Николай Скабаланович - Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн."
Описание и краткое содержание "Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн." читать бесплатно онлайн.
Николай Афанасьевич Скабаланович (1848–1918) — профессор общей и церковной истории Санкт–Петербургской Духовной академии, доктор богословия, один из самых талантливых русских церковных историков. Его основополагающая работа «Византийское государство и Церковь…» — это настоящая энциклопедия по Византии, непревзойденный во многих отношениях даже по настоящее время научный труд, в том числе и по своим литературным достоинствам. В приложении даются статьи «Византийская наука и школы в XI в.», «О нравах византийского общества в Средние века», «Разделение Церквей при патриархе Михаиле Керулларии» и другие, позволяющие с большей полнотой и вниманием остановиться на конкретных вопросах как внутренней истории Византийской империи в целом, так и истории Византийско–Вос–точной церкви в частности.
Для всех интересующихся историей Церкви и историческими судьбами Православия.
1894
Attal., 151.
1895
В грамотах от 1075 и 1079 гг., Sathas, 1, 55–56, 64: eiq napoxnv XP*> ка–ОёлкеаОш xwv Й1каатак ii лракторт кш xoic ava>9ev f)pi0|.ir|^£voig SiSonevcov… ii ojjmv Tiv&v аутщпатсоу dn/.riKTcov, Kai ifjq ияер xwv илЛ^ктсоу xopriyiaq, цеаая/.г|кта>у, кришу, dnamiifflv Kai Xomcov anavTcov, eniGeoecov (.lovonpoawraav, Soaetoq Kavicndou, r) avtiKaviataou… napoxrjq XP®®v хорчуоицеушу SiKaaxaiq f| npaKiopaiv ётёроц apxouaiv, ei'te TtpeaPeatv eGvwv Siepxo|.ievo)v… екРо^й? х°Ртао1–Ютсоу, бштрофт^ ярсйтокеутархсоу… ек(Золг1; Yewqiidicov, ii катаРфаацои oi'vou, крешу, Kai uavxoicov EiSfiv… кабюцатсоу kbv иперох^с apxovtcov, катеяаусо, атратг|у<ву, кришу, Kai /.oiranv атш1тг|т<ву… бштроф^ Kai атсл.г|кта>у… Рванаришу, uavSarapcov тои броцои ярёа–Рец ayovrwv f) ё^оргатои;, f| ката nva Ша]У xpeiav 6iEpxop£vwv, то7тот1-|рг|та)У, тоир–цархсоу, nepapxwv, ка! navmc, ётёрои бгцюашкшу лрауцатшу Epeuvav Епиетраццеуои (освободить от содержания, предоставляемого судьям, сборщикам налогов и выше упомянутым… или каких–либо иных выплат помимо митата и апликта, подати сверх апликта, месапликта, от судей, взыскателей и всех остальных, от налога <на содержание> отдельных лиц, от уплаты каниския или антиканиския… от содержания, выплачиваемого судьям, сборщикам налогов, другим архонтам или послам иноземных народов… от поставок продовольствия и содержания про–токентархов… от поставок урожая или снабжения вином, мясом и всеми видами <продовольствия>… от предоставления помещений высокопоставленным архонтам, катепанам, стратигам, судьям и другим взыскателям… содержания и апликта… вестиариатов, мандаторов, сопровождающих ссыльных или послов, или же проходящих по какой–либо иной надобности, местоблюстителей, турмархов, иерархов и всякого другого, следующего по казенному делу). Ср.: Zachariae, III, 373–374.
1896
Psell., V, 263–265.
1897
Есть письмо Пселла (V, 312–313), в котором он просит сборщика пощадить Кизическую митрополию.
1898
PG, CXIX, 836; Rhalli et Potli, V, 31.
1899
Известен факт из позднейшего времени, внесенный в докладную записку, составленную в 1198 г. Михаилом Акоминатом в защиту афинской общины и представленную Алексею Ангелу (в русском перев. — Ж. М. Н. Пр., 1880, ССХ, 399–400; 1883, CCXXV, 55–60): претору хрисовулом запрещен был вход в Афины, но он все–таки являлся, как бы на богомолье к Пресвятой Богородице, и при этом взимал те же сборы, какие делались в силу сЬЛ^ктоу.
1900
Zachariae, I, 200.
1901
Attal., 283.
1902
Cedr., II, 484 (Zon., IV, 127; Glyc., 580). Показание Яхъи (у бар. Розена, 70), что Константин VIII сложил недоимки с обитателей греческой земли, менее правдоподобно, чем свидетельство греческих историков в противоположном смысле.
1903
Cedr., И, 486 (Zon., IV, 128; Glyc., 581; Joel, 61; Ephr., 129).
1904
Zon., IV, 131 (Ephr., 129).
1905
Psell., IV, 181.
1906
Attal., 283, 274 (Scyl., 735; Zon., IV, 228; Ephr., 148).
1907
Psell., V, 138; IV, 152.
1908
Psell., IV, 212 (Zon., IV, 187).
1909
Psell., IV, 283.
1910
Attal., 123.
1911
Bryenn., 83.
1912
Attal., 268.
1913
Anna, I, 107–108.
1914
PG, CXXXVI, 1329–1330.
1915
Особенно после того как Константин Дука стал отдавать сбор податей на откуп.
1916
Psell., V, 344-346.
1917
Psell., V, 276; PG, CXXXVI, 1329–1330.
1918
Убиение Саливы в Антиохии, Cedr., II, 510; Морогеоргия в Навпакте, Cedr., II, 482-483; Иоанна Куцомиты в Никополе, Cedr., II, 530; Феофилакта на Кипре, Cedr., II, 549-550 (Zon., IV, 162; Glyc., 694-597).
