Сульпиций Север - Труды

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Труды"
Описание и краткое содержание "Труды" читать бесплатно онлайн.
Текст воспроизведен по изданию: Сульпиций Север. Сочинения. М. РОССПЭН. 1999. Переводчик А.И.Донченко. Сетевая версия - Тhietmar. 2004
Текст предоставлен Тимофеевым Е.А. сайту www.vostlit.info
В основу настоящего издания положена первая научная публикация сочинений Сульпиция Севера и произведений, приписываемых ему, осуществленная немецким ученым Карлом Хальмом в 1866 году - Sulpicii Severi libri qui supersunt. Ed. K. Halm. Vindobonae, 1866 (Сorpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum, vol.1). Все произведения, кроме “Хроники”, на русском языке публикуются впервые. При работе над переводом учтены более поздние публикации “Жития Мартина”, выполненные под руководством Ж. Фонтэна.
Хроника
Перевод выполнен по указанному изданию, с. 1-105. На русском языке это произведение Сульпиция издавалось в начале XX века под названием “Сульпиция Севера Священная и церковная история. М., 1915”, однако в нем отсутствовал какой-либо научный аппарат и сам перевод был выполнен с неудовлетворительного по качеству издания в Патрологии Ж. Миня.
* * *
Житие святого Мартина, епископа и исповедника
Перевод выполнен по тому же изданию, с. 107-137.
* * *
Письма
Перевод выполнен по тому же изданию, с.138-151
* * *
Диалоги
Перевод выполнен по тому же изданию, с.152-216.
* * *
Послания, приписываемые Сульпицию Северу
I. Письмо святого Севера, пресвитера, к его сестре Клавдии о Страшном Суде
Перевод выполнен по тому же изданию, стр.218-223.
* * *
II. Письмо святого Севера к сестре Клавдии о девстве
Перевод выполнен по тому же изданию, с.224-250
* * *
III. Письмо Севера к святому епископу Павлу
Перевод выполнен по тому же изданию, с.251.
* * *
IV. Другое письмо
Перевод выполнен по тому же изданию, с.252-253.
* * *
V. Другое письмо
Перевод выполнен по тому же изданию, с.253-254.
* * *
VI. К Сальвию
Перевод выполнен по тому же изданию, с.254-256.
* * *
VII. Начало другого письма
Перевод выполнен по тому же изданию, с.256.
III.
1. Бог, разгневавшись из-за этого, а также из-за великой порочности человеческой, которая расцвела тогда сверх обычного, решил полностью уничтожить род людской. Но невинную жизнь Ноя, мужа праведного, уберег от своего сурового намерения[255]. 2.Тот, предупрежденный Богом о грозящем потопе, соорудил из дерева огромных размеров ковчег, просмолил [его], дабы не проникла внутрь вода, и вошел туда с женой и тремя сыновьями, а также их женами; кроме того, взял с собой по паре птиц и разного рода животных; все же остальные погибли во время потопа. 3. И вот Ной, поняв, что сила дождя ослабла и ковчег со всех сторон окружен успокоившимся морем, решил, что все уже позади и вода начала спадать, потому сначала для выяснения обстановки выпустил ворона, а когда тот не вернулся[256] - как я полагаю, привлеченный мертвечиной, - голубя; тот, не найдя места, где опуститься, вернулся обратно. 4. Вскоре, повторно выпущенный, вернулся с листком оливы, явным доказательством того, что над водой появились верхушки деревьев. Наконец, будучи выпущенным в третий раз, голубь не вернулся: из этого стало ясно, что вода спала. 5. Тогда Ной вышел из ковчега. Событие это, как я полагаю, имело место на 2242 год от сотворения мира.
IV.
