» » » » Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания


Авторские права

Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания
Рейтинг:
Название:
Психология познания: методология и методика познания
Издательство:
Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e
Год:
2007
ISBN:
978-5-98699-038-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология познания: методология и методика познания"

Описание и краткое содержание "Психология познания: методология и методика познания" читать бесплатно онлайн.



Анализируется специфика содержания, целей и принципов обучения психологии. Освещаются вопросы методологии и методы психологической науки как учебной дисциплины. Характеризуются формы и методы организации обучения психологии в учебных заведениях разного уровня. Рассматриваются проблемы профессиональной подготовки и деятельности преподавателя психологии, практического психолога.

Для студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлениям (специальностям) «Психология», «Педагогика и психология». Может использоваться в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений по широкому кругу педагогических специальностей, а также при повышении квалификации кадров образования. Представляет интерес для всех, кто интересуется проблемами образования.






В зависимости от того, какие действия автоматизируются, выделяются и виды навыков:

1) сенсорные, связанные с автоматизмом получения информации (определение различных параметров на глаз, на слух, на вкус и т. д.);

2) двигательные, когда автоматизируются мышечные действия (работа конечностей при вождении автомобиля, велосипеда, выполнения различных физических упражнений на спортивных снарядах, игра на музыкальных инструментах);

3) умственные (расчет практических задач при покупке товаров, решение дорожных ситуаций при вождении автомобиля, велосипеда, спуск с крутой горки или горы как на лыжах, так и на ногах и т. д.).

Для выработки навыков необходимо соблюдать следующие условия:

а) многократное сознательное повторение действий;

б) контроль, помощь и корректировка извне, со стороны педагога или товарища;

в) понимание своих ошибок, их причин и способов устранения;

г) наращивание темпа, нагрузок и общей продолжительности действий;

д) поддержка и стимулирование упражнений.

Но в ряде случаев, когда действие сложное, и его выполнение состоит из многих шагов, при любом совершенствовании действия оно остается умением, не превращаясь в навык. В связи с этим умения и навыки различаются еще и в зависимости от характера соответствующих действий.

Если действие элементарное, простое, используемое широко при выполнении более сложных действий, то его выполнение формируется обычно как навык, к примеру, навык письма, чтения, устных арифметических действий над небольшими числами и т. д. Если же действие сложное, то его выполнение, как правило, формируется как умение, в состав которого входят один или несколько навыков.

Таким образом, термин «умение» имеет два значения:

1) первоначальный уровень овладения каким-либо простым действием. В этом случае навык рассматривается как высший уровень овладения этим действием, автоматическое его выполнение: умение переходит в навык;

2) способность осознанно выполнять сложное действие с помощью ряда навыков. В этом случае навык – это автоматическое выполнение элементарных простых действий, из которых состоит сложное действие, выполняемое с помощью умения. Читая текст, где используется термин «умение», следует каждый раз отдавать себе отчет, в каком из указанных двух значений он используется.

Необходимо отметить, что каждому умению или навыку соответствует определенное действие, которое совершается с помощью системы операций и приемов, т. е. способов осуществления действий в определенных условиях. Различие между действием и операцией состоит в том, что действие соответствует принятой цели, а операция – условиям, в которых эта цель должна быть достигнута. Так, если обучающемуся необходимо решить задачу (это цель), то в зависимости от того, какова эта задача и для чего она решается (это условие), обучающийся должен применить разные способы и приемы, т. е. произвести разные операции для осуществления действия решения задачи.

Действие, которым овладел обучающийся и которое он использует в качестве способа или приема при выполнении другого действия, становится операцией. Так, самостоятельное решение каких-либо задач, социальных, профессиональных и жизненных ситуаций становится операцией. Таким образом, при формировании какого-либо умения или навыка соответствующее ему действие, имея самостоятельный характер, выступает именно как действие, поскольку целью является выполнение этого действия. Когда же умение осуществлять это действие сформировано и начинает использоваться для выполнения других действий, то оно теряет свою самостоятельность и превращается в операцию или прием.

С этой точки зрения узкопредметным умениям и навыкам соответствуют такие действия, формируемые в каком-либо учебном предмете, которые могут становиться операциями для выполнения лишь других специфических действий этого предмета или смежных предметов. Общеучебные же умения и навыки – это такие, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многими предметами, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.

