» » » » Георгий Федотов - Судьба и грехи России


Авторские права

Георгий Федотов - Судьба и грехи России

Здесь можно скачать бесплатно "Георгий Федотов - Судьба и грехи России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Издательство «София», год 1992. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Георгий Федотов - Судьба и грехи России
Рейтинг:
Название:
Судьба и грехи России
Издательство:
Издательство «София»
Жанр:
Год:
1992
ISBN:
5-87316-002-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Судьба и грехи России"

Описание и краткое содержание "Судьба и грехи России" читать бесплатно онлайн.



Федотов Георгий Петрович(1886 - 1951 гг.) — выдающийся русский мыслитель и историк. Его научные интересы были сосредоточенны на средневековом и древнерусском христианстве. Был близок к Бердяеву и св. Марии (Скобцовой). Защитник свободы и честности в Церкви, мысли, обществе.

Федотов  Г.П., Судьба и  грехи России /избранные статьи по философии русской истории и культуры/






                И, наконец, отрешаясь от всех соображений педагогической целесообразности и даже общественного блага, надо


==216                                                    Г. П.


 отдать себе отчет в том, для чего, собственно, существует  культура. Культура ли для народа или народ для культуры?  Единственный смысл существования нации — в ее творчестве: в открытой ею истине, в созданной красоте, в осуществленной или прозреваемой ею правде. Хотя сказано, что  суббота для человека, но человек — для Бога. Суббота относится к цивилизации.

                Наша  радость о Греции, наша благодарность ей за созданное ею вечное достояние омрачается, правда, мыс лью о рабстве, об узости того социального слоя, который  был носителем ее культуры. Но кому серьезно придет в  голову отказаться от этого наследия), есть в духовном  смысле отвергнуть его) лишь потому, что оно пахнет  рабством? Или от великой русской культуры, — которая  почти вся вскормлена крепостным строем? Неравенство,  в самых тяжких социальных формах, до нынешнего дня  было необходимым  условием  высшей культуры: таков  закон социального грехопадения. Лишь наше время —  впервые в истории мира — благодаря неслыханному накоплению материальных средств сделало возможным —  покамест только теоретически — культуру, построенную  если не на равенстве, то на общности, на всенародном  общении, на бесклассовом, в экономическом смысле, обществе. Это наше счастье, наша привилегия. Сумеем ли  мы воспользоваться ею? Лишь в том случае, если на почве экономического  почти-равенства сумеем создать культурное неравенство, иерархию духовной элиты. Надо постоянно повторять это, кричать об этом — в наши дни, когда не в одной России, а в половине Европы торжествующая демагогия хочет обезглавить элиту и утопить ее в красном, черном, коричневом, но, по существу, всегда сером национальном однообразии.

                3

                Создание элиты в России дело не столь безнадежное, как может показаться с первого взгляда. Прежде всего, в какой-то мере, она существует. В России работают ученые с мировым  именем. Время от времени выходят художественные издания, тонкие книги по литературе и искусству.

                СОЗДАНИЕ  ЭЛИТЫ                                 

==217                                                                                                 

Доходят изредка письма, свидетельствующие о неистребимости старой интеллигенции. Старый режим оставил большевикам  в наследство не только сотни ученых, но и тысячи  «аспирантов». Ими и по сию пору питается русская советская наука. Большинство писателей — выходцы из иной среды, дети новой России и, в смысле культуры, вряд ли  удовлетворяют строгим требованиям. Но элита или, вернее, ядро ее существует. Она рассеяна, придавлена, из мучена, лишена корпоративного сознания. Но она не только существует, она способна расти. Этот прирост ее, или ее накопление, может  совершаться из трех источников: из подрастающих  поколений старой интеллигенции, из нового правящего слоя и из народных низов.

                Мы  знаем, что многие из представителей интеллигенции, стареющей, обессиленной и уходящей из жизни, су мели, ценою героических усилий, дать своим детям образование, соответствующее требованиям  старой России. Молодежь  духовно  далеко ушла от отцов, большинство прошли  через комсомол  и через увлечение сталинским строительством, но культурный отпечаток сохранился. Сейчас они, конечно, пережили горькое похмелье. Иные сумели чудом  сохраниться и духовно. Эта молодежь и будет носительницей культурного преемства.

                Новый  правящий слой, который сформировался в России и уже резко отталкивается от народной массы, связан исключительно с государством и службой. При всем старании его внешне подтянуться и лакироваться, при всех усилиях его цивилизации, внутренне он остается совершенно варварским. Сравнение с обществом директории или наполеоновской Империи окажется далеко не в его пользу. Новые люди подчас играют в меценатов, ведут дружбу с писателями, подражая Сталину, но, конечно, ни в какой элите им  нет места. Однако они стараются дать своим детям лучшее образование: приглашают частных учителей, учат иностранным  языкам. Золотая молодежь вступает в жизнь морально развращенной, падкой на привилегии, жадной до успеха. Но по своему уровню она может быть вторым источником  для питания элиты. Влияние потомков старой интеллигенции, перелом духовной направленности может спаять их в один слой.

