» » » » Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания


Авторские права

Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания
Рейтинг:
Название:
Психология познания: методология и методика познания
Издательство:
Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e
Год:
2007
ISBN:
978-5-98699-038-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология познания: методология и методика познания"

Описание и краткое содержание "Психология познания: методология и методика познания" читать бесплатно онлайн.



Анализируется специфика содержания, целей и принципов обучения психологии. Освещаются вопросы методологии и методы психологической науки как учебной дисциплины. Характеризуются формы и методы организации обучения психологии в учебных заведениях разного уровня. Рассматриваются проблемы профессиональной подготовки и деятельности преподавателя психологии, практического психолога.

Для студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлениям (специальностям) «Психология», «Педагогика и психология». Может использоваться в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений по широкому кругу педагогических специальностей, а также при повышении квалификации кадров образования. Представляет интерес для всех, кто интересуется проблемами образования.






Студенческий возраст представляет собой период юношеского максимума и начальный период взрослости. Для него характерны юношеские увлеченности и вера в «светлое будущее». Правда, среди студентов есть и вчерашние выпускники средних школ, и умудренные жизненным опытом, иногда прошедшие армейскую службу, которые чаще всего на многие проблемы смотрят не столько оптимистично, сколько проблематично.

Студенческий возраст – это период, когда дружба и любовь перерастают в серьезное чувство и на этой основе образуется молодая студенческая семья. Это – самый активный период для процессов самопознания, самоопределения, самоуправления, самосовершенствования и самореализации. Именно в это время активно формируется «Я-концепция» личности, ее миропонимание и мировоззрение.

Для студенческого возраста характерна активная восприимчивость ко всему новому, неординарному. Это, к сожалению, часто происходит без достаточного глубокого критического анализа.

В студенческий период жизнедеятельности человека активно формируется профессиональное самосознание. Именно в эти годы человек чаще всего самоопределяется в том, какой проблемой ему следует заняться, в какой профессиональной деятельности специализироваться.

Вместе с тем студенческий период жизни человека очень неоднороден. Студенты между собой резко различаются, даже по курсам обучения. Было замечено, что разочарование в выбранном факультете, специальности обычно происходит на 2–3 курсе.

Как отмечает американский психолог Грейс Крайг, существуют «стадии» студенческого мышления. Исследование психолога Пери в Гарвардском университете показало, что студенты от младших курсов к старшим демонстрируют закономерную последовательность изменений в своем мышлении, что можно обозначить как «стадии».

Сначала студенты интерпретировали мир и свой образовательный опыт авторитарным, дуалистичным образом. Они искали истину и стремились к знанию. Мир мог быть плохим или хорошим, правильным или неправильным. Роль преподавателей – учить студентов, а их собственная роль – прилежно учиться. Но вскоре студенты столкнулись с разногласиями во мнениях, колебаниями и заблуждениями. Возможно, предмет излагался таким образом, чтобы заставить студентов самостоятельно искать ответы на вопросы. А может, профессора и сами не нашли правильных ответов на эти вопросы. Столкнувшись с разными точками зрения, студенты постепенно стали признавать и даже одобрять такое разнообразие мнений. Они начали привыкать к мысли, что люди имеют на это право, и поняли, что в зависимости от контекста любой человек может подойти к одному и тому же явлению с двух сторон.

Однако такой релятивистский подход уступает в конечном итоге потребности прийти к каким-то личным мнениям, убеждениям и ответам на спорные вопросы. Поначалу выработка подобных исходных позиций происходит опытным путем, но потом студенты определяются в выборе собственных ценностей, взглядов и своего образа жизни.

Только наиболее интеллектуально слабые студенты ограничиваются воспроизведением готовых положений и мало задумываются над проблемными вопросами. В связи с этим студентов можно разделить условно на две большие группы. Те, которые ориентированы на реп-родуктивно-воспроизводящую деятельность, и студенты, ориентированные на творчески-исследовательскую деятельность.

В то же время следует учитывать, что личность определяется и характеризуется не только отдельными качествами, но и индивидуально неповторимыми свойствами. Исследования О. Гребенюка и Т. Гребенюк показали, что «личность определяется тем, насколько включена индивидуальная деятельность в социальный мир отношений. Личность – это система отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т. д. А они, в свою очередь, определяются общественными отношениями»[36, с. 23].

Нам представляется, что внимание к индивидуальности студента именно этих сфер весьма продуктивно, и особенно продуктивно при определении индивидуальности студента в процессе учебной, научной, спортивной, досуговой и других видах деятельности.