Все учебные умения и навыки, формируемые в каком-либо учебном предмете, можно разделить на две категории:

1) общие, которые формируются у обучающихся не только при изучении этого предмета, но и в процессе обучения многим другим учебным дисциплинам, имеющие применение в других навыках, к примеру, письма и чтения, работы с книгой и т. д.;

2) специфические (узкопредметные), которые формируются у обучающихся только лишь в процессе обучения данному учебному предмету и имеющие применение, главным образом, в этом предмете, и отчасти – в смежных, к примеру, определение ведущего полушария, типа мышления испытуемого, или вычисление сплоченности коллектива и т. д.

Необходимо подчеркнуть, что процесс формирования учебных умений и навыков (общих и узкопредметных) является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений (особенно общие) формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

Формирование общеучебных умений и навыков является важнейшей специальной педагогической задачей. Однако не все учителя в школах и преподаватели в вузах рассматривают эту проблему в данной плоскости своей профессиональной деятельности. Часто считается, что специальная, целенаправленная отработка этих умений и навыков не нужна, поскольку обучающиеся сами в процессе обучения приобретают их. Нам представляется это неверным, более того, в средних специальных и высших учебных заведениях без формирования навыков и умений учебный процесс необходимо считать неээфективным.

Необходимо отметить, что формирование умений может осуществляться по нескольким направлениям: во-первых, путем сообщения обучающимся необходимых знаний и постановкой задач по их изменению (проблемно-модульное обучение); во-вторых, путем распознавания типовой задачи и определения операций для ее решения (алгоритмизированное обучение); в-третьих, путем поэтапной психической деятельности по переработке и применению полученной информации для решения поставленных задач (обучение посредством поэтапного формирования умственных действий).

Развитию умений способствуют формирование интереса к изучаемому предмету, активизация мышления за счет постановки посильных задач, увлечение процессом работы путем поддержки, одобрения, создания благоприятных условий, избегание шаблона, упрощений и послаблений.

Но при организации обучения по психологии недостаточно грамотно организовать учебный процесс, необходимо учитывать и личностные способности обучающихся. Конечно, возможности человеческой психики поистине неисчерпаемы, столь же неисчерпаемо и многообразие комбинаций человеческих способностей. Главное тут, конечно, уметь распорядиться этим бесценным даром природы, помочь себе и другим раскрыть и развить свои способности.

На сегодняшний день существуют две стратегии управления учебно-воспитательным процессом в средней и высшей школе. Первая следует традиционному, нормативному укладу организации образования, свойственная индустриальной эпохе, где главной была профессиональная подготовка будущего специалиста и от этого зависели роль и место личности в обществе. Вторая стала складываться вместе с изменением социального запроса к личности, к ее роли в общественном развитии, появившемся в ин-форматизированном обществе, т. е. гуманизация профессиональной подготовки. Главным в данном случае выступает всесторонне и гармонично развитая личность, опирающаяся на историко-культурное и национальное развитие. И хотя нельзя абсолютизировать различия этих двух стратегий управления в реальном образовательном процессе, однако в своей тенденции они определяют кардинальные отличия социальной ситуации развития личности, складывающейся внутри каждого типа организации образования и особенно психологического.

В связи с этим обучение психологии в инновационной системе организации учебно-воспитательного процесса в школе и вузе предполагает несколько составляющих компонентов:

а) сама личность педагога должна в той или иной форме реорганизоваться, а именно: меняется ее позиция в отношении к обучающемуся, к самому себе. Педагог выступает в данной ситуации не только как носитель предметно-дисциплинарных знаний, информации, хранитель норм и традиций, но и помощник, наставник становления и развития обучающегося, уважающий в нем личность независимо от меры его приобщенности к знанию, меры его понимания либо непонимания. Меняется характер управления обучающимся, педагог становится наставником (тьютером) в учебно-воспитательном процессе. В процессе познания они находятся как бы рядом, вместе, развиваясь и совершенствуясь. Позиция авторитарной власти, право старшего и сильного утрачиваются, взамен утверждается позиция демократических взаимодействий, сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к позиции и инициативе обучающегося, к формированию его личности. В связи с этим меняется и позиция обучающегося, которая актуализируется на результатах усвоения знаний и получения более высоких оценок, на активное взаимодействие с педагогом;


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология познания: методология и методика познания"

Книги похожие на "Психология познания: методология и методика познания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Соколков

Евгений Соколков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания"

Отзывы читателей о книге "Психология познания: методология и методика познания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.