» » » » Народ - Украинские сказки и легенды


Авторские права

Народ - Украинские сказки и легенды

Здесь можно скачать бесплатно "Народ - Украинские сказки и легенды" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Мифы. Легенды. Эпос, издательство Крым, год 1966. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Народ  - Украинские сказки и легенды
Рейтинг:
Название:
Украинские сказки и легенды
Автор:
Издательство:
Крым
Год:
1966
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Украинские сказки и легенды"

Описание и краткое содержание "Украинские сказки и легенды" читать бесплатно онлайн.








Когда у Довбуша бывали деньги, он всегда раздавал их крестьянам.

ДОВБУШЕВЫ ЧОБОТЫ

Вернулись из странствий пятеро мастеровых. Добрели до лесной опушки, где река Серет водами плескалась.

— Вот тут и поселение наше будет, — сказал старший. И начали строиться. Сначала землянку выкопали. Травушки насушили и понаносили, чтобы мягко спать было. Сложили из камня печь, огонь развели. А дым в земляную дыру выходил. И были те люди харчами небогаты — ягоды ели, грибы да свежую рыбу. И хотя и был уже на свете топор, да им не достался. Сказывают, будто спустя некоторое время лесорубы из Верховины топор им подарили. Вот тут они и первую хату в подгорье поставили. Сруб срубили, а вместо гвоздей заклепки деревянные им служили. Четыре стены связали, а в середине на четыре покоя поделили да на две коморы. В одной спали, а в другой мастерили. Были они сапожниками. Была хата хороша. И печь сложили. Только в те времена трубу на крышу не выводили, а в горницу, потому и валил дым через каглу[33].

Пошили они первые чоботы, для образца, а потом и заработки стали искать. Двое в доме на хозяйстве остались, а остальные по горам разошлись.

Сказывали люди, есть такой человек, что в постолах да в сардаке[34] ходит да еще с собой сто легиней водит.

И у каждого топорик, резьбою украшенный, старинная сума — тобивка[35], пороховница и арапники еще, расписные тайстры — котомки и рушницы хорошие. И еще доведались, что Довбуш людей равными делает, у панов деньги отбирает и бедных ими наделяет.

Прошло некоторое время, и сошлись сапожники в хате. И каждый про что-то рассказывал. А больше про опришков говорили. И вот решили они: убить самого лучшего оленя, снять с него шкуру. И пошить из той шкуры для Довбуша чоботы, чтоб была у него сила великая, чтобы бегал он, как олень легконогий.

Да не было у них мерки, не знали, не ведали, какие у опришка ноги. И пошли опять в Карпаты. И рассказали там лесорубы про силу Довбушеву.

— Чоботы надо большие, — сказали, — и шить их не простыми нитками, а сухожильями наигрознейшего зверя лесного. Ведь у. опришка Довбуша сила такая, что от шагов его земля дрожит.

Сапожники из предгорья поймали такого зверя и пошили прочные чоботы, медвежьими жилами прострочили.

Со всеми почестями отправили чоботы те в Карпаты и вручили их Довбушу возле хаты Дзвонки. И ходил атаман опришков в них до той поры, пока не подняли его на топорики и отнесли в Черные горы.

А хата в подгорье, где чоботы шили, и поныне стоит у Каменского устья.

ДНЕПРОВСКИЕ ПОРОГИ

Когда еще не текла ни одна река, Десна была старше Днепра. И стали они спорить: кто из них пробежит быстрей — будет старшей.

И как заспорила Десна, враз и прорвалась на низину, чтобы было ей легче. А Днепр пошел сперва к отцу благословиться, а было отцом у них море. Вот прорвался Днепр через горы, овраги непроходимые и всюду разлился.

Видит Десна, что не догнать ей Днепра, что Днепр через горы пробился, и стала она рвать камни и гатить ими Днепр, чтобы самой раньше прорваться. (А тогда все камни еще не были закляты, и уж не знаю, когда их закляла матерь божья.) Вот и загатила она Днепр в двенадцати местах, и сделалось там двенадцать порогов; а посредине она загатила четырежды.

Зовется порог Ненасытецким, где камень торчит, где в четыре ряда камни лежат, и тут кидает челны сильнее раза в четыре, а то и раз в двадцать.

А зовутся пороги так:

Первый — Кодацкий, что возле Кодаков, где живут валахи-телохранители. Второй — Сортский, этот очень большой.

Третий — Лаханский; четвертый — Вольница; пятый — Ненасытецкий (возле каждого есть и протоки); шестой — Богатырь; там некогда богатыри через Днепр камнями кидались; вот тот камень, что кинул богатырь с Полтавской стороны, малость не долетел и упал в воду; а на том, что бросил богатырь с другой стороны, так все пять пальцев и отпечатались, а сам камень на кручи упал.

