» » » » Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания


Авторские права

Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания
Рейтинг:
Название:
Психология познания: методология и методика познания
Издательство:
Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e
Год:
2007
ISBN:
978-5-98699-038-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология познания: методология и методика познания"

Описание и краткое содержание "Психология познания: методология и методика познания" читать бесплатно онлайн.



Анализируется специфика содержания, целей и принципов обучения психологии. Освещаются вопросы методологии и методы психологической науки как учебной дисциплины. Характеризуются формы и методы организации обучения психологии в учебных заведениях разного уровня. Рассматриваются проблемы профессиональной подготовки и деятельности преподавателя психологии, практического психолога.

Для студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлениям (специальностям) «Психология», «Педагогика и психология». Может использоваться в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений по широкому кругу педагогических специальностей, а также при повышении квалификации кадров образования. Представляет интерес для всех, кто интересуется проблемами образования.






Итак, содержание курса психологии должно быть взаимосвязанным и представлять собой интеграцию разнообразных представлений о развитии личности, причем основной акцент в работе должен быть сделан преподавателем на внутренние противоречия каждого возрастного этапа. В связи с этим необходимо всегда помнить, что период отрочества представляет собой кризисный этап, в течение которого качественно меняется самосознание, возникает внутренняя рефлексия, направленная на выявление личностной позиции по отношению к миру, а также на осмысление своего места, роли и статуса в системе отношений с другими людьми. Как отмечают В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, отроку открывается вся полнота бытия, с одной стороны, и его незаполненость собственными событиями – с другой.

В связи с отмеченным предполагается три типа взаимоотношений в системе «подросток – культура», характеризующих врастание подростка во взрослую жизнь. Первый тип характеризуется бурным кризисным течением, переживается подростком как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я». Второй тип представляет собой плавный, медленный постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без серьезных, глубоких сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой процесс развития, при котором подросток сам активно и сознательно формирует и восстанавливает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Данный тип отношений к себе и миру характерен для подростков с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины[143, с. 296–300].

В связи с отмеченным ориентация на новый образ «Я» и будет способствовать активному самоопределению в пространстве взрослой культуры. Чрезмерное самовыражение в данном случае может выступить фактором, препятствующим культурному самоопределению.

Преподаватель должен создать условия, при которых возможно подлинное творческое развитие личности подростка с опорой на индивидуальный стиль ведущей деятельности.

Опасность развития личности подростка по второму типу заключается в том, что при якобы внешне успешной социализации и нормальных адаптационных процессах может наблюдаться развитие личности по типу «конформист», с угнетением собственной индивидуальности. Позиция преподавателя по отношению к данным подросткам должна определяться отношением к личности данного подростка, уважением к его точке зрения. Общение преподавателя с подростками данной группы в процессе занятий по психологии должно развивать и обогащать индивидуальность этих детей. Данная цель может быть достигнута только в процессе доверительного общения, при котором есть возможность заявить о своей позиции и аргументированно отстоять ее. Преподавателю важно знать, как подростки данного типа относятся к различным явлениям действительности, и в первую очередь – к другому человеку как к собеседнику. Овладение культурой общения, направленность на духовную составляющую диалогического взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими, являются главными составляющими преподавания психологии в школе.

