Джойс Тилдесли - Египет. Возвращение утерянной цивилизации

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Египет. Возвращение утерянной цивилизации"
Описание и краткое содержание "Египет. Возвращение утерянной цивилизации" читать бесплатно онлайн.
В этой книге археолог Джойс Тилдесли представляет подлинных Индиан Джонсов, находящихся в поиске величественных монументов, гробниц и артефактов, хранящих многие секреты загадочной цивилизации. Читая эту будоражащую книгу, мы переживаем возбуждение, эмоции и интриги захватывающих погонь, расшифровки иероглифов и драматического открытия Говардом Картером золотых сокровищ, упрятанных глубоко в могиле мальчика-царя Тутанхамона, – несомненно, центрального момента в истории археологии.
В Суоффеме семья Картера дружила с семьей Амхерстов из Дидлингтон-Холла. Уильям Амхерст Тиссен-Амхерст, член парламента, позже барон Амхерст из Хакни, очень увлекался древностями. Он был достаточно богат, чтобы позволить себе удовлетворять свою страсть, и его частный музей египетских древностей включал в себя ряд важных папирусов и самую значительную коллекцию скульптур, за исключением той, что хранится в Британском музее. Попав однажды в этот дом вместе со своим отцом, рисовавшем в Дидлингтон-Холле изображения животных, Говард увидел статуи и пришел от них в настоящий восторг. Поэтому, когда египтолог Перси Ньюберри сказал как-то своему другу Уильяму Амхерсту, что ищет молодого художественно одаренного помощника для раскопок в Египте, тот сразу вспомнил о Говарде. Юношу такое предложение невероятно обрадовало: жизнь анималиста хоть и сулила хороший заработок, его не привлекала. Он провел все лето и осень 1981 г., изучая манускрипты в Британской библиотеке и рисуя экспонаты египетской коллекции, выставленные в Британском музее. Затем, осенью 1891 г., в возрасте 17 лет, он попрощался с семьей и отправился в Египет.
В Каире Говард располагал достаточным временем, чтобы посетить Музей в Гизе, а затем Ньюберри отправил своего нового помощника в Бени Хассан. Здесь местные сановники 11-й и 12-й династий вырезали свои гробницы глубоко в скалах. Следуя традиции, они украшали гипсовые стены гробниц не только обычными религиозными сценами, картинами из жизни земледельцев и изображениями охоты, но и серией орнаментов, посвященных повседневному быту: играющие дети, танцоры, акробаты и борцы. Теперь «Египетский исследовательский фонд» спонсировал напряженную, но приятную работу, ведущуюся в этих захоронениях. Ночью Картер спал в холодной усыпальнице, а с семи утра до самой поздней ночи снимал с ее стен копии изображений. Его наброски, выполненные в карандаше, впоследствии завершили в Лондоне. Так как лондонские художники не видели оригинала, полученные в результате рисунки оказались не точными. Картер, как мастер, предпочел бы рисовать все сам, от руки, но времени и денег на это не хватало, поэтому Ньюберри решил, что простые копии стен, путь даже грубые, все же лучше чем ничего. Переместившись в соседнюю гробницу в эль-Берши, команда, теперь уже жившая в палатках, вновь принялась за работу. На Рождество лагерь опустел, и Картер отправился в Амарну, к Флиндерсу Питри.
Уильям Амхерст, надеясь добавить к своей коллекции несколько предметов из Амарны, предложил профинансировать работу Питри – щедрый подарок с единственным, не слишком обременительным, условием: «Мистер Тиссен-Амхерст желает кое-чем заняться здесь с моего разрешения; поэтому приедет мистер Картер и поработает, не то чтобы вместе со мной, а просто на тех участках, которые я ему выделю. Я не буду нести никакой ответственности за его исследования, кроме как перед правительством.[105]
Сомнения Питри вполне обоснованы: ему нужен был профессиональный археолог, а не художник. Эти двое, определенно, не сработались. Питри был невероятно экономным и с презрением относился ко всему, что имело хотя бы намек на роскошь и комфорт. Картер, который открыто признался в том, что только рад трудиться с удобством, никак не мог понять, зачем тратить драгоценное время на сооружение собственного кирпичного домика (бережливый Питри после окончания раскопок продал кирпичи своим работникам) или преодолевать огромные расстояния по пустыне пешком, когда здесь полно ослов и они почти ничего не стоят. Но каждый из них готов был сотрудничать. Картер построил себе домик, ел консервы и провел профессиональное исследование системы дорог Амарны, а Питри вскоре признал, что его молодой коллега не так прост, как кажется. И вот уже Картер учился технике раскопок у самого Мастера.
В 1892 г. Говард вернулся к гробницам Среднего царства. Вместе с исследовательской командой «Фонда» он быстро сделал копии рисунков и отправился в Дельту, чтобы руководить раскопками в Телль Тимай эль-Амдид (древний Мендес). Здесь Эдуард Навилль, один из сотрудников «Фонда», уже поработал с коллекцией хрупких греческих свитков, которые он был не в состоянии – и, по мнению большинства, не хотел – сохранить. «Таймс» сообщила, что на одной из лекций он публично выразил сожаление по поводу своего упущения: «Что за сокровища мы, возможно, могли утратить навсегда, разрушив библиотеку Мендеса», – но, похоже, был счастлив, что ему не пришлось это разгребать. Местные торговцы древностями, которым уже несколько лет было известно о той «библиотеке», продолжали грабить этот участок. Питри пришел в ярость, и началось долгое мучительное соперничество между Навиллем, любимым ученым «Фонда», и Питри, несомненно, лучшим археологом, которого обычно оттесняли на второе место.
