Олаф Вульф - Австро-венгерская Дунайская флотилия в мировую войну 1914 – 1918 гг.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Австро-венгерская Дунайская флотилия в мировую войну 1914 – 1918 гг."
Описание и краткое содержание "Австро-венгерская Дунайская флотилия в мировую войну 1914 – 1918 гг." читать бесплатно онлайн.
Книга воспоминаний австро-венгерского офицера о действиях речной флотилии на Дунае в годы Первой мировой войны. Автор участвовал в боевых действиях с момента объявления войны до падения Австро-Венгерской империи, находясь на различных командных должностях вплоть до командующего Дунайской флотилией.
Текст печатается по изданию — «Австро-венгерская Дунайская флотилия в мировую войну 1914―1918 гг.» Л.: Военно-морская академия РККФ им. тов. Ворошилова, 1938 — с незначительной литературной обработкой, касающейся, главным образом, неудачных и архаичных выражений, без нарушения смысловой нагрузки. Транскрипция имен кораблей и судов, их тактико-технические элементы приведены по современным источникам.
Предназначено для широкого круга читателей, интересующихся военной историей.
Издатель выражает искреннюю благодарность Б.В. Лемачко, доктору Звонимиру Фрейфогелю (Германия) и С.А. Балакину за помощь, оказанную при подготовке издания к печати.
Ввиду того, что в море стояла долгая мертвая зыбь, командир отряда дал сигнал, чтобы оставшиеся мониторы более старой конструкции, значительно менее мореходные, продолжали свой путь по усмотрению своих командиров. «Bosna» продолжал поход с целью изучения поведения этого монитора на мертвой зыби. Несмотря на очень сложные колебания, которые испытывал корабль на зыби, он около полудня прибыл в Одессу. «Bodrog», «Koros» и «Szamos» также выйдя, пытались повернуть обратно у острова Березань. Ввиду крупной волны выполнить это было опасно, поэтому мониторы решили продолжать путь, идя против волны самым малым ходом. Вскоре после «Bosna» они пришли в Одессу, около которой волнение было меньше.
Затем пришлось выжидать уже редкой в это время года тихой погоды — для перехода в устье Дуная и с тем, чтобы своевременно, согласно приказу, придти в Браилов. В течение следующих дней ветер изменился по силе и направлению, непогода уменьшилась, при этом, по наблюдениям, погода по ночам была лучше, чем в дневное время.
Но когда в ночь на 9 сентября старые корабли совместно с плавучей базой попробовали выйти по назначению, они были вынуждены вернуться ввиду державшей вдоль побережья мертвой зыби. После обеда, ввиду уменьшения волнения, попытка выйти была повторена и удалась. На ночь мониторы «Koros», «Szamos» и плавучая база стали на якорь в Днестровском лимане, не доходя до железнодорожного моста у Царьграда[74]. Утром 10 сентября «Bosna», «Bodrog» и сторожевые корабли вышли из Одессы при отличной погоде и, пройдя через несколько полос тумана, шедших от Днестровского и Дунайского устьев, соединились со второй группой. Последняя утром вышла из устья Днестра и в момент соединения подходила к Очаковскому устью Килийского гирла Дуная. Дальнейшее плавание вверх по Дунаю также происходило двумя группами. К вечеру 11 сентября все корабли соединились в Рени, где «Enns» нес службу стационера.
Проходя вверх по Дунаю корабли видели один румынский монитор в Вилкове и три в Кили; там же стояли 13 миноносцев и сторожевых кораблей. Утром 12 сентября отряд в сомкнутом строю вышел вверх по Дунаю из Рени и к обеду прибыл в Браилов.
Начались последние фазы многолетней борьбы.
Болгария заключает сепаратный мирБухарестский мир вызвал в Болгарии сильное недовольство, так как принес стране большое разочарование.
Ожидалось приобретение всей Добруджи, и поэтому получение только половины обещанного было сочтено большим ущемлением Болгарии. Также возбуждал недоверие тот факт, что германские этапные войска не покидали занятых Болгарией территорий, и что не происходила передача управления этих областей Болгарии. Широкие массы болгарского народа считали себя обманутыми центральными державами и были утомлены войной.
Недовольство в народе настолько увеличилось интригами посланника Соединенных Штатов Северной Америки в Софии[75], что вскоре обнаружилась резкая перемена настроения болгарского союзника.
Разделенные от Пресского перевала (Prespasee) до устья Струмы на четыре фронтовых участка и расположенные на горных позициях 267 болгарских батальонов могли бы противостоять противнику уже одной своей численностью. Албания оборонялась тремя австро-венгерскими пехотными дивизиями, усиленными многочисленными батальонами и батареями. Однако уже в конце июля 1918 года главное командование было извещено военным генерал-губернатором Белграда, что положение Болгарии сомнительно и ненадежно, и что придется считаться с возможностью лишиться этого союзника еще до середины сентября.
Известия о неприятельском наступлении все более и более сгущались и вскоре уже стали называть точно день и место наступления противника, которое должно было совершенно подорвать силу болгар.
Наступление Салоникской армии началось, как и ожидалось, 15 сентября, между Вардаром (Vardar) и Черна (Cerna). На участке Ряхово (Rahovo) — Доброполье (Dobropolje) болгарский фронт был прорван. Французские дивизии опрокинули 2-ю болгарскую дивизию; соседняя 3-я дивизия тоже была вовлечена в отступление, и началась паника. Болгарский фронт был прорван в полосе шириной 35 км и глубиной в 40 км, после чего болгарские войска отошли к болгарской границе. 22 сентября неприятель стоял уже под Неготином (Negotin), и болгарская армия была разрезана на две части. Попытка уговорить войска переждать отступлением оказалась напрасной.
