Немесий Эмесский - О природе человека

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "О природе человека"
Описание и краткое содержание "О природе человека" читать бесплатно онлайн.
206
Точнее — воображает (φαντασιούται), см. гл. 6–ю: Перi τού φανταστικού.
207
Немесий здесь пользуется аристотелевским термином и, вообще, стоя на точке зрения самого Аристотеля, показывает — насколько этот философ непоследователен в своем стремлении устранить душу как животворное начало в теле. И Филопон совершенно согласно с Немесием выражается, что «ζωή τού σώματος εστίν ή ψυχή» (De opificio mundi, p. 225, изд. Reichardt).
208
Здесь, наконец, Немесий дает положительное определение души: «ουσία αύτοτελής (иначе — самосовершенная: Ant. — «omnibus partibus absoluta»), ασώματος». Это определение вполне сходно, почти тожественно, с неоплатоническим пониманием природы души: по словам Плотина, душа есть «истинная субстанция, существующая сама по себе и вполне совершенная в отношении к телу» (Ennead. IV. cap. 2, § 3); ср. Ennead. I, cap. 1, § 2.
209
Κατά συμβεβηκός (=ех accidenti) на языке современной психологии значило бы: по ассоциации; в данном случае может означать: по связи, по согласию, по соединению (т. е., с телом); ср. Philoponi, Op. cit., p. 36, 14—15.
210
Т.е., внутренно.
211
Потому что, по Немесию, всякое тело состоит из четырех стихий. Ср. сходные рассуждения у Philoponi De opificio mundi, pag. 232 по изд. Reichardt, Lips. 1&97.
212
Ср. примеч. 206
213
Т.е.,мнение Аристотеля, что душа сама по себе неподвижна, а движется κατά συμβεβηκός от тела.
214
Это, как и дальнейшее относительно покоя, утверждает Аристотель, доказывая, что душа не есть начало самодвижущееся — De anima, lib. I, cap. 3, § 3—8, особ. 4–й. Немесий опровергает его, хотя в этот раз не совсем удачно.
215
У пер.: доселе — ред.
216
Здесь в изд. Con. начинается 5–я глава 2–й книги: «Animam non esse numerum».
217
Αριθμητά, т. е., устанавливает между ними числовые отношения.
218
В лат. Ant. добавлено: «и бессмертным».
219
Буквально: έν τοίς νοητοίς : «в том, что постигается умом», т. е. отвлеченно, а не воспринимается чувствами (τά αισθητά).
220
Συνχνής — может быть в смысле: едина и нераздельна.
221
На этом Немесий оканчивает разбор психологических теорий древних философов и переходит далее к критике разнообразных воззрений на душу, возникших уже на почве христианской философии. Прежде всего, опровергаются взгляды известных еретиков Евномия и Аполлинария. В изд. Con. дальше следует 6–я глава 2–й книги: «Adversus Eunomium et Apollinarium»… etc.
222
Т.е., появляется во времени.
223
Т.е., духовного бытия.
224
Между прочим, доказывая несостоятельность теории креационизма (против Евномия) и, далее, — генерационизма или традуционизма (против Аполлинария), Немесий подготавливает почву для утверждения принятого им мнения о предсуществовании душ.
225
Т.е., в самый момент или после образования тела (зародыша).
226
Т.е., когда прекратится восполнение его новым душами.
227
Έξ άλληλογονίας — через происхождение одного из другого.
228
С лат. — продолжение, распространение (propagationem).
229
Здесь Немесий высказывает нечто вроде «гипотезы произвольного зарождения»; но, конечно, смешно было бы (на основании одного этого выражения) считать Немесия предвестником дарвинизма. Con. добавляет: salvare sine providentia potest.
230
Быт. 2, 2–3.
231
Ин. 5, 17.
232
Т.е., предсуществование душ, или продолжающееся творение их Богом.
233
Отсюда в изд. Con. начинается 7–я глава 2–й книги: «Adversus Manichaeunv… et de opiniotie Platonis de varietate animarum»… etc. Действительно, дальше Немесий опровергает воззрения манихеев и подвергает критической оценке теорию Платона о мировой душе и единичных душах.
234
Έν ταίς μετενσωματώσεσιν'.
235
Καθ' ύπόστασιν ; у Vall. «per substantiam».
236
Это — пример, приводимый, по–видимому, манихеями и опровергаемый далее Немесием.