А седьмой зовется Звонецким; восьмой — Будылов; девятый— Воронова запруда. Это не порог, но по нем всюду камни разбросаны — тут камень, там камень, через него плыть потрудней, чем через пороги. Десятый — Свистун; одиннадцатый — Гадючье гирло, там через него все одно как в гирло идти, речушка такая, что как мотанет туда хвостом…

Вот литовцы держат трубку в зубах, хоть сами и устоят, а трубка уж непременно из зубов выпадет (а трубки-то они из зубов никогда не выпускают), а который за бабайку[36] не схватится, так в воду и полетит.

Двенадцатый порог — Волчок.

Переплыв пороги, до Кичкаса не доплывают, там по правую руку запруда, Разбойником она называется, ее над водой и не приметишь; ежели лоцман ее не знает, то уж непременно барку разобьет.

Повыше Свистуна — гора, а над ней нора змеиная. Уж там нанимали людей спуститься в нее и узнать, что там находится.

Теперь-то здесь стало людней, и понятно, в ту нору никто уже не влетает.

Нанялся было мужик екатеринославский — спускали его в нору на канате, так рассказывает он: «Там нора такая большущая, что можно ее на возу объехать, и лежит там лошадиная голова». Вот как забрался он туда, так мороз у него по коже и пошел, а как вернулся назад, то все запамятовал, что было.

ОПРИШЕК ПИНТЯ

Пинтя ненавидел панщину. А панщина построила в Хусте замок, и паны там ели и пили.

Сделал Пинтя из граба пушку и оббил ее железными обручами. Поставил ту пушку на горе Чабрин и с горы той разрушил Хустский замок.

А когда замок разрушил, двинулся со своими товарищами в Ясынь. Там была у него подружка. Пинтю пуля не брала. Открыл он подружке тайну, что можно убить его только так: зарядить ружье гвоздем от конской подковы и чтоб гвоздь тот был на коне первый раз, и пшеничными зернами, что стояли на двенадцати вечерях.

Снялись из Чабрина и подошли к Тисе. Сказал Пинтя товарищам:

— Хочу перескочить через Тису. Коль намочу ногу — помру, а нет — буду жить.

Разбежался, перепрыгнул через Тису, и только пятку намочил.

Шел он, печально напевая:

Бегом, хлопцы, бегом,
Занесет тропку снежком.
Нам лишь Рахов бы пройти,
И до Ясыни дойти,
А от Ясыни до Рички
Да и к Дзвонковой Маричке.

А когда пришли к Маричке, постучался Пинтя в окошко:

Спишь ли, милая, ночуешь,
Или вечерю готуешь?

Отвечала Маричка:

Ой, не сплю я, не дремлю,
Вам я вечерю варю.
Будет вечеря вкусна.
Всем понравится она!

Пинтя понял эти слова и сказал:

Будешь двери открывать,
Или будем их ломать?

А Маричка в ответ:

Мои двери дубовые,
А замки на них стальные!

Говорит Пинтя:

Не помогут двери твои,
Как подставлю плечи свои.

И подставил Пинтя левое плечо:

Стали двери поддаваться.

А подставил правое плечо:

Стали двери открываться.

Вошел Пинтя в сенцы, а муж Марички как пальнул с чердака из ружья, заряженного пшеничными зернами и гвоздем от подковы, и попал прямехонько ему в сердце.

Тут Пинтя запел:

Зачем тебе верил, всю правду сказал?
А то бы так рано я не помирал!..

Мог бы Пинтя всю Ясынь перебить, такой был он могучий, да не захотел. Только сказал своим товарищам:

Меня на топоры подымите,
До Черной горы отнесите,
Пускай гуцула не обижают,
Пускай мое тело не обмывают.
На могилу мне крест не кладите,
Лишь касатик посадите.

И когда он вышел на Черную гору, все сидел, пока могилу ему копали. Потом сам спустился в могилу и молвил:

Сребром, златом поделитесь
Да по домам все разойдитесь.

С этими словами и умер он, и сказке о нем конец.

КРАТКИЕ ПРИМЕЧАНИЯ

Составил Григ. Петников.

I

Соломенный бычок. — Записал И. Рудченко близ Зенькова (Полтавщина). Народные южнорусские сказки. Издал И. Рудченко. Вып. 1, Киев, 1869.

Рукавичка. — Записана в Борисполе близ Переяслава (Полтавщина). Труды этнографическо-статистической экспедиции в западнорусский край. Юго-западный отдел. Матерьялы и исследования, собранные П. П. Чубинским, т. II, Спб., 1875. Также — Українські народні казки. В трьох книгах. Упорядкував акад. М. Возник. Кн. 1, Держлітвидав, Київ, 1946; другой вариант сказки записан И. Рудченко (Полтавщина). Народные южнорусские сказки. Издал И. Рудченко. Вып. 1, Киев, 1869.

Хромоножка-уточка. — Записал И. Рудченко на хуторе Матреновка близ Борзны (Черниговщина). Народные южнорусские сказки. Издал И. Рудченко. Вып. II, Киев, 1870.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Украинские сказки и легенды"

Книги похожие на "Украинские сказки и легенды" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора народ

народ - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Народ - Украинские сказки и легенды"

Отзывы читателей о книге "Украинские сказки и легенды", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.