Третий тип подростка относится к группе личностно определившихся. Это – наиболее активная часть детей, которая характеризуется инициативностью. По отношению к этим подросткам преподаватель должен выступать в качестве человека, оказывающего психологическую поддержку, в качестве соучастника в освоении культурного психологического наследия. В связи с этим Л.С. Выготский писал, что найти ключ к проблемам психического развития детей в данном возрасте можно только при условии понимания интересов ребенка. Как правило, интересы детей в данном возрасте определяются их ведущей деятельностью, коей является общение со сверстниками. В связи с этим можно предположить, что изучение психологии должно выстраиваться вокруг основных доминант интересов ребенка. Нам представляется, что преподаватель психологии в первую очередь должен формировать представление детей относительно того, что такое деятельность, общение, личность, сознание. Детям в этом возрасте важно получить собственный опыт переживания психологии личности, опыт взросления в общении; важен также опыт целеполагания и планирования, в котором закладывается важнейшая экзистенци-ональная ценность «время» и отношение к данной категории как к психологической. В психологии общения важно показать, какова роль конфликтов, как использовать энергию конфликта для развития личности его участников, для формирования новых личностных смыслов в общении с другими людьми. Немаловажную роль для данного возраста играет опыт творческой самодеятельности отрока, в котором он может обрести чувство внутренней свободы и приблизиться к пониманию собственной индивидуальности. В этом смысле курс психологии для обучающихся среднего звена школы должен быть направлен на создание условий для самопознания. При наличии данных условий возможно достижение чувства взрослости, формирование основной линии поведения и рефлексии собственной личностной активности каждого обучающегося в пространстве межличностных взаимоотношений.

Таким образом, нам представляется, что качественное развитие самосознания в данном периоде должно детерминироваться потребностью обучающегося в познании самого себя как личности. Через разрешение противоречия в системе «типичность – индивидуальность» подросток получает возможность достижения авторской позиции по отношению к своей жизни. Несомненно, что инициатором данного процесса выступает преподаватель психологии, который должен иметь социальный опыт.

Вопросы и задания

1. Что вы понимаете под «человеческим капиталом»?

2. Определите роль и место образования в социальных потребностях личности.

3. Какие способности специалиста высшей квалификации являются определяющими?

4. Определите основные характеристики студенческого возраста.

5. В чем заключается цель преподавания психологической науки в учебном заведении?

6. Какие данные об обучающихся должны учитываться педагогом при организации занятий по психологии?

7. Как проявляются индивидуальные способности обучающихся и в чем проявляется необходимость их учета в учебно-воспитательном процессе?

8. Почему необходимы знания психологии в профессиональной деятельности любого специалиста?

3. 3. Психология активных форм и методов обучения

Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся всегда была одной из наиболее актуальных в теории и практике учебно-воспитательного процесса. Эффективное освоение обучающимися знаний, овладение навыками и умениями возможны лишь тогда, когда в учебном заведении используются соответствующие формы и методы обучения.

В данном случае под формой мы понимаем совокупность приемов, выразительных и изобразительных средств, психолого-педагогических средств воздействия на формирующуюся личность. Следует напомнить, что развитие любой науки зависит от того, насколько совершенны и надежны используемые ею методы. Все это в полном объеме относится и к психологии обучения. Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи непосредственно зависели от степени совершенства применяемых методов исследования. Психология относительно молодая наука, которая выделилась в самостоятельную науку в середине XIX в. В связи с этим она очень часто опирается на методы других, более старых наук: философии, математики, физики, физиологии и медицины, биологии и истории. Помимо того психология использует методы современных наук, таких, как информатика, кибернетика и др.

Кроме того, известно много разных методов обучения, которые использовались и используются до сих пор в учебных заведениях. Так, в школах прошлых веков широко применялся догматический метод обучения, когда учащиеся бессмысленно заучивали малопонятные им тексты и вызубривали многочисленные правила. Затем начал применяться словесно-наглядный метод, когда «появились элементы объяснения учителя и осознанного усвоения знаний учащимися, навыки применения знаний на практике, хотя и осталась большая доля догматического заучивания». [89, с. 5].

Мы уже упоминали объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный, репродуктивный методы, метод проблемного изложения учебного материала, частично-поисковый или эвристический, исследовательский методы.

Актуальным становится проблемно-модульное обучение, суть которого состоит в комплексном изучении учебного материала, подразделенного на более мелкие вопросы, модули, логически между собой связанные и имеющие завершенный характер (лекции, семинары, практические задания, самостоятельная работа над выделенными модулями в виде отработки конкретного учебного материала в рабочих тетрадях по предмету обучения).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология познания: методология и методика познания"

Книги похожие на "Психология познания: методология и методика познания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Соколков

Евгений Соколков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания"

Отзывы читателей о книге "Психология познания: методология и методика познания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.