1. И прежде всего устроил Ной жертвенник Богу и принес жертву из птиц[257]. И благословил Бог Ноя и сынов его и получил Ной повеление: не есть убоины с кровью и не проливать крови человеческой, ибо заповедь эту, от начала мира данную, нарушил своевольный Каин. 2. И вот тогда на опустевшей земле из сынов от семени Ноя (троих он имел) были: Сим, Хам, Иафет. Но Хам, который посмеялся над опьяневшим и уснувшим отцом, был им проклят. 3. Сын Хама, по имени Хус, родил гиганта Нимврода, который, как сообщается, основал город Вавилон. И много еще упоминается основанных от того времени городов, которых перечислить полностью невозможно[258]. 4. И когда род человеческий умножился, и смертные населили разные земли и острова, то пользовались все одним языком до тех пор, пока рассеянное множество было едино по всей земле. 5. Ими по обыкновению характера человеческого было принято решение, дабы стяжать себе славу каким-либо великим делом, прежде чем приведут их к рассеянию[259]. 6. И вот приступили они к строительству башни, которая достигла бы неба, и тогда по воле Божьей, дабы воспрепятствовать усердию строителей, вместо одного всем привычного языка стало вдруг много разных, и когда стали говорить, как обычно, друг с другом, никакого понимания уже не было; потому были они легко рассеяны, ибо стали друг другу словно чужие. 7. Сыновьями Ноя мир был поделен так, что Сим стал жить на Востоке, Иафет - на Западе, Хам же - посредине. И вот вплоть до появления Авраама совершенно ничего примечательного и значительного не произошло.
V.
1. Авраам же был рожден отцом Фарой[260] на 1700 год после потопа. Женой Авраама, как сказано в Писании, была Сара и первоначальное местожительство его было в земле Халдейской, откуда он с отцом своим направился в Харран. 2. Тогда же, понуждаемый Богом, оставил он родной дом и отца и, взяв с собой Лота, сына брата своего, прибыл к месту в земле Ханаанской, имя которому было Сихем, и там осел[261]. 3. Затем по причине голода он ушел в Египет, но вскоре вернулся обратно. Лот, вследствие многочисленности дома своего, отделился от дяди, дабы воспользоваться обширными пространствами незанятой еще земли, и осел в Содоме. Этот гнусный город, в котором совокуплялись мужчина с мужчиной, потому и стал, как передают, ненавистен Богу. 4. Тем же временем цари соседних народов взялись за оружие, хотя до этого никаких войн между смертными не было. Но против тех, кто пошел на соседей войной, вступили в сражение цари Содома и Гоморры вместе со своими соседями и первым же натиском были обращены в бегство. Тогда же победившими врагами Содом и Гоморра были разграблены, а Лот уведен в плен. 5. Когда Авраам узнал об этом, быстро вооружил он слуг своих, числом 318, и обратил в бегство заносчивых царей, лишив их военной добычи. 6. Тогда же был он благословлен священником Мелхиседеком и отдал ему десятую часть добычи. Остальное же вернул ограбленным.
VI.
1. В это время Бог говорил с Авраамом и обещал умножить семя его подобно песку морскому и звездам небесным; также предсказал ему грядущее переселение семени его и пребывание в рабстве в земле вражеской в течение 400 лет, после чего ему будет возвращена свобода[262]. 2. Тогда же Бог изменил имя Авраама и жены его, добавив одну букву: с тех пор Аврам стал называться Авраамом, а Сара - Саррой[263]. И не Его обязанность объяснять смысл этой неслучайной тайны. 3. Тогда же Аврааму был дан закон об обрезании и ему же - сын Измаил от служанки. И когда исполнилось ему 100 лет, а жене его - 90, Бог, придя к нему с двумя ангелами, пообещал им сына Исаака[264]. 4. После этого посланные в Содом ангелы нашли Лота сидящим у городских ворот. И когда он, приняв их за людей, оказал им гостеприимство и пригласил домой разделить трапезу, огромная толпа горожан потребовала отдать им неведомых чужеземцев на поругание. Тогда Лот сам предложил вместо них своих дочерей, дабы не уступать нашедших у него приют нечестивым притязаниям. 5. Тут же ангелы оградили его от несправедливых покусителей, наслав на развратников слепоту. И вот Лот, услышав от чужеземцев о грядущей погибели города, быстро бежал прочь с женой своей и детьми, но запрещено ему было [при этом] оглядываться назад. 6. Однако жена его, услышав немного из сказанного, по человеческому несовершенству, которое с трудом переносит запретное, обратила лицо свое назад и, как сообщается, в тот же миг обратилась в столп. Содом же был испепелен Божественным огнем. 7. После этого дочери Лота, решив продолжить свой род, вступили в сожительство с опьяненным отцом, в результате чего появились Моавитяне и Аммонитяне[265].
