Анатолий Луначарский - Том 7. Эстетика, литературная критика

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Том 7. Эстетика, литературная критика"
Описание и краткое содержание "Том 7. Эстетика, литературная критика" читать бесплатно онлайн.
В восьмитомное Собрание сочинений Анатолия Васильевича Луначарского вошли его труды по эстетике, истории и теории литературы, а также литературно-критические произведения. Рассчитанное на широкие круги читателей, оно включает лишь наиболее значительные статьи, лекции, доклады и речи, рецензии, заметки А. В. Луначарского.
В седьмой и восьмой тома настоящего издания включены труды А. В. Луначарского, посвященные вопросам эстетики, литературоведению, истории литературной критики. Эти произведения в таком полном виде собираются впервые.
Впервые напечатано в журнале «Красная новь», 1921, № 1, июнь.
Печатается по тексту журнала.
(1) Задуманные автором последующие статьи написаны не были.
(2) В статье «Главполитпросвет и искусство», опубликованной в «Правде», 1921, № 32, 13 февраля (см. Н. К. Крупская, Педагогические сочинения в десяти томах, т. 7, М. 1959, стр. 85–58).
(3) Адам Смит видел движущую силу развития в свободной конкуренции, утверждая, что основой хозяйственной жизни является эгоизм, личный интерес: «…Человек постоянно нуждается в помощи своих ближних, но тщетно было бы ожидать ее лишь от их расположения. Он скорее достигнет своей цели, если обратится к их эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них. …Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к гуманности, а к их эгоизму» (Адам Смит, Исследование о природе и причинах богатства народов, М. 1962, стр. 27–28).
(4) В книге о Марксе, изданной в Германии в 1918 году, Меринг писал: «Своим древним грекам он всегда оставался верен и готов был изгнать бичом из храма те жалкие торгашеские души, которые хотели восстановить рабочих против античной культуры» (Ф. Меринг, Карл Маркс. История его жизни, ГИЗ, Пг. 1920, стр. 407).
(5) В работе «Развитие социализма от утопии к науке» Ф. Энгельс пишет: «Великие мыслители XVIII века, так же как и все их предшественники, не могли выйти из рамок, которые им ставила их собственная эпоха.
Но наряду с противоположностью между феодальным дворянством и буржуазией, выступавшей в качестве представительницы всего остального общества, существовала общая противоположность между эксплуататорами и эксплуатируемыми, богатыми тунеядцами и трудящимися бедняками. Именно это обстоятельство и дало возможность представителям буржуазии выступать в роли представителей не какого-либо отдельного класса, а всего страждущего человечества» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 19, стр. 190).
(6) См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 21, стр. 317.
(7) ВСНХ — Высший Совет Народного Хозяйства, руководящий общехозяйственный орган Советского государства, созданный в декабре 1917 года.
(8) Главпрофобр — Главное управление профессионального образования, учреждено в составе Наркомпроса в феврале 1921 года для руководства подготовкой кадров всех отраслей народного хозяйства.
(9) «Всемирная литература» — издательство при Наркомпросе, организованное М. Горьким в 1918 году для издания выдающихся произведений мировой художественной литературы.
(10) Имеется в виду книга: «Стихотворения Н. А. Некрасова», издание исправленное и дополненное, под редакцией К. И. Чуковского, с биографическим очерком Евгеньева-Максимова, Госиздат, Пб. 1920.
(11) Луначарский говорит об издании: Шарль де Костер, Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке… Перевод с примечаниями и вступительной статьей А. Г. Горнфельда, изд. «Всемирная литература», тт. I и II, Пг. 1919 и 1920.
(12) Имеется в виду лефовская теория, согласно которой назначением искусства является производство утилитарных «вещей». Один из теоретиков Лефа писал: «Надо немедленно организовать институты материальной культуры, где художники готовились бы к работе над созданием новых вещей пролетарского обихода, где бы вырабатывались типы этих вещей, этих будущих произведений искусства… не идея, а реальная вещь — цель всякого истинного творчества» (О. М. Брик, Дренаж искусства, Газета «Искусство коммуны», 1918, № 1, 7 декабря). О производственном искусстве неоднократно говорил и В. Маяковский.
(13) Имеется в виду утверждение, выдвинутое теоретиками ОПОЯЗа. Полемизируя с этим утверждением, Луначарский продолжает спор, возникший между ним и, с другой стороны, О. Бриком и Р. Якобсоном в начале 1920 года после прочтения Маяковским только что написанной им поэмы «150000 000». Сам Луначарский впоследствии так рассказывал об этом споре: «Когда Маяковский прочел… „150000 000“, я спросил его: искренно ли он это писал или неискренно. Он мне ничего не ответил, потому что, если он скажет, что „искренно“, то его заклюют Брики, которые говорят, что сам Пушкин писал не искренно и т. п. Брик в тот вечер безбожно путал два вопроса. Он думал, что все равно — спросить, из настоящего камня колонна, которая изображена на декорации, или нарисована масляными красками? или искренен ли поэт, когда он пишет, или лжет, притворяется? …Маяковский не смел сказать, что он писал это искренно, но не мог сказать, что писал это неискренно, он бы этим предал себя, а он глубоко искренний человек» (Выступление на диспуте о Лефе> 1923 г. — ЦГАЛИ, ф. 279, оп. 3, ед. хр. И).
