Сульпиций Север - Труды

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Труды"
Описание и краткое содержание "Труды" читать бесплатно онлайн.
Текст воспроизведен по изданию: Сульпиций Север. Сочинения. М. РОССПЭН. 1999. Переводчик А.И.Донченко. Сетевая версия - Тhietmar. 2004
Текст предоставлен Тимофеевым Е.А. сайту www.vostlit.info
В основу настоящего издания положена первая научная публикация сочинений Сульпиция Севера и произведений, приписываемых ему, осуществленная немецким ученым Карлом Хальмом в 1866 году - Sulpicii Severi libri qui supersunt. Ed. K. Halm. Vindobonae, 1866 (Сorpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum, vol.1). Все произведения, кроме “Хроники”, на русском языке публикуются впервые. При работе над переводом учтены более поздние публикации “Жития Мартина”, выполненные под руководством Ж. Фонтэна.
Хроника
Перевод выполнен по указанному изданию, с. 1-105. На русском языке это произведение Сульпиция издавалось в начале XX века под названием “Сульпиция Севера Священная и церковная история. М., 1915”, однако в нем отсутствовал какой-либо научный аппарат и сам перевод был выполнен с неудовлетворительного по качеству издания в Патрологии Ж. Миня.
* * *
Житие святого Мартина, епископа и исповедника
Перевод выполнен по тому же изданию, с. 107-137.
* * *
Письма
Перевод выполнен по тому же изданию, с.138-151
* * *
Диалоги
Перевод выполнен по тому же изданию, с.152-216.
* * *
Послания, приписываемые Сульпицию Северу
I. Письмо святого Севера, пресвитера, к его сестре Клавдии о Страшном Суде
Перевод выполнен по тому же изданию, стр.218-223.
* * *
II. Письмо святого Севера к сестре Клавдии о девстве
Перевод выполнен по тому же изданию, с.224-250
* * *
III. Письмо Севера к святому епископу Павлу
Перевод выполнен по тому же изданию, с.251.
* * *
IV. Другое письмо
Перевод выполнен по тому же изданию, с.252-253.
* * *
V. Другое письмо
Перевод выполнен по тому же изданию, с.253-254.
* * *
VI. К Сальвию
Перевод выполнен по тому же изданию, с.254-256.
* * *
VII. Начало другого письма
Перевод выполнен по тому же изданию, с.256.
IX.
1. У Лавана были две сестры, Лия и Рахиль, но, как сообщается, Лия была слаба глазами, а Рахиль прекрасна[275]. Увидев ее, воспылал Иаков любовью к девушке и, прося ее у отца себе в жены, отдал себя на 7 лет в рабство. 2. Но с истечением срока ему обманным путем отдали Лию: и снова обрек он себя на семь лет рабства, и получил после этого Рахиль. Но она долго была неплодной, а Лия понесла. 3. Имена сыновей, которых имел Иаков от Лии суть следующие: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Дина;от служанки же Лииной - Гад и Асир, от служанки Рахили были рождены Дан и Неффалим[276]. Уже отчаявшись родить, Рахиль все же родила Иосифа. 4. И вот, желая вернуться на родину после того, как свекр его, Лаван, отдал ему часть скота за службу, а он посчитал, что получил меньшую часть от должного и усмотрел в этом хитрость, тайно выступил Иаков в путь на 20-й год после того, как [впервые] пришел сюда. Рахиль без ведома мужа тайком унесла отцовских идолов; по причине этой несправедливости Лаван с родственниками бросился в погоню, но, не найдя идолов и заключив мир, вернулся домой, призвав в свидетели многих своих, что не возьмет Иаков больше жен сверх дочерей его. 5. И, как сообщается, идя дальше своей дорогой, Иаков увидел воинство ангелов[277]. Но, когда держал он путь свой к Эдому, где жил брат его Исав, то сначала через послов и дары выяснил намерения брата относительно себя. [Только] тогда вышел он навстречу Исаву: однако не вверил Иаков себя брату своему. 6. Но за день до того, как встретились братья, Бог, приняв человеческое обличие, вступил в борьбу с Иаковом. И начал тот превозмогать Бога, но не знал, что это не [простой] смертный: потребовал от него благословения себе. 7. Тогда Бог переменил ему имя, чтобы вместо Иакова он звался Израилем. Но когда тот в свою очередь спросил у Бога его имя, то ему было сказано, что требовать этого не должно, ибо дивно оно. Иаков же в единоборстве повредил себе бедро.
