» » » » Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания


Авторские права

Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания
Рейтинг:
Название:
Психология познания: методология и методика познания
Издательство:
Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e
Год:
2007
ISBN:
978-5-98699-038-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология познания: методология и методика познания"

Описание и краткое содержание "Психология познания: методология и методика познания" читать бесплатно онлайн.



Анализируется специфика содержания, целей и принципов обучения психологии. Освещаются вопросы методологии и методы психологической науки как учебной дисциплины. Характеризуются формы и методы организации обучения психологии в учебных заведениях разного уровня. Рассматриваются проблемы профессиональной подготовки и деятельности преподавателя психологии, практического психолога.

Для студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлениям (специальностям) «Психология», «Педагогика и психология». Может использоваться в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений по широкому кругу педагогических специальностей, а также при повышении квалификации кадров образования. Представляет интерес для всех, кто интересуется проблемами образования.






Следует отметить, что задатки теории человеческого капитала ученые обосновали только на рубеже 50-х—60-х гг. XX в. Заслуга в этом принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т. Шульцу, который характеризовал его так: «Полученные в процессе обучения знания представляют собой «капитал», который используется его владельцем в течение всей трудоспособной жизни. Этот капитал, как и всякий другой, приносит прибыль…, сумма пожизненных доходов рассматривается как прибыль на капиталовложения, произведенные в образование»[цит. по: 6, с. 17–18].

В широком плане под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, умений и навыков деятельностной мотивации. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем, повышая эффективность в профессиональной деятельности. К важнейшим видам человеческих инвестиций относят получение профессионального образования, подготовку на различных курсах, на производстве, рождение и воспитание детей.

Тем не менее человеческий капитал, подобно физическому, представляет собой благо длительного использования; требует расходов «по ремонту и содержанию»; может устаревать еще до того, как произойдет его физический износ.

Необходимые качества специалиста, именуемые в последующем «человеческим капиталом», личность приобретает в образовательном учреждении в ходе научно-организованного учебно-воспитательного процесса.

Более того, в системе потребностей общества потребность в образовании, ее настоятельность и реализация выступают одним из показателей демократизма общественного строя, его свободы и отношения к развитию человека. «По сути дела, узнав, каким способом и какие потребности порождает то или иное общество, мы получим представление об одной из сторон его жизни, о гуманизме и культуре», – писал немецкий философ Г. Варнке[цит. по: 12, с. 20].

В системе социальных запросов человека потребность в образовании представляет собой ориентацию этой личности на саморазвитие, умножение и обогащение ее сущностных возможностей. Личность, реализуя эту потребность через психологию познания, творит сама себя. Профессиональное образование реализуется через организацию учебного процесса в той или иной логической последовательности, хотя передача социального (житейского) опыта происходит иным, практическим путем, вступающему в жизнь человеку. Такой подход, безусловно, правомерен, но слишком узок. В процессе получения профессионального образования, по нашему мнению, в обществе практически осуществляется восхождение от индивидуального к социальному. Еще Гегель в «Философии права» указывал, что образование, культура есть движение к всеобщему, всеобщим навыкам и знаниям; в результате – образованный, культурный человек «в состоянии сделать всё то, что делают другие…»[26, т. VII, с. 216]. Образование, как теперь стали отмечать, в этом смысле представляет собой один из основных элементов социализации личности, происходящей на протяжении всей его жизни.

На последующую профессиональную подготовку в учебном заведении большую роль оказывает время выбора и ориентация на высшее образование, как направление дальнейшего жизненного самоопределения человека и осознанность этого выбора. Можно предположить, что ранний выбор стимулирует учебную, познавательную активность будущих студентов. Главным критерием отбора в вуз являются хорошие результаты на экзаменах. Это предполагает наличие у будущих студентов определенной суммы необходимых знаний, а также служит доказательством или гарантией их способностей усваивать знания более высокого уровня и более сложного содержания. Однако студенческий контингент характеризуется определенными специфическими способностями. Умение на практике применять полученные в учебном заведении знания, самостоятельно, творчески решать возникающие в процессе трудовой деятельности проблемы, организаторские способности – все это важнейшие качества специалиста высшей квалификации. Для приобретения и развития подобных качеств недостаточно обладать только способностью усваивать знания. Хотя, безусловно, прочные знания – профессиональные, научные, социально-политические – представляют собой основу формирования высококвалифицированного специалиста.