237
Έμφυχώσθαι в код. А. 2 и 3.
238
До последних пределов (έπί τά τέρατα).
239
nt. в лат.: «extensionis quendam moduin, quem mens et ratio assequatur».
240
См. начало II главы, где Немесий дает общее опровержение всех материалистических воззрений на душу.
241
Буквально: τήν είδοποιόν φυχήν (т. е. τούτο ποιείν).
242
Vall, для ясности добавляет: «ajunt Platonici», так как здесь Немесий излагает платоническое учение о различии и видах душ.
243
Διακρίνουσι, по замеч. Matth. (pag. 114), относится К Платону и его последователям, учение которых здесь излагается.
244
Чтение Ant. φυσική не подходит; в код. D. 1 и А. 3 — φυτική δυνάμει; Con. — vegetali; Vall. — vegetantia.
245
κτικήν ζωήν — vita, quae in habitu est: жизнь — в смысле простого существования.
246
См. гл. 35–ю «De Fato»; ср. главу 38–ю: «Quomodo Plato faturn dicat».
247
У пер.: разногласят — ред.
248
Немесий не вполне отвергает платоновское учение о метемпсихозе, а лишь смягчает и несколько ограничивает его. В дальнейших рассуждениях Немесий ясно допускает существование различных видов душ (по различию тел), а таким или иным взглядом на различие видов душ обусловливается тот или другой взгляд на душепереселение. При этом следует заметить, что Григорий Нисский учение о переселении душ ставит в связь с верованием в предсуществоаание душ, которое, как мы видели, разделяет Немесий. См. Григорий Нисский «Об устр. человека», гл. 28–я.
249
См. у Платона в «Федоне» гл. 29.
250
Περί παλιγγενεσίας (De iterato ortu).
251
Немесий, как увидим ниже, заметно сочувствует Ямвлиху и пользуется его соображениями, в общем согласными с учением Платона.
252
По изд. Gall. — два различные вида (см. pag. 370).
253
В греч. получается игра слов: άτοπον λέγειν τά άλογα λογικά.
254
Буквально: не от разума происходящую: ού λογικήυ; non a ratione proficiscentem.
255
Иначе: хитрость, παυουργίαν , calliditatem; Con. vafritiam; Vall, astutiam.
256
Перевод сделан по исправленному чтению: см. Matth. pag. 121 Var. lect. et animadv.
257
Вместо πανούργε! Matth. предполагает κακούργεί, так как последнее более подходит к волку, тогда как первое более соответствует лисице (см. Var. lect. pag. 122).
258
Αύτεξούσιον — буквально самостоятельное.
259
Буквально: «приводятся в движение» (κινείται).
260
Дальше в изд. Con. следует 9–я глава 2–й книги: «Galeni opinio refertur, qui multas animas in corpore ponit, ubi author in fine per epilogum suam affert».
261
Т.е., мнение, принадлежащее Ямвлиху и изложенное выше, о том, что каждому виду живых существ соответствует особый вид души и что переселение душ не происходит из людей в животных или наоборот.
262
«De usu partium».
263
Сопоставляя это определение души, а равно и те, которые даны Немесием выше (в той же главе), с воззрениями Иоанна Филопона, легко видеть между ними полное соответствие. Подобно Немесию, Филопон говорит, что душа есть «νοερά καί λογική ούσ'ια» (ρ. 24, 20; ср. 210, 3; 282, 8), что она «άφθαρτος καί άσώματος καί νοητή καί χωριστή σωμάτων» (ρ. 279, 17; ср. 25, 2 и др.), что она «κεχωρισμένη της των σωμάτων ουσίας και έτεροφυής» (ρ. 35, 7; ср. 276, 25 и др.). См. Ioan. Philop. De opificio mundi libri VII по изд. Reichardt, Lips. 1897 г. В цитации первая цифра означает страницу, а вторая строку.
264
Буквально: συμβεβηκός — accidens, связь, ассоциация; ср. прим. 2 на стр 51.
265
Ср. Ioan. Philoponi, Op. cit., p. 282, 8—9: «….λογικήν είναι καί χωριστήν σωμάτων καί διά τούτο αθάνατον τήν ούσίαν αυτής (т. е. ψυχής )».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "О природе человека"
Книги похожие на "О природе человека" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Немесий Эмесский - О природе человека"
Отзывы читателей о книге "О природе человека", комментарии и мнения людей о произведении.