Николай Скабаланович - Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн."
Описание и краткое содержание "Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн." читать бесплатно онлайн.
Николай Афанасьевич Скабаланович (1848–1918) — профессор общей и церковной истории Санкт–Петербургской Духовной академии, доктор богословия, один из самых талантливых русских церковных историков. Его основополагающая работа «Византийское государство и Церковь…» — это настоящая энциклопедия по Византии, непревзойденный во многих отношениях даже по настоящее время научный труд, в том числе и по своим литературным достоинствам. В приложении даются статьи «Византийская наука и школы в XI в.», «О нравах византийского общества в Средние века», «Разделение Церквей при патриархе Михаиле Керулларии» и другие, позволяющие с большей полнотой и вниманием остановиться на конкретных вопросах как внутренней истории Византийской империи в целом, так и истории Византийско–Вос–точной церкви в частности.
Для всех интересующихся историей Церкви и историческими судьбами Православия.
1828
Нужно, впрочем, заметить, что спустя около двадцати лет после того как Мономах дал Пселлу хрисовул на два лица, было стремление ограничить пожалование одним лицом. К сожалению, новелла Михаила Парапинака, относящаяся к этому предмету, известна только по заглавию: Nsapa тои Paoilecoq кироО Мг/ату. тои Дойка 0есл!цоша xouq каатра /.apfSavoviuc; oiouaSiiTivaq кау блок таОта Aaficoaiv, ёср’ 'svi лроатлсо таита кектгрОаи ка! оитсо voeiaGai тс бсорсас (Новелля императора господина Михаила Дуки, предписывающая, чтобы обладателям крепостей, кем бы они ни были и как бы их ни получили, давалось право владения на одно лицо, и чтобы это подразумевалось актом дарения). См.: Zachar..III. 330.
1829
Оба эти названия, наравне с названием харистикарии, встречаются в синодальном постановлении 1028 г. Название лроуотутгц;, в применении к харистика–рию, употреблялось еще в форме лроуотуцкод как показывает документ от 1049 г. (Miklosich. Acta et diplomata graeca medii aevi, IV, № 10), в котором Василий, настоятель монастыря Спасителя тшу ’АурсоЛшу, назван itpovor]Tiic6<; монастыря Карей. В широком смысле катепан Василий Монах называется лроуог|тг|<; Болгарии в «Советах и рассказах визант. боярина»//Ж. М. Н. Пр., 1881, июнь, 263.
1830
Scyl., 645: irj<; t&v Muyyavcov Ttpovoiuc Kai t&v SiKaiconatcov (pOXuq пара тои eiprinevou PaoiXecuq катаХекрбец (император отдал ему в пронию Манганский монастырь и оставил ему права на него) (Zon., IV, 194: та лер! тт|д eXeuOepiaq аитюу ёуурафа (грамота, дающая свободу)).
1831
Attal., 200–201: тас; тхдад ка! Ttpovoia; оТс ёроиХето уар^бцеуод §щ Хгцдцйтсоу ou^i ùêðéó.
1832
Напр., в 1234 г. нижнее течение реки Ермона, с рыбными на ней ловлями, составляло пронию Калигопула, стратиота и местного владельца, а потом вследствие нового пожалования перешло к стратиоту Авгею. См,: Miklosich, IV, № 150.
1833
Напр., в 1255 г. Михаил Петриций, царский слуга, заявлял претензию на том основании, что монах Никодим был париком его пронии. См.: Miklosich, IV, № 21.
1834
Напр., фессалийские Мелиссины получили от царя в дар всю область Дри–анувэны и крестьяне дрианувэнской общины в мирском приговоре от 1271 г. говорят «о любви, какую от глубины души питают к благороднейшим супругам Мелиссинам за честь и управление и милости, которыми постоянно от них пользуются». См.: Miklosich, IV, № 28. В 1277 г. протоновеллисим Мармара держал, в виде пронии, селение (xcopiov) Триново. См.: Miklosich, IV, № 37.
1835
Напр., это видно из дарственных грамот на имя Георгия Гемиста Плифона и его сыновей: аргировула деспота Феодора Палеолога от 1427 г., хрисовула царя Иоанна Палеолога от 1428 г. и аргировула деспота Димитрия Палеолога от 1450 г. См.: Miklosich. III, 173–176, 225. Обязанность военной службы была неразрывно связана с понятием проний и в древней Сербии, где пронии, дававшиеся венецианским правительством, представляют сходство с византийскими прониями. Документы, относящиеся к сербским прониям, от первой половины XV в., извлечены Макушевым из Венецианского архива и изданы в отрывках в статье «О пронии вдревней Сербии»//Ж. М. Н. Пр., 1874, CLXXV.