1919
Procopii, III, 132, 77.
1920
Zachariae, 111,251.
1921
Zachariae, III, 292–296.
1922
Zachariae, III, 313–315.
1923
Вслед за словами, разрешающими крестьянским монастырям оставаться под властью митрополитов и епископов и быть даримыми под условием, если новелла застает в них не менее 8 монахов и достаточные для их содержания средства, прибавлено: оибё у ар 6i';vavxu\ veuc ётпкт^акц ятеТабш, каЛибёута лроткроу |дёу пара тои лролаялои гцкву (ЗаснАёсос; 'Ршрауоъ тоО yepovxoc vuv 5ё пара тг|С Раот-^eiaq f)pcov (Ведь <эти монастыри> не могут делать новых приобретений, ибо прежде это было воспрещено нашим прадедом императором Романом Старшим, а теперь и нашим царствованием). См.: Zachariae, III, 315.
1924
Attal., 50–51.
1925
См. выше, с. 404.
1926
Attal., 61–62 (Scyl., 642; Glyc., 601). Ср.: Psell,, IV, 242–243 (Zon., IV, 192–193).
1927
Attal., 183 (Scyl., 707: Zon., 2L9; Ephr., 148).
1928
Attal., 184 (Scyl., 768).
1929
Attal., 200.
1930
Attal., 212 (Scyl., 725).
1931
Attal., 278.
1932
Attal., 260 (Glyc., 615).
1933
Attal., 277, 279.
1934
О Юстиниане I Прокопий Кесарийский рассказывает, что он привел в стесненное положение население столицы тем, что забрал рынок в свои руки, наложил монополию и цены на жизненные припасы возвысил втрое. Никто не смел покупать хлеб, где хотел, помимо императорских магазинов. Во главе хлебной торговли был поставлен сириец Петр Варсума. Он ежегодно предписывал всем провинциям, главный продукт которых заключается в хлебе, доставлять его в магазины столицы. Цену назначал он сам, и притом весьма низкую; землевладельцы обязаны были причитающуюся долю доставить в Константинополь за собственный счет, никто из них не должен был продавать хлеб кому-нибудь другому, кроме правительства. Иногда случалось, что в накопленных в Константинополе запасах зерна появлялся червь или обнаруживалась гнилость. Но это мало беспокоило сирийца: он предписывал восточным городам Империи, где по причине жары мало родится хлеба, покупать за высокую цену порченное зерно, независимо от того — можно было его потреблять, или нет. Следствием было, что города, принужденные к покупке, высыпали множество мешков этого навязанного им зерна в море или помойные ямы. Если же в том или другом городе наступала дороговизна хлеба, то Варсума продавал залежавшийся хлеб по цене вдвое и втрое превосходившей ту, за которую хлеб куплен. См.: Procopii, III, 123-126, 145-146.
1935
Из IX в. известен рассказ о Василии Македонянине, как он однажды, придя в храм св. Апостолов и заметив у некоторых горожан, здесь присутствовавших, печальные и сумрачные лица, приблизился к ним и спросил, какая тому причина. Один горожанин ответил ему: «Тебе, государь, и твоим приближенным можно быть веселыми и радостными, а тем, которые близки к смерти, это не пристало; разве не знаешь, что по причине жестоких ветров два медимна хлеба продаются за номисму?» Император был потрясен известием до слез, ободрил горожан, а возвратившись во дворец, созвал сановников, заведовавших делами столицы и двора, осыпал их упреками за то, что умолчали перед ним о бесхлебии, и немедленно велел продавать императорский и казенный хлеб по номисме за 12 медимнов. См.: Cedr., II, 373. Из 2-й половины X в. известно, что во время движения в пользу Никифора Фоки среди константинопольского населения, препозят и ларакимо-мен Иосиф Бринга, стоявший во главе управления и бывший противником Фоки, грозил жителям таким образом: «Вот я усмирю вашу дерзость и бесстыдство, — устрою так, что за номисму будете покупать хлеба ровно столько, чтобы унести его за пазухой». См.: Cedr., II, 349. О Никифоре Фоке замечено, что нужда народная не производила впечатления как на него, так и на брата его Льва, который, усердно занимаясь торговлей жизненными припасами, был причиной большого зла. При этом рассказывается и анекдот, как граждане посмеялись над любостяжанием братьев. Когда император прибыл к войску с целью заняться его учением, подошел к нему седой старик и пожелал вписаться в реестр страти-отов. Император заметил ему, что он слишком стар, чтобы причисляться к стра-тиотам, но тот отвечал: «Я теперь гораздо крепче, чем когда находился в цветущем возрасте». На вопрос императора: «Отчего так?» он сказал: «Оттого, что в прежнее время я за одну номисму увозил хлеба на двух ослах, а в твое царствование покупаю хлеба на две номисмы и, унося его на плечах, не чувствую тяжести». Император, прибавляет историк, понял насмешку, но отошел без смущения. См.: Cedr., II, 324. Лев, брат императора Никифора Фоки, состоял в чине куропалата и, оставив военную службу, занялся исключительно финансовыми операциями: народ почувствовал результаты этих операций, потому что повышены были цены на хлеб и на другие жизненные припасы, и в Константинополе потихоньку говорили друг другу: «Царская парочка знает секрет, как переводить деньги из карманов народа в свою мошну». См.: Leo Diac., 64. Перечисленные факты показывают, что торговля хлебом и другими жизненными припасами в IX и X вв. находилась в руках правительства.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн."
Книги похожие на "Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Скабаланович - Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн."
Отзывы читателей о книге "Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн.", комментарии и мнения людей о произведении.