(14) В первые годы после революции были популярны массовые празднества, которые проходили на площадях, под открытым небом, при участии тысячных коллективов. В «коллективных действах» многие склонны были видеть выход к «всенародному искусству». В связи с этим особое внимание уделялось массовой декламации и массовой ритмике. 27 ноября 1919 года состоялось торжественное открытие Государственного института декламации, на котором выступал Луначарский. Был открыт также Государственный институт ритмического воспитания.
(15) Вероятно, речь идет о книге: Трибуна Пролеткульта (Сборник стихотворений пролетарских поэтов), Пролеткульт, Пг. 1921 (на обложке — 1922).
(16) Ср. заметку: «Вопрос об учреждении в Москве центрального пролетарского театра решен окончательно, ЦК Всероссийского Совета Пролеткульта переданы здания Государственного Показательного театра (б. Эрмитаж) — зимнее, летнее, зеркальный зал, открытая сцена и все служебные постройки» («Вестник театра», 1920, N? 69, 28 сентября — 3 октября, стр. 12).
В театре «Эрмитаж» была открыта Центральная арена пролетарского творчества.
(17) Очевидно, Луначарский, имеет в виду помещение па Скобелевской (ныне Советской) площади, вмещавшее около ста зрителей, в котором давала спектакли Первая студия с дооктябрьских времен до начала 20-х годов (затем переехала в театр б. Альказар, где в настоящее время открыт театр «Современник»).
(18) Общее собрание работников б. Театра Незлобина и самодеятельного Красноармейского театра, посвященное объединению этих двух коллективов — профессионалов и самодеятельной труппы, — состоялось 30 ноября 1920 года и носило, как сообщалось об этом в печати, «торжественный и праздничный характер» («Вестник театра», 1920, № 76–77, 14 декабря, стр. 11). В. Э. Мейерхольд, заведовавший в то время Тео Наркомпроса, видел в подобном объединении залог театрального возрождения: «В настоящее время театр состоит из следующих элементов: рабочей массы, крестьянской масоы, рабоче-крестьянской, претворенной в Красную Армию, и профессионалов. И комбинация из этих элементов и должна дать подлинный пролетарский театр революции» (там же). Луначарский, также отмечая важность объединения, предостерегал против того, чтобы «первое лепетание пролетариата принимать за настоящий образчик для веков», и подчеркивал «великолепную роль традиций крупных профессиональных театров» (там же, стр. 12 и 13).
(19) Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова был создан в 1919 году из организованных в 1918 году по инициативе Я. М. Свердлова курсов агитаторов при ВЦИК. Организации университета, первой в Советской республике высшей партийной школы, много внимания уделял Ленин.
(20) В докладе на III сессии ВЦИК 7-го созыва 26 сентября 1920 года Луначарский говорил: «Я как-то запросил тов. Гильбо о количестве крестьянских театров во Франции. Во Франции имеется ИЗ крестьянских театров, а у нас в одной Костромской губернии — 400, а в Россия крестьянских театров — 3000» («Известия ВЦИК». 1920, № 221, 5 октября, доклад «Деятельность Наркомпроса»).
(21) С 1910 года выдающийся русский живописец В. Д. Поленов развернул в Москве широкую просветительную деятельность в области народного театра, выступив как организатор и руководитель Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров при Обществе народных университетов. В 1915 году был построен Дом Секции. В 1921 году Секция перешла в ведение Театрального отдела Наркомпроса и получила наименование «Дом театрального просвещения имени В. Д. Поленова» (см. «Вестник театра», 1921, № 82, 8 февраля, стр. 16).
(22) Имеются в виду Б. М. и Ю. М. Соколовы. Ю. М. Соколов еще в 1919 году, выступая на одном из отделов съезда по рабоче-крестьянскому театру, говорил, что «в нашей деревне еще до сего времени живут остатки самобытных театральных действ, изучение которых может сыграть большую роль в деле создания нового театра» («Вестник театра», 1919, № 44, 2–7 декабря, стр. 3).
(23) По-видимому, Луначарский говорит о докладе Б. М. Соколова, посвященном задачам изучения народного творчества, состоявшемся 15 февраля 1921 года в Москве, на заседании Литературного отдела Наркомпроса в присутствии Луначарского. Б. М. Соколов особо подчеркивал ложность мнения, будто народная поэзия — «только обломок старины, предмет археологии. Она жизненна!» Приводя образцы фольклора Саратовского края, он говорил: «Я… хотел показать, как живет еще, да, именно живет, творится и перерабатывается у нас в стране устная народная поэзия» (ЦГАЛИ, ф. 483, он. 1, ед. хр. 3027).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Том 7. Эстетика, литературная критика"
Книги похожие на "Том 7. Эстетика, литературная критика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Луначарский - Том 7. Эстетика, литературная критика"
Отзывы читателей о книге "Том 7. Эстетика, литературная критика", комментарии и мнения людей о произведении.