Вскоре обнаружилось, что, попутно с усталостью от войны, большую роль играли и политические взгляды некоторых руководителей болгарского народа. Переговоры о перемирии имели следствием демобилизацию болгарской армии 3 октября и сдачу оружия Антанте.
Австро-венгерское главное командование двинуло на юго-восточный фронт, с согласия германского верховного командования, вспомогательные войска, приданные в подчинение фельдмаршалу фон Кевессу. Командованию этой группы войск было приказано не допускать продвижения противника через государственные границы.
Приказ гласил:
«Если нет больше возможности с имеющимися силами сопротивляться южнее Дуная, то перенести оборону границ монархии за линию Дунай — Сава до западной границы Боснии».
При быстро ухудшающемся военном положении центральных держав, казалось только вопросом времени, когда побежденная Румыния, под влиянием своих дальнейших неудач на Балканах, возьмется за оружие, чтобы двинуться против старых врагов; открыто из Молдавии и с тыла — путем «революционизирования» занятых австрийскими и германскими войсками областей.
В этот промежуток времени корабли Дунайской флотилии были разбросаны на протяжении 1000 км по Дунаю; румынский флот сконцентрировался в Килии. В районе от устья Дуная до Браилова находился очень ценный для центральных держав морской судовой состав, вверх от Турну-Северина на Дунае находилось громадное количество судов Центрального транспортного управления; отправка в тыл кораблей, разбросанных повсюду по гаваням и находившихся в плавании, требовала времени.
Дунайской флотилии была поставлена двойная задача: во-первых, не давать румынским речным силам передышки и, таким образом, обеспечить путь сообщения с Черным морем, по которому происходило передвижение войск; во-вторых, воспрепятствовать переходу войск Антанты из Болгарии в занятую австро-венграми и германцами область Румынии.
Так как верховное командование Макензена придавало большое значение моральной поддержке, которая осуществлялась присутствием одного из мониторов в Сулине, по отношению к приходившим и уходившим туда морским кораблям, представлялось необходимым оставить «Sava» со сторожевым кораблем в Сулине до тех пор, пока несение там службы не смогут взять на себя германо-турецкие морские силы, находившиеся в Черном море. С другой стороны, казалось бы уместным сконцентрировать в Браилове боевую группу, достаточно сильную для предотвращения нападения румын и для сбора сведений на участке Браилов — Сулин.
В силу сказанных соображений, корабли распределили следующим образом: «Sava» и «Wels» — в Сулине, а «Bodrog» — в Рени, для охраны судоходства от румын; «Bosna», «Temes», «Barsch», «Compo» и «Viza» — в Браилове, как боевую группу против Румынии; «Enns» — в Журжево, «Fogas» — в Зимнице, «Koros» — в Корабии, «Csuka» — в Лом-Паланке и «Szamos» — в Калафате, для охраны запасов Центрального транспортного управления и для противодействия переправам противника на участке выше Рущука.
Чтобы иметь примерно равноценную румынским военным кораблям боевую группу, из Журжево в Браилов был вызван на подкрепление «Enns», замененный в месте прежней стоянки «Fogas».
После того, как в болгарских войсках началось разложение, верховное командование Макензена должно было быть подготовлено к нападениям вооруженных банд противника в районе Дуная. Поэтому организовали усиленную охрану границ на Дунае, также как и усиленное наблюдение за пограничными путями сообщения. Было установлено также особое наблюдение за болгарской железнодорожной конечной станцией Рущук и гаванями Систов, Самовит, Лом-Паланка, Видин и Радуевац средствами находившихся между Турну-Северином и Журжево кораблей австро-венгерской Дунайской флотилии. Некоторые германские дунайские сторожевые катера, привлеченные для охраны, были вооружены орудиями или пулеметами, а их команды — винтовками и ручными гранатами.
Число сторожевых катеров на участке Дуная от Калафата до Ольтеницы было увеличено, и усилено наблюдение за болгарским берегом Дуная. Охрану самих берегов сухопутными войсками также существенно усилили.
30 сентября последовал приказ Макензена осуществлять контроль судоходства через стационера в Сулине. Причиной, вызвавшей это распоряжение, стало следующее событие: болгарский пароход «Царь Фердинанд» с возвращающимися германскими пленными из Севастополя должен был войти в Браилов. Одновременный выход из Браилова вниз по течению одного из болгарских миноносцев возбудил опасения «Натеко», что миноносец может заставить пароход войти в болгарскую гавань. «Натеко» удалось добиться у штаба Макензена запрещения выхода болгарского миноносца из Сулина. Проведение этого запрещения в жизнь доверили «Sava», и это мероприятие было развито до масштаба всеобщего контроля. Пароход «Царь Фердинанд» с германскими пленными благополучно пришел в Браилов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Австро-венгерская Дунайская флотилия в мировую войну 1914 – 1918 гг."
Книги похожие на "Австро-венгерская Дунайская флотилия в мировую войну 1914 – 1918 гг." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Олаф Вульф - Австро-венгерская Дунайская флотилия в мировую войну 1914 – 1918 гг."
Отзывы читателей о книге "Австро-венгерская Дунайская флотилия в мировую войну 1914 – 1918 гг.", комментарии и мнения людей о произведении.