» » » » Георгий Федотов - Судьба и грехи России


Авторские права

Георгий Федотов - Судьба и грехи России

Здесь можно скачать бесплатно "Георгий Федотов - Судьба и грехи России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Издательство «София», год 1992. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Георгий Федотов - Судьба и грехи России
Рейтинг:
Название:
Судьба и грехи России
Издательство:
Издательство «София»
Жанр:
Год:
1992
ISBN:
5-87316-002-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Судьба и грехи России"

Описание и краткое содержание "Судьба и грехи России" читать бесплатно онлайн.



Федотов Георгий Петрович(1886 - 1951 гг.) — выдающийся русский мыслитель и историк. Его научные интересы были сосредоточенны на средневековом и древнерусском христианстве. Был близок к Бердяеву и св. Марии (Скобцовой). Защитник свободы и честности в Церкви, мысли, обществе.

Федотов  Г.П., Судьба и  грехи России /избранные статьи по философии русской истории и культуры






==122



00.htm - glava09

ЗАЩИТА РОССИИ



                Эмигранты  всех времен и народов боролись с оружием  в руках против своей родины. Афиняне  и спартанцы,  гвельфы и гибеллины, французы  Великой революции и  русские за XIX и XX столетие. Плутарх или Иловайский  прославили для нас со школьной скамьи имена великих  изменников: Фемистокла,  Павзания, Кориолана. У нас  князь Курбский и Герцен не колебались идти с врагами  России. Мы, кстати, только теперь, в изгнании, вполне  оценили значение Курбского, и Герцена для русской национальной чести. Курбский и митрополит Филипп — эмигрант и святой — одни спасают достоинство России в век  Ивана Грозного. Нравственный смысл измены, — хотя и  трагический — заключается в том, что родина не является  высшей святыней: что она должна подчиниться правде, то  есть Богу. Западная Церковь, начиная с блаженного Августина, учила о допустимости для христиан принимать участие лишь в справедливой войне. Тем самым суверенитет  отечества лишается своей абсолютности. Отсюда один шаг  до возможности и даже обязанности бороться против не  праведного, беззаконного и тиранического отечества. В  средние века, в эпоху христианской культуры, в этом не  могло быть сомнений.

                Почему же теперь для нас, и христиан, революционеров,  измена сталинской России ощущается не только как политическая ошибка, но и как моральный грех? Просто ли это  наша дурная русская привычка морализировать политику  и употреблять слово «подлец» в смысле английского «достопочтенный джентльмен»? Я думаю, что дело сложнее и  что в нас говорит опыт нового чувства России, выношенного в боли и муках последних десятилетий. Это чувство я  определил бы, за отсутствием другого слова, как чувство хрупкости России.

                Когда человек не молод и уже знает, что в мире есть

                                                                          защита россии                                                        

==123

смерть, тогда он относится к любимому существу с бережностью, непонятной для юноши и в которой постоянный  страх борется с нежностью. Все старые счеты, незаконченная распря целой жизни, смолкают пред симптомом рокового недуга. В великую войну мы впервые испугались за  жизнь России. Раньше мы могли, по политической традиции, говорить о слабости России, повторять слова о «колоссе на глиняных ногах», но в глубине души не верили  им. Россия представлялась нам несокрушимо прочной,  гранитной, монументальной, в стиле того памятника, который Паоло Трубецкой создал отходящей в вечность эпохе.  Не только консерваторы, но и революционеры — мы были  загипнотизированы Александром  III. Такую махину —  можно ли сдвинуть? Легкая встряска, удар по шее только  на пользу сонному великану. За Севастополь — освобождение крестьян, за Порт-Артур — конституция. Баланс казался недурен. Мы не хотели видеть, что сонный великан уже  дряхл и что огромная лавина, подточенная подземными  водами, готова рухнуть, похоронив под обломками не только самодержавие, но и Россию.

                Война раскрыла нам глаза. Такой войны еще не было в  истории. Впервые не правительства, не армии, а народы  стояли друг против друга. Война на истощение, в которой  не мужчины даже, а матери решают дело, вскрыла страшную слабость России. За гнилой властью, за бедной техникой мы увидели народ, который отказался защищать роди ну, народ, который сказал себе: «На что мне Россия?  Плевать мне на Россию! У меня один враг — мой буржуй,  а я и под немцами проживу». Была еще одна страна, под данные которой рассуждали приблизительно таким же образом. Это была древняя монархия Габсбургов: она не существует более.

                В то время, когда национальное сознание казалось умершим  в народе русском, все остальные народы рухнувшей Империи  переживали бурный экстаз своего национального рождения. Их пробуждение, даже самое существование многих из них, мы так же прозевали, как выветривание русского патриотизма. Нам и в голову не приходило сопоставлять национальную структуру России с Австро-Венгрией. До того мы смотрели на вещи глазами победоносцевской эпохи. 1917 год поставил нас перед вполне ре-


==124                                                      Г. П. Федотов

 альной возможностью расчленения России. Оно началось,  отторгло от России все западные окраины, но было приостановлено неожиданным  пробуждением русского революционного патриотизма.

