Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"
Описание и краткое содержание "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939" читать бесплатно онлайн.
В предлагаемой книге рассматриваются события, связанные с двумя противоположными тенденциями в международной политике 1920-х и 1930-х годов.
Суть первой в том, что после Великой войны 1914―1918 гг. правительства стран Антанты всерьез мечтали о Великом мире. Выйдя победителями из чудовищной бойни, разоружив своих бывших противников, они полагали, что в дальнейшем смогут решать споры между собой путем переговоров. Поэтому они создали Лигу Наций, пошли на серьезные количественные и качественные ограничения своих сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил.
Суть второй тенденции сводилась к тому, что вопреки благим намерениям руководства великих держав, за двадцать лет в мире про-изошли свыше тридцати военных конфликтов и локальных войн. Здание международного мирового порядка настойчиво поджигалось с разных сторон. В конце концов, разгорелся пожар новой всемирной бойни, еще более масштабной и жестокой, чем первой.
Обе эти тенденции подробно рассмотрены в данной книге на материале фактов, связанных с развитием и применением военно-морских флотов великих и второстепенных морских держав.
Одновременно под франкистские флаги были переданы еще 2 подводные лодки — в качестве аргумента, что нападения совершают именно франкисты. Так в конце сентября во флоте мятежников появились еще две субмарины — «Gonzales Lopes» (бывшая «Ferraris») и «Aguibar Zablada» (бывшая «Galilei»)[56].
Не исключено, что часть перечисленных атак могли совершить и немецкие подводные лодки. В испанских водах в августе — сентябре 1937 года находились 8 «у-ботов» (U-14, U-19, U-25, U-26, U-28, U-30, U-31, U-36). Они базировались в Сеуте, заходили на Канарские острова и в Понта Дельгада (Азоры). Их плавбазами служили 4 транспортных судна — «August Schultze», «Liselotte Essberger», «Neptun» и «Wallin».
Конференция в НионеВозмущение, вызванное пиратскими действиями итальянских подводных лодок, вылилось в решительный дипломатический демарш Великобритании, Франции и СССР.
Эти государства 10 сентября 1937 года созвали в Нионе под Женевой конференцию по вопросу безопасности судоходства в Средиземном море. В ней также приняли участие Болгария, Египет, Греция, Румыния, Турция и Югославия. Италия и Германия от участия в конференции отказались, а представителей республиканской Испании туда не пригласили.
Конференция отказала обоим испанским правительствам в признании прав воюющих сторон и заявила, что они не имеют никаких полномочий для контроля торгового судоходства. Делегат СССР Максим Литвинов, не произнося слова «Италия», тем не менее обвинил ее в государственном пиратстве».
Нападения на гражданские суда были признаны пиратством, в связи с чем участники конференции получили право «предпринимать любые действия, признанные необходимыми для охраны своего торгового судоходства и против всякого рода нежелательного вмешательства в открытом море».
14 сентября был подписан договор об охране торгового судоходства в Средиземном море, содержавший 7 статей. Участники договора обязались охранять своими вооруженными силами любое торговое судно, за исключением судов сторон, участвующих в испанском конфликте (статья 1). Любая подлодка, атакующая гражданское судно с нарушением четвертой части первого Лондонского договора (1930 г.), подлежала уничтожению (ст. 2), даже если она не была «поймана с поличным», а просто находилась рядом с тем местом, где погибло судно (ст. 3).
Контроль за выполнением этих решений в Средиземном море к западу от Мальты был возложен на Великобританию и Францию (за исключением Тирренского моря), а в восточной части (за исключением Адриатики) — на всех участников договора в своих территориальных водах, на Францию и Великобританию — в открытом море (ст. 4).
Передвижения подводных лодок стран-участниц должны были осуществляться только в надводном положении и в сопровождении надводного корабля (ст. 5); были определены маршруты для движения гражданских судов (ст. 6) и ограничено право военных кораблей ходить по этим маршрутами (ст.7).
17 сентября в Нионе был подписан дополнительный протокол о совместных действиях по защите торгового судоходства от нападений авиации и надводных кораблей.
Кроме того, Великобритания и Франция, пытаясь добиться присоединения Италии к этому договору, созвали 21 сентября в Париже конференцию экспертов. Она закончилась успешно, поскольку 30 сентября Италия вынуждена была подписать соглашение по вопросу охраны гражданского судоходства в Тирренском море и в Адриатике. Для несения патрульной службы предназначались эсминцы, миноносцы и гидросамолеты.
Великобритания и Франция усилили свое присутствие в указанных акваториях дополнительными кораблями. Так, французы дополнительно задействовали отряд вице-адмирала Эстеви (Estevy), в составе 22-х эсминцев, гидроавианосца «Commandant Teste» и 30 гидросамолетов. Англичане направили легкий крейсер «Cairo», 9 эсминцев и несколько десятков гидросамолетов (частично базировавшихся на Мальте, частично на плавбазе «Cyclops»).
