали воевать германца!..
Тем временем тот, что шел впереди, уже поднялся на трибуну. На ногах у него желтые краги, как у бельгийского авиатора, френч без погон, а на голове чудная какая-то фуражка; с длиннющим суконным козырьком — ни дать ни взять журавлиный клюв!
Рядом с ним, чуть позади, стоял обыкновенный штабс-капитан — лицо бледное, точно с перепоя, глаза горят каким-то исступленным огнем.
Первый — в фуражке с журавлиным клювом — остановился у самого края трибуны, оперся левой рукой на барьер, правую сунул за борт френча и впился взглядом в солдатское море. Ветерок играл длинными лентами огромного красного банта у него на груди. В небе звенел жаворонок. Погромыхивала австрийская дивизионка.
— Здравствуйте, солдаты революции! — вдруг раздался вопль с трибуны, да такой, что с деревьев позади строя тучей поднялось спугнутое вороньё.
— Здрам — жлам… здрасьте… — не в лад ответило каре: кто ж его знает, как ему отвечать? Опять, верно, какой-то иностранец…
— Вольно! — сразу подал команду командир.
По поля прошелестел вздох тысячи грудей, мягко шаркнули по траве три тысячи подошв, брякнули кое-где манерки, так как нашлись и такие, что прихватили их, — а вдруг станут выдавать что-нибудь этакое, живительное?
Оратор выхватил руку из-за борта френча, простер ее далеко вперед, так что даже сам подался за ней, и снопа завопил:
— Товарищи! Солдаты революции! К вам мое слово!..
Это был Александр Федорович Керенский.
Новый военный и морской министр Временного правительства.
Керенский стоял на трибуне, позади толпились его секретари и адъютанты, а вокруг трибуны выстроился караул — батальон его личной охраны, первый в революционной России женский батальон. Он именовался “ударным батальоном смерти”, в знак чего и серебрился на рукаве у каждой девушки-солдата череп с двумя скрещенными костями. Командовала “ударницами” первая в русской армии женщина-офицер — прапорщик Бочкарева. Инициатором создания “ударных батальонов”, поднявших черные знамена с серебряной надписью “Победа или смерть”, был армейский штабс-капитан, с недавний пор член партии социалистов-революционеров Муравьев. Он и стоял сейчас на трибуне, в двух шагах позади Керенского, — бледный, с испитым лицом и сумасшедшими глазами.
Керенский ораторствовал:
— Старая власть пала, и обновленная Россия воспрянула от ига рабства и насилия! Все вы теперь равноправные граждане…
3Керенский, как известно, был говорун хоть куда. Одни полагали, что причина его выдающегося ораторского успеха в том, что он удачно подбирает демагогические фразы, которые не могут не вызвать бурной реакции сердец. Другие — так сказать с музыкальным уклоном — придерживались того мнения, что дело в интонации оратора; Керенский модулировал голосом от нижнего “до” до верхнего “соль”. Третьи — с уклоном, если можно так выразиться, драматическим — докладывали, что все решает жестикуляция: Керенский не жестикулировал вовсе. Выступая, он пользовался одним-единственным жестом — выдернув руку из-за борта френча, простирал ее вперед и сразу снова засовывал за борт.
Вчера, выступая к Киеве на объединенном и открытом заседании Совета военных, Совета крестьянских и Совета рабочих депутатов, Керенский вышел на сцену оперного театра, простер руку и сказал:
— Товарищи и граждане свободной России!
— Здесь не Россия, здесь Украина! — послышались выкрики с ярусов и галерки. — У она еще вовсе не свободна! Врешь, Сашка!
Керенский сунул руку за борт френча, повернулся и пошел прочь.
Полчаса ушло на то, чтобы уговорить его закончить речь. За эти полчаса юнкера успели выкинуть из театра всех, кто был замечен в том, что позволил себе выкрики.
Керенский вернулся на сцену, встреченный визгом дам и аплодисментами представителей сильного пола и стал продолжать свое выступление:
— Я приехал к вам потому, что прошел слух, что здесь у нас есть люди и организации, которые выражают мне недоверие. Так вот, я стою здесь сейчас перед вами, чтоб довести до вашего сведения, что не позволю мне не доверять!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мир хижинам, война дворцам"
Книги похожие на "Мир хижинам, война дворцам" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Смолич - Мир хижинам, война дворцам"
Отзывы читателей о книге "Мир хижинам, война дворцам", комментарии и мнения людей о произведении.