1836
Производство обязанности военной службы прониаров от западно-европейских порядков более правдоподобно, так как документы, указывающие на эту обязанность, слишком позднего происхождения, — относятся ко времени после латинского завоевания; но и производство ее от воинских участков не лишено вероятия, особенно если вспомнить, что уже в новелле, приписываемой Никифору Фоке, раздача стратиотам воинских участков называется пронией, и об армянах, бежавших в Сирию и за это лишенных участков, но потом возвратившихся, сказано: χρή πρόνοιαν γίνεσθαι διά παροχής έτέρων τοπίων (следует предоставить им в пронию другие участки). См.: Zachariae, III, 291.
1837
Об этом см. в вышеуказанной статье Макушева.
1838
Отрывки прошений об освобождении от проний и резолюции по ним у Макушева, 18–19.
1839
Доказательства представлены в статье г. Успенского. К истории крестьянского землевладения в Византии / /Ж. М. Н. Пр., 1883, ч. CCXXV.
1840
Существование морты и мортитов в XIII в. доказывается грамотами, изданными Миклошичем и Мюллером, т. IV, с. 35, 39–40, 145, 218, 220, 231–232, 235, 255, 419. Некоторые выдержки из грамот можно прочитать в статье проф. Васильевского «Материалы для истории византийского государства» / /Ж. М. Н. Пр., 1880, ССХ.
1841
На почве фактического стеснения возможны были и в XI в., как свидетельствует вышеприведенное письмо Пселла, см. с. 388.
1842
Miklosich, IV, № 166.
1843
' Attal., 76–77 (Scyl., 652; Zon., IV, 198; Ephr., 143).
1844
Psell., IV, 288–289.
1845
Sathas. Bibl. gr., I, 53–66.
1846
Miklosich. Slavische Bibliothek, I, 151.
1847
Psell., V. 311.
1848
C. 387, cp. c. 383.
1849
PG, CXIX, 828, 844; Rhalli et Potli, V, 24–25.
1850
Savigny. Steuerverfassung unter den Kaisern (Vermischte Schriften, II); Zachariae. Zur Kenntniss des romischen Steuerwesens//Записки С.-Петерб. Академии наук за 1863 г.
1851
Югер — около ¼ десятины.
1852
Zachariae, I, 46.
1853
Zachariae, III, 391.
1854
Модий — 1/12 десятины.
1855
Vita Basil., 346-347.
1856
Const. Porphyr., II, 841; Zachariae, 111, 374; Sathas, I, 54, 57, 66.
1857
Codin., 156: тфопти£,(к; yweoQoi та iccoSiKa (icoKcbSiKO.) ете/хшхзе хама ev ста 6503 (<Василий> повелел составить писцовые книги, что было исполнено в 6503 году).
1858
Cedr., II, 539 (Glyc., 592). Помещение, где найдены были народом деньги и списки, называется у Скилицы—Кедрина Сектом, но еще вопрос, исправен ли здесь текст и не следует ли вместо ev тш Еёктф (в Секте) читать ev тф секретср (в секрете). По крайней мере, такое чтение имел перед глазами Глика, у которого стоит ev аекрётоц.
1859
Советы и рассказы визант. боярина//Ж. М. Н. Пр., 1881, июнь, 257.
1860
Attal., 77: riYeipeTO жЛид YOYYDanoq T(bv Sexonevcov сророХоуиссц ёлаиЕ^аеи; erapxi&v (поднялся великий ропот в тех епархиях, где были повышены подати). Историк, очевидно, имеет в виду восстание фессалийских влахов около 1066 г., под начальством протоспафария Николицы Делфина, который, снесшись с царем, откровенно объяснил, что причиной восстания стали податные надбавки — уоцюцатсоу аедоек;. См.: Советы и рассказы визант. боярина//Ж. М. Н. Пр., 1881, июль, 139.
1861
t^euyoq Pocov (пара быков),.
1862
Cedr., II, 530 (Glyc., 589).
1863
try; aitapKEiac; l'iyouv тоС Скиуаратт^кеюъ (.. .ситаркия, иначе зевгаратикий...), — Акты русского на св. Афоне монастыря св. Пантелеймона, 174. В другом документе (166) поземельный сбор называется еще гуменным (от сЛсоуюу — гумно) и название отождествляется с ситаркией: оЛсоушпкои fjtoi ouapiciaq.
1864
Подымное было в употреблении уже в IX в., см.: Theoph. Contin., 54. Упоминается и в Пефа (Zach., I, 66), и в грамотах от 1075, 1079 и 1088 гг. (Sathas, I, 56, 64; Zach., Ill, 374), так что существование подати в XI в. не может подлежать спору. Недоумение существует только относительно ее значения: Цахариэ понимает под ней подать поголовную, проф. Васильевский (Ж. М. Н. Пр., 1880, ССХ, 368–370), указывая на грамоты из позднейшего времени, в которых она отличается от поголовной подати, считает подымное сбором с жилья и усадебной земли. Барон Розен (278–280) в доказательство правильности этого последнего понимания привел свидетельства Ибн–Хеукаля и Ибн–Хордадбэха.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн."
Книги похожие на "Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Скабаланович - Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн."
Отзывы читателей о книге "Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2–х кн.", комментарии и мнения людей о произведении.