Неизвестен Автор - Очерки по истории еврейского народа
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Очерки по истории еврейского народа"
Описание и краткое содержание "Очерки по истории еврейского народа" читать бесплатно онлайн.
"Американский еврейский комитет" развил энергичную деятельность для борьбы с планами ограничения свободы иммиграции в США. В 1909 г. несколько американских обществ помощи иммигрантам объединились в "Еврейское общество покровительства и содействия иммигранту" (сокр. HIAS), при котором образовались отделы: информации новоприбывшим, юридической помощи им, содействия в нахождении для них жилища, работы и приобретения гражданства.
С самого начала Первой мировой войны американское еврейство мобилизовалось с целью облегчить участь евреев в районах военных действий в Восточной Европе и в Палестине. Три крупные еврейские филантропические {606} организации объединились в "Общий американский еврейский комитет по распределению помощи" (сокр. по-английски - "Джойнт"); через посредство посольства США в России и ЕКО они переводили фонды Еврейскому комитету помощи жертвам войны (ЕКОПО) и связанным с ним учреждениям. Пособия посылались также в районы, оккупированные немцами. После вступления США в войну деятельность "Джойнта" там продолжалась через его филиал в Амстердаме, основанный с этой целью.
Важным полем деятельности еврейских организаций было народное образование и школьное дело. Здесь, не меньше чем в области политической и общественной, проявилась двойственность их влияния. С одной стороны, они основывали еврейские школы на французском и немецком языках, помогали новым иммигрантам в США "американизироваться", т. е. приобщаться к американской среде и культуре, и оказывали поддержку еврейским студентам в университетах; с другой - они заботились о распространении еврейских знаний, об изучении иврита еврейской истории, религии и культуры как в созданных ими особых еврейских школах, так и на специальных уроках в общих учебных заведениях.
В Западной Европе сближение евреев с окружающей нееврейской средой привело к тому, что особые еврейские школы там почти совершенно исчезли. Еврейское образование ограничивалось преподаванием некоторых еврейских предметов и обучением молитвам один или два раза в неделю в субботних или воскресных школах. В этот же период, большинство еврейской молодежи в России, Румынии, Галиции и в некоторых районах. Венгрии все еще продолжало воспитываться в традиционных религиозных училищах - хедерах и иешиботах. Под влиянием национального движения были основаны и "реформированные" хедеры, где преподавание велось на иврите и изучались также общие предметы.
На Ближнем Востоке и в Северной Африке, где вообще не существовало государственной школьной сети уровень хедеров был очень низкий, и обеспечением начального образования занимались западноевропейские еврейские организации. Альянс развил широкую сеть учебных {607} заведений в этих странах; но его предложение действовать в этом направлении в России натолкнулось на упорное сопротивление со стороны властей. В школах Альянса ручались и предметы еврейской культуры, но языком преподавания был французский. "Гильфсферейн" создал в Галиции, в Балканских странах и в Палестине сеть школ, детских садов и ремесленных училищ, в которых преподавание велось на немецком языке.
Во второй половине XIX в. чрезвычайно возросло число евреев ученых, журналистов, писателей, художников и музыкантов, и их участие в культурной жизни стран Западной и Центральной Европы во много раз превосходило их долю в населении этих стран. Их духовное творчество лишь в незначительной мере касалось специфической еврейской тематики, но у многих из них в корне изменилось отношение к родному народу. На первых этапах культурной ассимиляции евреев их главной целью было доказать, насколько они полностью приобщились к культуре окружения и оторвались от своего национального прошлого.
Считалось, что быть непохожим на еврея является вершиной достижений. Теперь же участились случаи, когда еврей-интеллигент требовал признания своих прав не как "человек", а как еврей, и подчеркивал при этом не только свое стремление быть подобным окружающей инородной среде, но и свое право быть отличным от нее.
Еврейское наследие перестало быть для многих "вековым страданием" и источником ощущения полноценности, а наоборот - оно стало стимулом чувства собственного достоинства, основанного на сознании, что это наследие содержит в себе извечные общепризнанные и нерушимые ценности человеческого духа.
В этот период непрестанно увеличивается вклад евреев в развитие науки, значение которой особенно возрастает в европейских странах. Среди корифеев медицины выделяется Пауль Эрлих (1854-1915 гг.), один из основоположников современной биологии. Важные открытия были сделаны бактериологом, уроженцем России, Владимиром Хавкиным (1860-1930 гг.), который вел борьбу с чумой и холерой в Индии и с этой целью основал, в Бомбее научно-исследовательский институт, носящий {608} теперь его имя.