У Питри был ряд вопросов, требовавших ответа. Почему «Фонд» не послал на раскопки этой территории человека, который смог бы должным образом позаботиться о находках? Почему он обнаружил относительно хорошо сохранившиеся свитки из Мендеса в каирском магазине? И почему Навиллю, который уже показал себя никчемным археологом, позволили исследовать храм в Дейр эль-Бахри (Фивы), один из самых важных и сложных монументов в Египте? Навилль чувствовал себя глубоко оскорбленным. На слова Питри, что он должен был, по меньшей мере, составить план месторасположения свитков в «библиотеке», он ответил: «А, может, вам сделать план изюма в рождественском пудинге?».[106] Ответом «Фонда» стал Говард Картер – несмотря на молодость, его уже считали опытным археологом. Молодого человека отправили в Мендес на спасение того, что еще можно было спасти. Но положение оказалось безнадежным. Когда Картер приехал, «библиотека» уже исчезла (Навилль так и не составил подробного плана), а вместе с ней и бесценные папирусы. Расстроенный Картер вернулся в эль-Бершу.
Навилль тем временем отправился в Дейр эль-Бахри. Здесь, в естественной бухте в скале на западном берегу, царица Хатшепсут построила свой погребальный храм, чтобы навечно сохранить о себе память. Храм был сооружен как многофункциональное здание с рядом алтарей в честь разных богов. Кроме погребального храма Хатшепсут и ее отца Тутмоса I, здесь находилась капелла, посвященная Анубису, богу с головой шакала, поминальное место для предков царицы и храм бога солнца Ра-Хорахти. Главная усыпальница, вырезанная глубоко в скале, была посвящена Амону. Погребальный культ Хатшепсут отменили вскоре после ее смерти, но Амона и Хатор почитали в ее храме вплоть до конца 20-й династии. В греко-римский период этот храм, ныне разрушенный, стал центром поклонения двум обожествленным египтянам: Имхотепу, архитектору 3-й династии и строителю Ступенчатой пирамиды, и Аменхотепу, сыну Хапу, мудрецу и архитектору 18-й династии. Затем этот участок вновь пришел в запустение вплоть до V в. н. э., когда в нем устроили коптский монастырь. В конце концов, его вновь покинули в VIII в. н. э.
Храм никогда не терялся из поля зрения. Его посещали путешественники, периодически проводились раскопки – в последний раз Августом Мариэттом в 1858, 1862 и 1866 г. Но две трети здания так и оставались погребенными под песком, а на нем – развалины коптского монастыря. Навилль был первым, кто после нескольких лет тяжелой работы (1893–1896) явил свету это поразительное сооружение. Некогда вокруг храмового комплекса стояли стены из известняка. За ними был раскинут великолепный сад с бассейнами, клумбами и деревьями ладана. На скале возвышался храм из белого известняка. Три террасы соединялись центральной лестницей. Нижняя галерея была украшена сценами, изображающими наиболее важные события жизни и правления Хатшепсут. Здесь мы видим, как рабочие царицы перевозят обелиски из каменоломни Асуана к храму Карнака, как ее солдаты отправляются в далекие таинственные земли Пунта. На верхнем уровне, самой важной части храма, стоят двадцать четыре огромных статуи Хатшепсут в виде Осириса. Еще десять скульптур расположены в нишах в задней части верхнего двора, еще четыре стоят по углам святилища, а четыре просто невероятно огромных статуи – каждая 26 футов в высоту – по обоим концам нижней средней галереи. К сожалению, они были разрушены в древние времена. Сейчас их постепенно заменяют, по мере того, как «Польский центр археологии Средиземноморья» ведет в храме реставрационные работы.
Картера отправили помогать Навиллю в Дейр эль-Бахри. Он должен был наблюдать за тем, как проходят работы по снятию копий с рельефов, украшавших галереи. Основываясь на полученном ранее опыте, он разработал целую систему, которая позволила ему получать удивительно точные копии, опубликованные впоследствии Навиллем в его 6-томнике «Храм в Дейр эль-Бахри» (1985–1906). Когда стало очевидным, что Картер нуждается в помощи, поскольку район работ невероятно велик, к команде присоединился его старший брат Вернет. Он, будучи профессиональным художником, так же мастерски владел карандашом, как и Картер, рисунки братьев отличить было практически невозможно. Но Вернет посчитал, что в Египте слишком жарко, и этот сезон оказался первой и последней их совместной работой. Говард, вместе с талантливыми помощниками, оставался в Дейр эль-Бахри вплоть до 1899 г., когда его пригласили занять постоянное место в «Египетской службе древностей».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Египет. Возвращение утерянной цивилизации"
Книги похожие на "Египет. Возвращение утерянной цивилизации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Джойс Тилдесли - Египет. Возвращение утерянной цивилизации"
Отзывы читателей о книге "Египет. Возвращение утерянной цивилизации", комментарии и мнения людей о произведении.