Деятельность студента в вузе, направленная на приобретение профессии, в то же время характеризует его как будущего специалиста, отвечающего требованиям, предъявляемым к нему обществом. Важнейшие из этих требований – уметь творчески решать возникающие проблемы, обладать организаторскими и научно-методологическими способностями, навыками познания и управления людьми. Эти качества специалиста высоко оцениваются студентами и выпускниками различных профилей вузов. Обучение в вузе мало меняет представление студентов о качествах, необходимых специалисту высшей квалификации. В процессе завершения обучения эти представления окончательно формируются и закрепляются. И с этой точки зрения учебный процесс в вузе действительно служит развитию способностей, необходимых в будущем специалисту.

Чтобы развить эти способности, овладеть качествами, присущими высококвалифицированному специалисту, необходима настойчивая и кропотливая работа на всём протяжении обучения с опорой на индивидуальные способности и качества личности. Причем работа, направленная не только на усвоение тех знаний, навыков и умений, которые дают преподаватели, но и самостоятельность, большая степень творческой активности студента. Важное значение при этом имеет умелое распределение бюджета времени между различными аспектами деятельности. Практика показывает, что большую часть времени обучающиеся тратят на подготовку к занятиям, особенно в ограниченные периоды экзаменационных сессий. Другим видам деятельности, которая способствует развитию творческого мышления, навыков организаторских способностей, умения самостоятельно находить необходимые знания для решения определенных задач (к примеру, занятия научно-психологической и исследовательской деятельностью, чтением философской и общественно-политической литературы, социальная и общественная практика) уделяется мало времени.

Вероятно, это в какой-то мере объясняет то, что в жизненных планах студентов преобладает желание быть простыми школьниками. Правда, процент желающих заняться творческой работой достаточно велик, хотя и он к выпускному курсу снижается. Процент же желающих заниматься деятельностью руководителя достигает у первокурсников 30 %, и к выпуску он повышается и доходит до 40 %. Это зависит от того, насколько качественно был организован учебно-воспитательный процесс, и от того, насколько грамотно было распределено время по учебным курсам гуманитарных и, в частности, психологических учебных дисциплин. Более того, количественный процент заниматься творческой или руководящей деятельностью всегда колеблется в пределах от 17 до 39 %.

У большого количества выпускников некоторых вузов вообще нет желания заниматься профессиональной деятельностью по выбранной специальности. Эти данные говорят о наличии очевидного рассогласования между представлениями студентов о предстоящей деятельности и организацией их учебной работы в вузе, направленной на приобретение этих качеств. Однако особая роль отводится психологической науке при организации учебно-воспитательного процесса. Необходимо учитывать, что каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Для организации учебного процесса по психологии важно знать эти особенности, а главное уметь их учитывать и целенаправленно использовать для максимального раскрытия возможностей и всестороннего гармоничного развития способностей обучающихся.

На необходимость изучения и учета возрастных особенностей обучающихся обращал внимание еще великий чешкий педагог Ян Коменский, который выдвинул требование строгого учета в учебно-воспитательном процессе возрастных и индивидуальных особенностей. Более того, это требование он возвел в ранг принципа природосообразности, согласно которому педагог должен, обучая и воспитывая, строго следовать природным законам его развития.

Для учета возрастных особенностей студентов необходимо иметь в виду следующее.

Студенческий возраст представляет собой период юношеского максимума и начальный период взрослости. Для него характерны юношеские увлеченности и вера в «светлое будущее». Правда, среди студентов есть и вчерашние выпускники средних школ, и умудренные жизненным опытом, иногда прошедшие армейскую службу, которые чаще всего на многие проблемы смотрят не столько оптимистично, сколько проблематично.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология познания: методология и методика познания"

Книги похожие на "Психология познания: методология и методика познания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Соколков

Евгений Соколков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания"

Отзывы читателей о книге "Психология познания: методология и методика познания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.