В другой научной области, в математике, в которой евреи отличались испокон веков, некоторые из них основали новые отрасли, как, например, Георг Кантор (1845-1918 гг.), создатель теории множеств, и Герман Минковский (1864-1909 гг.), давший математическое обоснование субстанциальной неразрывности пространства и времени. Немало евреев участвовало в развитии физики, этой важнейшей отрасли современного естествознания, как Альберт Майкельсон (1852-1931 гг.), известный своими опытами по определению скорости света: Генрих Герц (1857-1894 гг.), исследователь электромагнитных волн, Альберт Эйнштейн (1879-1955гг.), отец теории относительности, произведший величайший со времени Ньютона переворот в физике. Изобретение Ф. Габера (1868- 1934 гг.) по извлечению азота из воздуха имело неоценимое значение для промышленности.
Увеличилось число еврейских ученых и в других областях. Хотя в гуманитарных науках их было намного меньше, чем в естественных, т. к. в большинстве университетов евреи не допускались к преподаванию гуманитарных дисциплин, все же и здесь они внесли важный вклад во многие отрасли. Игнаца Гольдциера (1850- 1921 гг.) принято считать одним из основоположников исследования ислама. В России большие заслуги в этой области имели Даниил Хвольсон и Авраам Альберт Гаркави.
В конце XIX в. среди ведущих философов эпохи было несколько евреев. В Германии Герман Коген был основателем т. н. "Марбургской школы", стремившейся возродить философский идеализм, опираясь на учение Канта, По Когену основы иудаизма близки по духу к неокантианству. Выдающимся мыслителем еврейского происхождения был французской философ Анри Бергсон (1859- 1941 гг.), также выступавший против механистическо-материалистического мировоззрения и придерживавшийся спиритуалистического подхода, в основе которого лежит интуиция.
В области логики видное место занимает "феноменологическая" концепция Эдмунда Гуссерля (1859-1938 гг.). В психологии и психотерапии первостепенную роль {609} сыграл Зигмунд Фрейд (1856-1939гг.), основоположник психоанализа системы, вышедшей далеко за пределы излечения душевных заболеваний, для которого она была сначала предназначена. В социологию ценный вклад внесли Георг Зиммель (1858-1918 гг.) и Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.).
Многие евреи выдвинулись и в сфере изобразительных искусств, тогда как прежде еврейские художники и скульпторы были исключительным явлением. Одним из наиболее видных мастеров в этой области был Камилл Писсарро (1830-1903 гг.) принадлежавший к родоначальникам импрессионизма. По тому же пути последовал его сын Люсьен (1863-1944 гг.), проживший большую часть своей жизни в Англии. В Голландии к этому направлению принадлежал Исаак Израэльс (1865-1934 гг.), сын Иозефа Израэльса, а в Германии яркими выразителями импрессионизма были Макс Либерман (1847-1935 гг.) и Лессер Ури (1861-1931 гг.). В России приверженцем этого течения был художник Лев Бакст (1866-1924 гг.), создавший непревзойденные декорации для балета. Одним из выдающихся художников конца XIX в. был Исаак Левитан (1861-1900гг.), достигший необычайного мастерства в изображении русской природы.
В начале столетия в Париже сформировалось революционное течение в искусстве, т. н. "парижская школа", в которой евреи принимали видное участие. Амадео Модильяни (1884-1920 гг.), Жюль Паскен (1885-1930 гг.), Хаим Сутин (1894-1943 гг.) и Марк Шагал (1887 г.) - самые известные из них. У многих из последователей этой школы еврейские сюжеты и еврейский быт служат важным элементом в их творчестве.
В области музыки евреи продолжали стоять в первых рядах, главным образом в качестве исполнителей, но имелись среди них и композиторы, из которых наиболее выдающимся был Густав Малер (1860-1911 гг.).
В Австрии и Германии в некоторых произведениях писателей-евреев этого периода отражены их национальное происхождение, а также впечатления еврейской среды их детства. Петер Альтенберг (1859-1919гг.), Артур Шницлер (1862-1931 гг.), Якоб Вассерман (1873-1934гг.) и {610} Франц Кафка (1883-1924 гг.) заняли почетное место в общей немецкой литературе.
Многие евреи-писатели на разных языках в разных странах занимались еврейской проблематикой, обращаясь главным образом к еврейскому читателю. Карл-Эмиль Францоз (1848-1904 гг.) продолжал развивать эту тематику в немецкой литературе. Израиль Зангвилль (1864-1926 гг.) в английской, а беллетрист. Лев Леванда (1835-1888гг.) и поэт Семен Фруг (1860-1916 гг.) создают специфическую еврейско-русскую литературу. Однако в России, точно так же как в Англии и в Германии, такого рода еврейская литература на языке страны просуществовала недолго. С течением времени творчество еврейских писателей совершенно слилось с общей литературой окружающих народов, хотя оно зачастую продолжало отличаться некоторыми характерными чертами.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Очерки по истории еврейского народа"
Книги похожие на "Очерки по истории еврейского народа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Очерки по истории еврейского народа"
Отзывы читателей о книге "Очерки по истории еврейского народа", комментарии и мнения людей о произведении.