Вузовскому преподавателю, если он стремится существенно повысить эффективность своей обучающей и воспитательной деятельности, необходимо учитывать индивидуальные особенности студента.

Индивидуальные особенности интеллектуальной сферы обучающегося проявляются, как правило, через особенности его мышления, которые характеризуются такими понятиями, как:

• творческое, теоретическое, эмпирическое, наглядно-образное, дивергентное и конвергентное; качества ума (самостоятельность мышления, логичность и эвристичность, гибкость, оригинальность, критичность, прогностичность и т. д.);

• познавательная активность (способность ставить вопросы, усматривать противоречия и проблемы, полемизировать, отстаивать свою точку зрения);

• особенности познавательных процессов (внимание, воображение, память); особенности развития общеучебных умений (способность к решению задач, конспектированию учебной и научной литературы, первоисточников, умение готовиться к выступлению на семинарах и групповых занятиях, навыки умений объяснять и доказывать и т. д.);

• особенности познания, компетентности и эрудиции обучающегося.

Индивидуальные особенности интеллектуальной сферы обучающегося проявляются:

а) в уровне развития отмеченных компонентов интеллектуальной деятельности;

б) в оригинальности и неповторимости их сочетания;

в) в стилевых характеристиках их проявления;

г) в темпе и характере их развития и саморазвития. Мотивационно-потребностная сфера обучающегося также имеет свою индивидуальность и неповторимость.

Во-первых, цели, мотивы обучения в данном учебном заведении, на данном факультете у каждого имеют свои особенности.

Во-вторых, мотивационно-потребностная сфера отдельно взятого обучающегося формируется и развивается под влиянием очень многих факторов и условий.

В-третьих, следует различать, что один студент может быть мотивирован на получение диплома, другой – на продолжение образования и занятия научно-исследовательской деятельностью.

В-четвертых, необходимо учитывать, что на обучающегося могут влиять те ценности и смыслы, которые часто настолько индивидуальны и неповторимы, что накладывают свой отпечаток и на саму личность студента и его разнообразную научно-познавательную и социальную деятельность.

Индивидуальные особенности эмоциональной сферы студента прежде всего проявляются через его чувства (восхищение, страх, гордость, обида, зависть, любовь, беспокойство и др.).

Как правило, от индивидуальных особенностей эмоциональной сферы зависит развитие способностей и саморегуляции своих действий и поступков.

Необходимо отметить, что индивидуальные особенности волевой сферы обучающегося характеризуются, с одной стороны, степенью осознанности в постановке целей, задач, а с другой – степенью проявления его упорства и настойчивости в их достижении. Студент с развитой волей и настойчивостью постоянно проявляет упорство, целеустремленность, способность мобилизоваться на преодоление внешних и внутренних трудностей, барьеров в решении поставленных задач. Волевые усилия, их индивидуальность проявляются в самообладании, выдержке, особенно в стрессовых ситуациях, в степени самоконтроля и способности доводить начатое дело до логического конца.

Индивидуальные особенности обучающегося в сфере саморегуляции, самоуправления характеризуются его способностями в свободе выбора целей и средств их достижения, умением планировать, осуществлять деятельность, управлять своими психическими состояниями. Следует отметить, что амплитуда развития способностей к саморегуляции и самоуправлению у отдельных студентов достаточно высокая.

Индивидуальные особенности экзистенциональной сферы студентов часто остаются вне поля зрения педагогов. Однако способности к самопознанию, самопостижению своей жизнедеятельности и способности к самосовершенствованию и саморазвитию не только во многом определяют его актуальные, но и потенциальные возможности личностного и профессионального саморазвития.

Индивидуальные особенности обучающегося интегративно и целостно проявляются в предметно-практической деятельности, т. е. в учебной, научно-исследовательской, профессиональной и других видах работы. Прежде всего это проявляется в ориентации студента на репродуктивную (воспроизводящую) или творческую исследовательскую деятельность. Индивидуальные особенности студентов в предметно-практической деятельности проявляются в стиле, стилевых характеристиках их действий, поступках и принятии ответственных решений.

Обобщая отмеченное, можно утверждать, что главнейшая задача вузовского педагога – как можно глубже и всестороннее изучать, знать и учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности каждого обучающегося. Это не всегда понимается и осознается в полной мере, но это поистине неисчерпаемый резерв качественной психологической подготовки будущего специалиста.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология познания: методология и методика познания"

Книги похожие на "Психология познания: методология и методика познания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Соколков

Евгений Соколков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания"

Отзывы читателей о книге "Психология познания: методология и методика познания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.