» » » » Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939


Авторские права

Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939

Здесь можно скачать бесплатно "Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Харвест, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939
Рейтинг:
Название:
Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939
Издательство:
Харвест
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
985-13-1622-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"

Описание и краткое содержание "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939" читать бесплатно онлайн.



В предлагаемой книге рассматриваются события, связанные с двумя противоположными тенденциями в международной политике 1920-х и 1930-х годов.

Суть первой в том, что после Великой войны 1914―1918 гг. правительства стран Антанты всерьез мечтали о Великом мире. Выйдя победителями из чудовищной бойни, разоружив своих бывших противников, они полагали, что в дальнейшем смогут решать споры между собой путем переговоров. Поэтому они создали Лигу Наций, пошли на серьезные количественные и качественные ограничения своих сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил.

Суть второй тенденции сводилась к тому, что вопреки благим намерениям руководства великих держав, за двадцать лет в мире про-изошли свыше тридцати военных конфликтов и локальных войн. Здание международного мирового порядка настойчиво поджигалось с разных сторон. В конце концов, разгорелся пожар новой всемирной бойни, еще более масштабной и жестокой, чем первой.

Обе эти тенденции подробно рассмотрены в данной книге на материале фактов, связанных с развитием и применением военно-морских флотов великих и второстепенных морских держав.






Эти акты агрессии привели к тому, что французское правительство приказало своим кораблям оказывать помощь торговым судам всех стран в случае их задержания «чужими» кораблями как в территориальных водах Франции, так и в открытом море. Благодаря решительным действиям англичан и французов морская блокада несколько ослабла (например, 13 апреля в Бильбао вошли 19 республиканских судов и 6 британских). Правительство Франко даже выразило официальный протест против вмешательства британских кораблей (26 апреля).

Однако ослабление блокады не изменило положения на сухопутном фронте. Армия Страны Басков и особенно авиация были слишком слабы для того, чтобы успешно противостоять массированным налетам германских и итальянских бомбардировщиков, воевавших на стороне мятежников. Так, 20 апреля они бомбили Бильбао, при этом получила повреждения подводная лодка «С-6», стоявшая в порту на ремонте. А 26 апреля 1937 г. они безжалостно сравняли с землей старую столицу басков Гернику. Под бомбами погибли 1654 человека, еще 889 были ранены.

***

30 апреля 1937 года «национальный флот» франкистов понес тяжелую потерю. В тот день линкор «Espana» и эсминец «Velasco» пытались задержать в 3-х милях от Сантандера британский пароход «Knitsley». Подвергшись обстрелу, он вызвал по радио помощь — и она была оказана в виде 5 республиканских бомбардировщиков СБ, вылетевших с аэродрома в Сантандере.

По стечению обстоятельств их бомбы упали именно тогда (около 9.00), когда «Espana», совершая маневр, зацепил кормой мину, скорее всего, установленную самими мятежниками. Взрыв мины вызвал значительные повреждения, и линкор затонул в течение 30 минут. Баски после этого долгое время пребывали в счастливой уверенности, что это их авиация потопила «Espana». Напуганный случившимся, командир «Velasco» подобрал из воды только офицеров и поспешно удрал в Эль-Ферроль. Около 600 матросов (из экипажа численностью 854 человека) спасли местные рыбаки и сторожевик франкистов «Ciudad de Palma».

Средиземное море

После перебазирования большей части своего флота в Бискайский залив, франкисты могли использовать на Средиземноморском ТВД только авиацию и мины.

Воздушные налеты начались 19 февраля и первой их целью стал порт Альмерия, где стоял линкор «Jaime I». 5 марта авиация мятежников повредила республиканское грузовое судно «Legazpi», а 10 марта в 90 милях от Менорки она атаковала французское пассажирское судно «Djebel Antar». 13 марта мятежники бомбили аэродром Сабадель под Барселоной и в море возле Майорки, британские эсминцы «Havock» и «Gipsy» (впрочем, безуспешно). 6 апреля их самолеты атаковали возле мыса Сан-Антонио британский эсминец «Gallant». В апреле и в мае франкисты бомбили также Порт Боу, Альмерию, Кастельон-де-ла-Плана, Валенсию и Картахену.

Что касается мин, то 25 февраля вблизи мыса Креус подорвался на мине британский теплоход «Llandovery Castle», но все же он смог своим ходом дойти до Порт-Вендреса. 6 марта после подрыва на мине затонул недалеко от Барселоны греческий танкер «Loukia». Тоже в начале марта в районе мыса Креус подорвался на мине французский пароход «Marie Therese le Borgue», но ему удалось своим ходом дойти до Паламоса.

Большинство республиканских кораблей в это время находилось на ремонте, чем объясняется их низкая боевая активность. Так, 4 марта 6 эсминцев обстреляли Сеуту. Примерно тогда же вышла на боевое патрулирование в район Пальмы подводная лодка «С-1». Однако ее плачевное техническое состояние (в частности, утечка топлива из цистерн) привело к тому, что лодка быстро вернулась в Картахену.

Только в конце марта наступило оживление. 27 марта республиканские корабли обстреляли Малагу и Мотриль, 29 марта — Малагу, Мотриль и Мелилью, на следующий день — Ивису и Сольер. В ответ командование национального флота незамедлительно отправило в Средиземное море крейсеры «Canarias» и «Baleares».