X.
1. Итак, Израиль, выйдя из дома брата своего, пришел в Сихем и там, купив землю за полную цену, разбил свой шатер[278]. Городом тем владел Емор, глава Хоррея[279]. 2. Сын его, Сихем, учинил насилие над дочерью Иакова от Лии, Диной[280]. Узнав об этом, Симеон и Левий, братья ее, хитростью перебили все мужское население города и отомстили за бесчестье сестры своей с избытком: город был разграблен сынами Иакова и всю добычу они унесли с собой. 3. Все это Иаков, как передают, воспринял с великим неудовольствием. Вскоре, побуждаемый Богом, направился он в Вефиль и поставил там жертвенник[281]. Затем разбил он свой шатер за башней Годар. Там Рахиль умерла при родах: мальчик был назван Вениамином. Исаак умер в возрасте 180 лет. 4. Исав же был могуч богатством, жен взял себе из народа ханаанейского: всех его потомков я не буду перечислять даже кратко. Если кто более усерден, пусть обратится к Писанию. 5. После смерти отца Иаков остался в той земле, где жил Исаак. Однажды сыновья его пошли со скотом на новое пастбище, а Иосиф и малолетний Вениамин остались дома[282]. 6. Иосиф был очень любим отцом и через это ненавидим братьями, особенно же за частые сны свои, которые предвещали грядущее первенство его над всеми. И вот, когда как-то был отправлен он отцом для надзора за скотом и посещения братьев, представилась им возможность к совершению несправедливости. 7. Ибо, увидев брата своего, решили они его убить. Но по несогласию Рувима, душа которого отвратилась от такого злодеяния, бросили они Иосифа в ров: вскоре, послушав совета Иуды, пришли к более мягкому решению и продали его купцам, которые в то время направлялись в Египет. В свою очередь ими он был отдан Петефраю[283].
XI.
1. Тем временем Иуда, сын Иакова, взял в жены дочь Сава Хананеянина[284]. От нее он имел трех сыновей: Ира, Онана и Шела. Ир пребывал в сожительстве с Фамарью[285]. С его смертью Онан взял к себе жену брата, но поскольку он изливал семя свое на землю, то был умерщвлен Богом. 2. Тогда Фамарь, приняв облик блудницы, приняла тестя своего и от него родила близнецов. 3. Во время же родов удивительным было то, что, когда уже выходящему на свет мальчику, для выяснения кто же первым родится, повивальная бабка повязала руку красной нитью, то вернулся он обратно в материнскую утробу и вышел уже потом после другого. Имена были даны им Фарес и Зара. 4. Иосиф же, когда обрел расположение управителя царя, который купил его за полную цену, стал заведовать домом его и имуществом, и будучи наделен красивой внешностью, обратил на себя внимание жены господина своего[286]. И когда преступная любовь полностью овладела ею, стала она часто домогаться его и, не находя себе покоя, подло оклеветала Иосифа, сказав мужу, что Иосиф хочет учинить над ней насилие. Потому Иосиф был посажен в темницу. В то время там находились двое царских вельмож. 5. Когда они пересказали Иосифу свои сны, то получили от него их истолкования, в том смысле, что одного из них простят, а другого казнят. Так и произошло. И вот спустя 2 года приснился царю сон. 6. И, когда от мудрецов египетских не смог получить он никакого разъяснения, придворный царя уговорил привести к нему узника из темницы, дабы Иосиф истолковал удивительный сон[287]. 7. Иосиф был освобожден и так объяснил сон царя: первые 7 лет будут очень урожайными и благополучными, последующие 7 лет - голодными. Напуганный и смутившийся фараон, видя Дух Божий в Иосифе, поставил его главным над припасами и равным себе по власти. 8. Тогда Иосиф накопил великие запасы хлеба и, наполнив множество амбаров, принял меры против грядущего голода. В то время надежда и спасение Египту были в нем. 9. Тогда же двое сынов родилось у него от Асенефы: Манассия и Ефрем; самому же, когда получил он от царя высшую власть, было 30 лет; ибо был он продан братьями в возрасте 17 лет.