Падение Северного фронтаБискайский залив
Когда 1 сентября мятежники предприняли новое наступление с целью окончательного захвата Астурии, их флот и авиация начали плотную блокаду единственного порта, оставшегося у республиканцев — Хихона. 7 сентября в этом районе был сбит французский транспортный самолет, на следующий день задержано британское судно «Stanwald», 21 сентября подвергся авианалету британский эсминец «Fearless».
Борьба с блокадой требовала таких сил и средств, которых у республиканского правительства просто не было, а базировавшиеся на севере корабли, хотя и действовали по мере сил и возможностей, но сделать могли немногое ввиду явного преимущества противника на море и в воздухе. Разве что в начале сентября подводная лодка «С-6» потопила торпедой миноносец мятежников № 7, обстреливавший Хихон.
Требовалось как можно быстрее вернуть на ТВД корабли, ремонтировавшиеся во Франции и Великобритании. Но там среди экипажей активно работали агенты франкистов. Когда эсминец «Diez» вышел в конце сентября из Фалмута, с него дезертировали 66 человек. Офицеры подводной лодки «С-4», стоявшей в Ле-Вердоне, открыто перешли на сторону Франко и вдобавок попытались угнать из Бреста лодку «С-2», ремонт которой подходил к концу.
19 сентября командир «С-4» Аррас (Harras) вместе с тремя своими офицерами прибыл на «С-2». Увидев, что на лодке присутствуют всего лишь 9 членов экипажа, они запугали их, а затем предложили командиру «С-2» Х.Л. Феррандо 3 миллиона песет за переход на сторону Франко. Когда тот отказался, Харрас попытался принудить корабельного механика Табуса запустить дизель-моторы. Произошло столкновение, во время которого погиб один из предателей, а остальные сбежали, уведя с собой Феррандо и Табуса.
Французская полиция пустилась в погоню, захватила нападавших и освободила заложников. Замешательство, вызванное этим происшествием, а также мелкий саботаж привели к тому, что ремонт обеих субмарин затянулся до начала 1938 года.
В первых числах октября 1937 года стало ясно, что падение Хихона — вопрос нескольких дней. Теперь республиканские корабли занимались в основном охраной британских и французских транспортных судов, эвакуировавших из Хихона гражданское население. В открытом море эту функцию брали на себя британские и французские военные корабли.
Хихон, подвергавшийся ежедневным бомбежкам франкистской авиации, больше не мог служить базой для кораблей. 18 октября, во время очередного налета были повреждены эсминцы «Ciscar» и «Diez», а также подводная лодка «С-6». Ввиду отсутствия возможности перехода в какой-нибудь французский порт для ремонта, на следующий день «Ciscar» был затоплен своим экипажем прямо в порту, а «С-6» вышла из порта и была затоплена на рейде с помощью зарядов взрывчатки.
«Diez» по инициативе своего командира Х.Х. Кастро, 20 сентября прорвался через блокаду мятежников и ушел в Бордо. Вместе с ним во французские порты ушли несколько сторожевиков, вспомогательных тральщиков и торговых судов. Это произошло вовремя, В ту же ночь в Хихоне произошел мятеж, который возглавил командир местного гарнизона. Мятежники захватили весь город, а на следующий день в него вошли части франкистов.
В порту в их руки, кроме затопленного «Ciscar», попали поврежденный миноносец № 3 и несколько сторожевиков (среди них «Santa Eulalia»). В первом квартале 1938 г. они подняли эсминец «Ciscar» и отвели его на ремонт в Эль-Ферроль.
С падением Хихона рухнул и северный фронт, хотя бои в Астурии продолжались еще несколько дней. Республика потеряла важнейшие центры тяжелой промышленности и оружейного производства, а также более 100 тысяч солдат убитыми, взятыми в плен, либо интернированными во Франции. Кроме того, было потеряно много военного снаряжения.
Средиземное море
Вследствие того, что основная часть его сил была занята в Бискайском заливе, действия франкистского флота на этом ТВД сводились к блокаде Гибралтарского пролива и к авианалетам с Балеарских островов на республиканское побережье. Время от времени сюда также приходили тяжелые крейсеры и вели охоту на республиканские конвои.
За период с 18 июля по 30 октября были задержаны, либо подверглись нападению 11 торговых судов, шедших без охраны, из них 4 потоплены.
Так, 19 сентября корабли франкистов потопили панамский пароход «Reina», 24 сентября в районе Барселоны их самолет разбомбил французский пароход «Oued Mel!ah», который затонул, а 30 сентября в том же районе при аналогичных обстоятельствах был потоплен британский пароход «Jean Weems».
Агенты франкистов 27 сентября захватили шедший из Севастополя в Валенсию республиканский пароход «Саbо Sacratif» и привели его в Неаполь.
Нападения производились и на военные корабли англичан и французов. Например, 4 октября британский эсминец «Basilisk» атаковала «неизвестная» подлодка (скорее всего это была U-24), а 24 сентября в результате бомбежки самолетами в Форнельсе на Менорке был потоплен французский противолодочный корабль С-91.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"
Книги похожие на "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"
Отзывы читателей о книге "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939", комментарии и мнения людей о произведении.