Филипп Бассин - Проблема «бессознательного»

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Проблема «бессознательного»"
Описание и краткое содержание "Проблема «бессознательного»" читать бесплатно онлайн.
Настоящая книга возникла как попытка обобщения итогов не только ряда теоретических и экспериментальных исследований. Она является также результатом долгих и порой очень страстных споров.
Обстоятельства сложились так, что автору пришлось на протяжении нескольких лет участвовать в дискуссиях по поводу разных сторон теории «бессознательного», в которых противопоставлялись психоаналитические, психосоматические и феноменалистические подходы к этой теории, с одной стороны, и диалектико-материалистическое понимание проблемы неосознаваемых форм психики и высшей нервной деятельности — с другой.
Предлагаемая схема, однако, не только утверждает эту диалектику осознанного и «бессознательного». Она апеллирует к формированию установок, крепко спаянных с личностью, подчеркивает значение связи поведения с системой фундаментальных, а не случайных и преходящих мотивов и приобретает благодаря этому определенный воспитывающий, этический оттенок.
И она является, конечно, подлинной антитезой психоаналитического мифа о «Бессознательном», как о психической сущности, роль которой в клинике способна быть только отрицательной, поскольку ограничение этой сущности нормами общественной морали может лишь препятствовать, с точки зрения теории психоанализа, достижению того, что Nietzsche называл «Великим здоровьем». Теория установки (и в этом ее основное значение для клиники) раскрывает идею «бессознательного» как фактора, который способен, напротив, столь же активно участвовать в сопротивлении болезни, как и в провокации последней, необычно расширяя тем самым представление о потенциальных возможностях сознательно направляемой нервной деятельности человека.
Вряд ли мы ошибемся, если скажем в заключение, что стремление понять эти возможности было одной из сокровенных потребностей человека на протяжении многих веков его культурного развития. Ибо только глубокая вера в их скрытое богатство смогла породить прекрасный афоризм одного из основателей атеистического направления древней индийской философии: «Спящий Бог? Да ведь это сам Человек».
Глава шестая. Итоги и перспективы разработки проблемы "бессознательного"
Мы приближаемся к концу изложения и можем подвести некоторые итоги. Прежде всего постараемся выделить основные занимавшие нас вопросы.
Мы проследили вначале сложную эволюцию представлений о «бессознательном», последовательные логические этапы развития этой идеи. Мы пытались показать, как это развитие, начавшись в рамках идеалистических концепций, через длительное время привело к возникновению таких понятий, как неосознаваемые формы психики и неосознаваемые формы высшей нервной деятельности, — представлений, тесно связанных с современным учением о принципах функциональной организации и механизмах работы головного мозга.
Уже на начальных этапах этой эволюции зародился спор между сторонниками «негативного» и «позитивного» решения вопроса о «бессознательном», т.е. между теми, кто отрицал саму возможность существования неосознаваемых форм психики, и защитниками более сложной противоположной трактовки, по которой подобные формы не только существуют, но и оказывают глубокое влияние на динамику других психических явлений, клиническую синдроматику и поведение в целом. Спор этот длился долго, то заостряясь, то ослабевая, и на протяжении по крайней мере нескольких десятилетий оставался довольно бесплодным, главным образом из-за того, что ни одна из споривших сторон не сможет использовать для укрепления своей позиции сколько-нибудь точные понятия. Развитие «позитивной» концепции показало, однако, насколько глубока зависимость истолкований проблемы «бессознательного» от методологических положений, на которые подобные истолкования неизбежно опираются. Идеалистические трактовки вынудили в ряде случаев западноевропейских и американских исследователей при рассмотрении вопроса о «бессознательном» вернуться по существу к тем же спекулятивным концепциям, с которых началось в свое время развитие всей этой проблемы.
Сопоставление этого подхода, характерного преимущественно для зарубежной научной мысли, с принципиальным отношением к проблематике «бессознательного» дореволюционной русской, а в дальнейшем и советской психологии и медицины подчеркнуло важность следующих положений. Традиционный для русской науки материалистический подход к учению о мозге, предпочтение этой наукой объективных методов исследования функций центральной нервной системы и характерная для нее приверженность к рефлекторной концепции отнюдь не означали игнорирование или хотя бы недооценку значения проблемы «бессознательного». Мы приводили выше немало примеров, иллюстрирующих, в какой форме осуществлялся анализ этой проблемы, основанный на экспериментальных методических приемах и рациональном истолковании. Одновременно пришлось отметить, что это экспериментальное направление еще не смогло глубоко осветить все аспекты вопроса о природе и законах «бессознательного».