XII.
1. Между тем принятыми мерами Египет хорошо подготовился к голоду, остальной же мир был потрясен тяжелейшим бедствием. По этой причине Иаков послал своих сыновей в Египет, но Вениамина оставил с собой дома[288]. 2. И вот в то время, когда Иосиф обладал властью большей, чем просто над припасами, пришли его братья и обратились к нему, как к царю. Он же, сделав вид, что не узнал их, принял их недружелюбно и намеренно обвинил их в соглядатайстве. 3. Но был он удручен тем, что не видит брата своего Вениамина. Тогда повел Иосиф дело так, что обещали братья привести Вениамина для того, чтобы точно выяснить, не пришли ли они в Египет как соглядатаи. Как сообщают, до исполнения обещанного Иосиф оставил заложником Симеона, остальным же безвозмездно дал зерна. 4. И вот вскоре они вернулись и Вениамина, о котором он говорил, привели с собой. Тогда открылся Иосиф перед братьями своими и великий стыд охватил их. И вот Иосиф отправил их, нагруженных богато пищей и дарами, домой, сказав, что еще 5 лет продлится голод, потому отцу, всем родственникам и домашним следует переселиться[289]. 5. Так Иаков перебрался в Египет и был весьма почитаем египтянами, обласкан царем, хорошо принят сыном. К тому времени Иакову исполнилось 130 лет, от потопа же прошло 1300 лет, и 60 с небольшим лет от того времени, когда Авраам осел в земле Ханаанской, от того же срока, когда Иосиф появился в Египте прошло 25 лет[290]. 6. И вот Иаков на 17 год, как пришел он в Египет, отягощенный болезнью, взял с сына своего Иосифа клятву, что тело его он поместит в родовую гробницу[291]. 7. Тогда Иосиф привел сыновей своих для благословения и, когда Иаков благословлял их, то неслучайно предпочел младшего старшему; также благословил он и всех сынов своих. После умер в возрасте 147 лет. Похороны были подготовлены с тщанием и пышностью: тело Иосиф отвез к гробнице отцов. 8. Братья после смерти отца, зная за собой вину, дрожали от страха, но были приняты хорошо. Сам же Иосиф умер в возрасте 110 лет.
XIII.
1. И вот те евреи, которые пришли в Египет, быстро размножились и численностью своей превзошли египтян, хотя это и кажется невероятным[292]. 2. Но со смертью царя, который привечал иудеев ради заслуг Иосифа, новый царь властью своей стал отягощать их. Ибо и тяжелую работу по строительству городов на них возложил, и, поскольку боялся их великого множества, дабы не добились они свободы силой оружия, заставил своим царским указом только что родившихся детей их бросать в реку. 3. И не разрешалось нарушать этот жестокий закон. В то время дочь фараона, найдя на берегу реки мальчика, стала заботиться о нем, как о сыне: имя мальчику дали Моисей[293]. 4. Этот Моисей, когда достиг совершеннолетия, увидел, как жестоко угнетают евреев в Египте: взволнованный видом этих страданий, когда однажды брата его[294] несправедливо наказывали, поверг он египтянина наземь и убил. 5. Вскоре, боясь понести наказание за содеянное, бежал он в землю Мадиамскую и взял в жены Сепфору, дочь священника этой далекой земли Иофора и имел от нее двух сыновей: Герсама и Елеазара. 6. В то самое время жил Иов, непорочный и исполненный стремления к Богу и справедливости, очень богатый и тем знаменитый, что не поколебалось благочестие его и не повредилось неудачами. 7. Ибо, когда из-за козней диавола лишился он богатства и даже детей, наконец, когда покрылся ужасными язвами, то невозможно было даже представить, что перед такими бедствиями не погрешил он никакой невоздержанностью. 8. И в конце концов последовала награда Божественного свидетельства и вернулось ему здоровье и вдвойне все то, что он потерял.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Труды"
Книги похожие на "Труды" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сульпиций Север - Труды"
Отзывы читателей о книге "Труды", комментарии и мнения людей о произведении.