VII.
1. Примерно в то же время, когда Авраам достиг почти 100-возраста, у него родился сын Исаак[266]. Тогда Сара изгнала служанку, от которой Авраам воспринял сына: она, как передают, жила со своим сыном в пустыне и была ограждена помощью Божьей. 2. Некоторое время спустя Бог, испытывая веру Авраама, потребовал от отца принести в жертву своего сына Исаака[267]. Авраам, ни минуты не колеблясь, уже было приступил к делу, возложив мальчика на алтарь и извлекши меч[268], но тут раздался глас с неба, чтобы не трогал он его; в качестве жертвы был указан овен, находившийся рядом. И по совершению жертвоприношения, Бог говорил с Авраамом, подтверждая то, что уже клятвенно обещал ему. 3. Сара же, когда исполнилось ей 127 лет, умерла[269]: тело ее заботами мужа было погребено в Хевроне, ханаанейском городе, поскольку там жил Авраам. 4. Тогда Исаак, сын Авраама, пребывал еще в юношеских годах. И когда достиг он 40-возраста, повелел Авраам рабу своему найти ему жену, но из той земли и племени, из которых он сам вел свое происхождение: и чтобы найденную девушку привел он в землю Ханаанскую, и чтобы не вздумал без супруги возвращаться в родную землю. И дабы тот ревностно исполнил его повеление, поручил он обретение женщины промыслу Божьему[270]. 5. И вот раб, придя в Месопотамию, вошел в город Нахора, брата Авраама. И был принят он в доме Вафуила Сирийца, родом от отца своего Нахора: увидев дочь его Ревекку, девушку прекрасную, попросил раб ее и вернулся с ней домой. 6. После этого Авраам взял себе жену по имени Цетура[271], которая в книге Паралипоменон именуется наложницей[272], и имел от нее сыновей. Но Исааку, потомку Сары, отдал все свое имущество, тем же сыновьям, которые были у него от наложниц, раздал дары и отослал от Исаака. 7. Завершились дни Авраама, когда исполнилось ему 175 лет: тело его было помещено в гробницу Сары[273].
VIII.
1. Ревекка же, долгое время неплодная, по усердным молитвам мужа к Господу, на 20-й год после замужества, родила близнецов: они, как сообщается, еще в материнской утробе часто бились и в ответ Бог сказал, что два народа в них предвещано и сначала старший подчинится младшему. Родившийся первым, косматый, был назван Исав, младшего же нарекли Иаковом. 2. Тем временем разразился страшный голод[274]. По великой нужде пришел Исаак в Герар к царю Авимелеху, убежденный Богом не ходить в Египет: и обещал Он ему в его владение всю землю и тогда же благословил, и умножился скот Исаака и все имущество, потому из-за великой зависти местных жителей был он изгнан; уйдя же, осел у колодца. 3. И вот, отягощенный годами, ослабевший зрением, когда приготовился благословить сына своего Исава, по совету матери своей Ревекки, вместо брата своего благословение получил Иаков. Так, верный Богу Иаков получил и первенство и людей брата. 4. Разгневавшись за такие дела, Исав вознамерился убить брата. Испугавшись, Иаков по настоянию матери бежал в Месопотамию, получив повеление отца взять жену из дома Лавана, брата Ревекки: настолько велика была их забота о том, чтобы, поселившись в чужих землях, род свой вел он от своих же. 5. И вот Иаков, придя в Месопотамию, как передают, увидел по воле Божьей сон: с этого святого места взял он камень и дал обет, если дела его будут успешны, положить его в основание дома Божьего и приносить Богу десятую часть от всего того, что будет иметь. 6. После этого пришел он к Лавану, брату матери; тот, услышав о сыне сестры своей, принял его с радостью.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Труды"
Книги похожие на "Труды" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сульпиций Север - Труды"
Отзывы читателей о книге "Труды", комментарии и мнения людей о произведении.