Хорошо известно, что «бессознательное» может изучаться как область мозговых процессов и психологических реакций, которыми организм отвечает на сигналы, без того чтобы все это реагирование или отдельные его фазы осознавались. «Бессознательное» можно исследовать и в другом плане — с точки зрения отношений, которые складываются при разных условиях между ним и деятельностью сознания. Наконец, как особая проблема выступает вопрос о механизмах и пределах влияний, оказываемых неосознаваемым регулированием на динамику отдельных психологических и физиологических функций и поведение в целом. При освещении этих трех разных аспектов нами было обращено внимание на относительную экспериментальную разработанность с диалектико-материалистических позиций первого из них, на глубину теоретического анализа в советской литературе с тех же позиций второго аспекта и на значительно меньшую исследованпость третьего, в то время как зарубежная наука в лице главным образом психоаналитической и психосоматической доктрин основное внимание уделила последнему направлению.
Такое положение вещей характерно для переживаемого нами периода, и оно во многом определяло тематику дискуссий, которые по разным поводам возникали на протяжении последних десятилетий между сторонниками идеалистического и диалектико-материалистического подходов к проблеме «бессознательного». Оно подчеркивает особую важность на современном этапе не столько разъяснения слабых сторон и неправильностей идеалистической трактовки «бессознательного» (эта фаза споров благодаря целому ряду критических работ, выполненных как советскими, так и зарубежными исследователями за последнюю четверть века, в основном уже миновала), сколько обоснования конструктивного диалектико-материалистического подхода к этой теме, показа того, как раскрывается идея «бессознательного» на основе современных представлений о функциональной организации мозга, если удовлетворяются строгие требования к объективности используемых методик и критериев и к доказанности формулируемых выводов.
Мы видим, таким образом, насколько сложно на современном этапе обсуждение проблемы «бессознательного». К этому можно уверенно добавить: обсуждение этой темы в той форме, в какой оно велось на протяжении последних десятилетий, т.е. в полном отрыве от общего учения о мозге, в настоящее время принципиально неадекватно. Проблема «бессознательного» и сегодня остается, конечно, одной из фундаментальных проблем прежде всего психологии.
Однако в условиях столь характерного для современности сближения психологии с рядом смежных дисциплин, в первую очередь с учением о высшей нервной деятельности, теорией биологического регулирования, психиатрией и неврологией, проблема «бессознательного» перестает быть предметом только психологии[98].
Рассчитывать на какое-то дальнейшее продвижение в ее разработке можно только в том случае, если окрепнет стремление связать эту разработку с более широким кругом представлений, к которому тяготеют в настоящее время и многие другие психологические вопросы. Но это значит, что при анализе проблемы «бессознательного» должен быть учтен глубокий пересмотр понимания закономерностей и механизмов мозговой деятельности, который характерен для современной нейрофизиологии и который в значительной степени связан с проникновением в последнюю идей, зародившихся первоначально в области кибернетики.
Сказанного достаточно, чтобы объяснить, почему мы, анализируя проблему «бессознательного», уделили внимание рассмотрению некоторых общих положений современной теории биологического регулирования, разработанных в Советском Союзе еще в 30-х годах Н. А. Бернштейном и глубоко и разносторонне развитых в дальнейшем, независимо от работы Н. А. Бернштейна, Wiener, Shannon, von Neumann, А. Колмогоровым, П. К. Анохиным, Д. Н. Узнадзе, И. М. Гельфандом и их многочисленными учениками. Это рассмотрение позволило нам напомнить одну из наиболее характерных тенденций, выступивших за последние годы в учении о мозге, а именно тенденцию нейрокибернетики объяснять детерминацию «разумного», целесообразно ориентированного поведения материальной системы (возникновение реакций адекватного выбора, элективного избегания и т. п.) на основе физических, биофизических и физиологических категорий, полностью при этом отвлекаясь от соображений о той специфической работе мозга, которая лежит в основе регулирующей роли сознания.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Проблема «бессознательного»"
Книги похожие на "Проблема «бессознательного»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Филипп Бассин - Проблема «бессознательного»"
Отзывы читателей о книге "Проблема «бессознательного»", комментарии и мнения людей о произведении.