В связи с их прибытием правительство республиканцев потребовало от М. Буисы, чтобы он дал генеральное морское сражение. Однако это было весьма трудной задачей, поскольку франкисты избегали столкновений с кораблями республиканцев, направляя все свои силы на борьбу с торговым флотом. Поэтому Буиса решил выманить противника путем обстрелов их портов. 5 апреля была подвергнута бомбардировке Сеута, на следующий день Сеута и Альхесирас. Тем не менее, франкисты и далее избегали прямых столкновений, ограничившись рейдами к республиканскому побережью. Например, 14 апреля они обстреляли Таррагону.

***

Только очередной рейд республиканской эскадры привел к сражению между двумя флотами. Вечером 15 апреля из Картахены вышли крейсеры «Libertad» и «Mendez Nunez», а также 5 эсминцев, к которым на рассвете следующего дня примкнули прибывшие из Альмерии линкор «Jaime I» и еще 2 эсминца. Эскадра взяла курс на Малагу.

Около полудня Буиса разделил корабли: «Jaime I», оба крейсера и 5 эсминцев пошли обстреливать Мотриль, Торрос, Альмунекар и Салобренью, а 2 оставшихся эсминца — Малагу. Обстрел производился с дистанции в пределах 7,5―13 км, причем ответный огонь вела расположенная в районе Мотриля батарея 150-мм орудий.

Иначе сложилась ситуация возле Малаги. Обстреливавшие город эсминцы были атакованы 6 торпедными катерами мятежников. Им пришлось прервать обстрел и вступить в бой с катерами, чтобы отогнать их прочь. Но когда они возобновили огонь, катера атаковали снова и вынудили их уйти в открытое море. Около 15.00 эсминцы присоединились к эскадре.



Бой в районе Малага — Картахена 16―17 апреля 1937 года

Тогда Буиса решил атаковать Малагу всеми силами. Но когда его корабли подошли к исходному рубежу, их атаковали бомбардировщики франкистов. Не имевшая авиационного прикрытия истребителей, республиканская эскадра повернула к Картахене.

Линкор «Jaime I» с двумя эсминцами около 20.00 отделился от эскадры и пошел в Альмерию. Все побережье было затемнено, навигация происходила только по приборам и в итоге линкор сел на мель около маяка Сабинал. Сообщение об этом Буиса получил под утро; оно вызвало у него вполне понятное беспокойство. Тем более, что за эскадрой постоянно следили разведывательные самолеты мятежников и германский легкий крейсер «Leipzig». Для уточнения обстановки Буиса отправил к Альмерии эсминец «Sanchez».

В то время как остальная эскадра шла в Картахену, последний в строю корабль (эсминец «Lepanto») был обстрелян с крейсера «Canarias». Как потом оказалось, оба тяжелых крейсера франкистов подошли к Картахене, чтобы тут дождаться возвращения республиканской эскадры и атаковать ее у входа в порт, когда у противника будет уже подходить к концу запас топлива и снарядов.

Судя по всему, данные о передвижениях кораблей республиканцев им передавал германский крейсер «Leipzig». «Canarias» должен был послужить приманкой: отступая, отвеса и корабли противника за пределы действия береговых батарей, под огонь орудий стоявшего дальше в море «Baleares», после чего оба крейсера, используя свою 203-мм артиллерию, решили бы исход сражения в свою пользу.

Но этот план не сработал. Буиса бросил свои 4 эсминца в торпедную атаку, прикрыв их огнем с крейсеров, а когда «Canarias» отошел дальше в море, Буиса приказал прервать преследование, невзирая на ропот вошедших в азарт экипажей.

Тем временем линкор «Jaime I» стащили с мели буксиры из Альмерии, которым помогали эсминцы, и вошел в порт. Возвращавшийся с этим известием эсминец «Sanchez» подвергся на внешнем рейде Картахены обстрелу с «Canarias», который снова приблизился к порту.

Поскольку крейсеры республиканцев уже вошли в порт, командир флотилии эсминцев В. Рамирес решил провести торпедную атаку. «Canarias», увидев, что его атакуют только эсминцы, пошел на сближение, но тут в бой вступила береговая батарея, которая двумя-тремя залпами 381-мм орудий заставила его повернуть назад.

К эсминцам присоединились оба крейсера, снова вышедшие из порта, однако мятежники, не принимая боя, поспешно ушли в море. Республиканские самолеты (6 бомбардировщиков) в связи с техосмотром двигателей не смогли атаковать уходящего противника. Таким образом, первое после длительного перерыва прямое столкновение обоих флотов закончилось ничем.

***

Главной задачей республиканского флота и дальше оставалось сопровождение транспортов из СССР. 5 мая «Libertad», «Mendez Nunez» и 6 эсминцев успешно провели в Картахену судно «Cabo Palos», доставившее, помимо прочего, 4 торпедных катера типа «Г-5». Из них была сформирована группа (командир Н.Л. Каневский), которая базировалась в небольшой гавани Портман под Картахеной.

Корабли мятежников продолжали охотиться за торговыми судами в Гибралтарском проливе. За период с 3 по 23 марта 1937 года они задержали в этом районе и конфисковали 30 судов с военными грузами для республиканцев. Более того, чтобы вообще прекратить торговые отношения других стран с республикой, франкисты пошли даже на то, чтобы задерживать и заставлять разгружаться в Сеуте суда, перевозившие плоды цитрусовых (4 датских, 2 норвежских и 2 голландских судна).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"

Книги похожие на "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Тарас

Анатолий Тарас - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"

Отзывы читателей о книге "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.