                Наконец, выходцы из народа. Мы знаем, что пора ра-


==218                                                         Г. П.


 венства в России прошла, что массы отброшены назад в  своем социальном быте и самосознании. Тем не менее, порыв революции для них не прошел бесследно. Тяга к знанию, к цивилизации огромна. Среди пробивающих себе  дорогу посредственностей, сильных только волчьей хваткой  или лисьей способностью к приспособлению, есть и настоящие таланты. Вспомним хотя бы об успехах музыки, о  советских певцах и пианистах. Правда, талант одно, а куль тура другое. Гениальный Шаляпин, как и очень талантливый Горький так и не могли до конца слиться с русским  культурным слоем. Но при огромном материале и строгом  отборе даже сейчас возможен приток культурных единиц  из низов. Несколько сотен из миллионов. Впоследствии  пригодная система образования значительно расширит  этот приток.

                Каким  образом из этих материалов может создаться  элита? В двух словах: путем отбора и концентрации. Культурных людей в России еще немало. Но они рассеяны, рас сыпаны в ее страшных пространствах. Погруженные в море варварства, они окрашиваются в его защитный цвет.  Лишенные общения, они обречены на бесплодие. Соберите  их, сделайте их участниками национальной беседы, и  жизнь вспыхнет, как огонь из сухого дерева под фокусом  оптического стекла. Этот отбор и концентрация могут, и  должны, происходить двумя путями: государственным и  частным. Не может не быть государственной в наше время  организации науки. В России, вероятно, нет ни одной подлинной высшей школы. Но есть Академия наук. Она раз  бухла, наводнена полуучеными и политическими агитаторами. Нужно начать с ее чистки. Очищенная, Академия и в  настоящее время будет представлять солидное ученое учреждение, — какого не было у Петра, когда он задумывал  создание науки в России. Академия без труда отберет из  700 высших (!) школ профессорские кадры для одного  университета. Другой она может обслуживать сама. Не будем бояться, что, оттягивая все лучшие силы в центр, мы обездолим  провинцию. Задача восстановления центров стоит на первом плане и должна проводиться бесстрашно. Два университета на Россию, уже сейчас, но настоящих, — это не слишком смелая мечта. Трудно найти студентов. Но здесь отбор лучших учеников производится из десятков

СОЗДАНИЕ  ЭЛИТЫ                                 

==219                                                                                                 

тысяч школ. Можно  представить себе, что такой строгий  отбор даст исключительно даровитый состав молодежи, с  которой можно начинать дело. Ее подготовка будет все-таки недостаточной. Для будущих студентов должны быть  сразу же открыты две классические школы, весьма замкнутые и привилегированные, как и первые университеты. Но  привилегии обеспечиваются исключительно знаниями  и  способностями. Через 10 лет историко-филологические  факультеты, наиболее обескровленные теперь, будут пополняться прекрасным составом слушателей, каких не имел и  наш старый демократический университет. Главное дело  университета будет состоять не в чтении популярных лекций, а в лабораторно-семинарских занятиях для подготовки будущих ученых. Неизбежно придется посылать молодежь за границу — на первое время в широких размерах —  для научного усовершенствования: Слишком долго длилась  искусственная изоляция России от Европы за десятилетия  революции. И,  прежде всего этот путь на Запад должен  быть открыт для сотен молодых ученых новой формации —  даже для тех, кто занимает в России командные места.  Большинство из них, конечно, претерпят deminutio capitis,  как и вся масса высших школ превратится в технические и  общеобразовательные курсы. Просветительная работа, количественная и экстенсивная; может не прерываться и не  сокращаться. Она лишь потеряет свои необоснованные  претензии и титулы.

                Таков государственный план воссоздания научной элиты. Захочет ли государство проводить его, мы не знаем.  Если пореволюционная власть останется в руках людей,  созданных революцией, то мы не можем ожидать от них  настоящего понимания культуры и ее задач. Культурной  элите придется, может быть, выдержать нелегкий бой — за Академию, за университет, за классическую школу. Но эта  борьба не безнадежна. Проблема качества и проблема кадров пробивают уже в России самые темные мозги.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Судьба и грехи России"

Книги похожие на "Судьба и грехи России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георгий Федотов

Георгий Федотов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георгий Федотов - Судьба и грехи России"

Отзывы читателей о книге "Судьба и грехи России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.