                Для  миллионов обращенных  в нигилистическую веру  рабочих и крестьян революция оказалась если не родиной,  то центром кристаллизации нового элементарного чувства  родины. Россия, освобожденная от буржуев, мужицкая Россия была своя. Ее стоило защищать, хотя и очень еще был  слаб инстинкт самозащиты в изъеденном моральной гангреной организме. Новый советский патриотизм есть факт, который бессмысленно отрицать. Это есть единственный шанс  на бытие России. Если он будет бит, если народ откажется защищать Россию Сталина, как он отказался защищать Россию Николая II и Россию демократической республики, то  для этого народа, вероятно, нет возможностей исторического  существования. Придется признать, что Россия исчерпала себя за свой долгий тысячелетний век и, подобно стольким  древним государствам и нациям, ляжет под пар на долгий  отдых или под вспашку чужих национальных культур.

                Еще  очень трудно оценить отсюда силу и живучесть нового русского патриотизма. Он очень крепок у молодой  русской интеллигенции, у новой знати, управляющей Россией. Но так ли силен он в массах рабочих и крестьян, на  спинах которых строится сталинский трон? Это для нас  неясно. Сталин сам, в годы колхозного закрепощения, безумно подорвал крестьянский патриотизм, в котором он  теперь столь нуждается. Но и сейчас, в горячке индустриального строительства, он губит патриотизм рабочих, на  котором создавалась Советская республика. Мы с тревогой  и болью следим отсюда за перебоями русского надорванного сердца. Выдержит ли? Выдержит ли оно новое военное  напряжение, которое, вероятно, будет тяжелее прежнего,  перед лицом опасностей несравненно более грозных?

Эти сомнения еще не безнадежность: вопрос — не отрицание. В России есть силы жизни, которые энергично борются  с болезнетворными, смертоносными  процессами. Исход не предрешен до конца. Иногда кажется, что чашки весов почти уравновешивают друг друга. Тогда для нас, для жалкой  кучки эмигрантов, отрезанных от родины и даже от политического дела, может выпасть страшная роль «по-

                                                                        защита россии                                                        

==125

следней соломинки». Такой соломинкой должен ощущать себя каждый из нас. Соломинкой, которая может переломить хребет перегруженной лошади.

                Вот почему так не похоже наше время и наши споры на все исторические прецеденты и почему так бессмысленна сейчас политическая арифметика, сложение плюсов и минусов возможных результатов. Там, где одна из возможностей есть смерть России, расчеты смолкают.

                Кто не с Россией в эти роковые дни, тот совершает, — может быть, сам того не сознавая — последнее и безвозвратное отречение от нее.



==126



О ЧЕМ ДОЛЖЕН ПОМНИТЬ ВОЗВРАЩЕНЕЦ?



За последнее время вопрос о возвращенчестве приобрел новую остроту. Изменилось нечто и в самом составе  возвращенческой среды, и в отношении к ней эмиграции.  Раньше мы  знали, что в полпредство идут из эмигрантов  или люди, безнадежно измученные и отчаявшиеся, или же  просто продавшиеся. Раздумывать здесь много не приходилось. Сейчас в Россию потянулась честная молодежь, которая хочет служить родине. Среди них встречаются имена  из старшего поколения, которые мы привыкли произносить с уважением. Вместе с тем стала тоньше стена, разделяющая этих людей от эмиграции. Они появляются на кафедре в эмигрантских политических собраниях. К ним  начинают относиться, как к некоторому законному течению эмигрантской мысли.

                Эта перемена, конечно, связана с теми сдвигами, которые происходят в России. И Россия сейчас приблизилась к  нам. И Бухарина мы слушаем уже не так, как слушали бы  раньше. Ведя по-прежнему борьбу с диктатурой Сталина,  мы стараемся говорить и чувствовать, как бы находясь  внутри России. Хотим найти общий язык и в борьбе.

                Если эволюция России будет совершаться в сторону роста  свободы, то в известные моменты — для одних раньше, для  других позже — откроется возможность возвращения. Пока  все, что мы можем сказать: момент политического возвращения не наступил ни для одной из общественных групп эмиграции. Я даже думаю, что нет пока и намека на ту эволюцию,  которая бы сделала его возможным. Сталин мог изменить  коммунизму, стать черносотенцем или шестидесятником,  или, что всего ближе к истине, черносотенным шестидесятником, но одним он не грешит — пристрастием к свободе. Он с каждым  годом пока закручивает туже свой деспотический режим, меняя его направление. Ему нужны послушные слуги и холопы, а не свободные сотрудники.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Судьба и грехи России"

Книги похожие на "Судьба и грехи России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георгий Федотов

Георгий Федотов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георгий Федотов - Судьба и грехи России"

Отзывы читателей о книге "Судьба и грехи России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.