Фридрих Ницше - По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего"
Описание и краткое содержание "По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего" читать бесплатно онлайн.
«По ту сторону добра и зла» — этапная работа Фридриха Ницше, которая знаменует перелом в мировоззрении и, шире, во всём строе мысли, мироотношении философа, наступивший после написания книги «Так говорил Заратустра», и предваряет заключительный, наиболее интенсивный период его творчества, отмеченный подведением философских итогов истории человечества и предчувствием духовных катаклизмов века XX. Не случайно работа имеет подзаголовок «Прелюдия к философии будущего». Ницше создаёт совершенно новый, невиданный в истории мировой философии тип произведения. Уже поколение, нарождавшееся в момент написания книги, и перешагнувшее порог XX столетия в момент своего духовного становления, воспринимало её как норму духовности — «некую тревожно гудящую сирену, врывающуюся в новый век предвестием чудовищных аварий во всех сферах жизни», пугающий «дар Кассандры». В книге — отчаяние и почти восторг, предчувствие, «как недалеко, как близко уже то время, когда будет иначе!», и вера в то, что найдутся адекватные иному способы мышления «по ту сторону добра и зла».
Раздел четвёртый. Афоризмы и интермедии
63Тот, кто учитель до мозга костей, рассматривает все вещи лишь применительно к своим ученикам, — в том числе и самого себя.
64«Познание ради познания» — это последние силки, расставляемые моралью: с их помощью можно ещё раз полностью запутаться в её сетях.
65Привлекательность познания была бы невелика, если бы на пути к нему не приходилось преодолевать столько стыда.
65aБесчестнее всего люди относятся к своему Богу: ему нельзя грешить.
66Стремление унизиться, дать себя обворовать, оболгать и эксплуатировать может быть стыдливостью Бога среди людей.
67Любовь к одному есть варварство: ибо её испытывают в ущерб всем остальным. Также и любовь к Богу.
68«Я это сделал», — говорит моя память. «Я не мог этого сделать», — говорит моя гордость и остаётся непреклонной. В конце концов память уступает.
69Мы плохо всматриваемся в жизнь, если не замечаем в ней той руки, которая щадя — убивает.
70Если имеешь характер, то имеешь и своё типичное переживание, которое постоянно повторяется.
71Мудрец в роли астронома. — Пока ты ещё чувствуешь звёзды как нечто «над тобою», тебе ещё не хватает взгляда познающего.
72Не сила, а продолжительность высших ощущений создаёт высших людей.
73Кто достигает своего идеала, тем самым идёт дальше.
73aИной павлин прячет от всех свой павлиний хвост — и называет это своей гордостью.
74Гениальный человек невыносим, если не обладает при этом, по крайней мере, ещё двумя качествами: чувством благодарности и чистоплотностью.
75Степень и характер сексуальности человека достигают высочайших вершин его духа.
76В мирной обстановке человек воинственный нападает на самого себя.
77Своими принципами мы пытаемся угнетать наши привычки, либо оправдать, либо почтить, либо обругать или скрыть их; очень вероятно, что два человека с одинаковыми принципами желают достичь принципиально разного.
78Презирающий самого себя при этом всё же чтит себя как человека презирающего.
79Душа, знающая, что её любят, но сама не любящая, выказывает всю муть, осевшую на её дне: самое низкое в ней всплывает наверх.
80Разъяснившаяся вещь перестаёт интересовать нас. — Что имел в виду тот бог, который давал совет: «познай самого себя»! Может быть, это значило: «перестань интересоваться собою, стань объективным»! — А Сократ? — А «человек науки»?
81Ужасно умереть в море от жажды. Зачем же так солить свою истину, чтобы она никогда более не утоляла жажды?
82«Сострадание ко всем» было бы суровостью и тиранией по отношению к тебе, сударь мой, сосед!
83Инстинкт. — Когда горит дом, то забывают даже об обеде. — Да — но его навёрстывают на пепелище.
84Женщина научается ненавидеть в той мере, в какой она разучивается очаровывать.
85Одинаковые аффекты у мужчины и женщины всё-таки различаются по своему темпу — поэтому мужчина и женщина не перестают не понимать друг друга.
86У самих женщин в глубине всякого личного тщеславия всегда таится безличное презрение — презрение к «бабе».
87Сердце в цепях, дух свободен. — Если крепко заковать своё сердце и держать его в плену, то можно дать много свободы своему духу, — я говорил это уже однажды. Но мне не верят в этом, если, конечно, сами уже не знают этого...
88Очень умным людям начинают не доверять, если видят их повергнутыми в смущение.
89Ужасные переживания жизни позволяют угадать, не ужасен ли тот, кто их переживает.
90Тяжёлые, угрюмые люди становятся легче именно от того, что отягощает других, от любви и ненависти, и на время всплывают к своей поверхности.
91Такой холодный, такой ледяной, что об него обжигают пальцы! Всякая рука содрогается, прикоснувшись к нему! — Именно поэтому некоторые считают его раскалённым.
92Кому не приходилось хотя бы однажды жертвовать самим собою за свою добрую репутацию?
93В снисходительности к людям нет ненависти, но именно потому — слишком много презрения.
94Зрелость мужчины — это новое обретение той серьёзности в игре, которая была у ребёнка.
95Стыдиться своей безнравственности — это одна из ступеней той лестницы, на вершине которой стыдятся и своей нравственности.
96С жизнью нужно расставаться, как Одиссей с Навсикаей, — скорее благословляющим, чем влюблённым.
97Как? Великий человек? — А я всё ещё вижу лишь актёра его собственного идеала.
98Если дрессировать свою совесть, она будет целовать нас, — и когда кусает.
99Разочарованный говорит: «Я слушал эхо, а услышал лишь похвалу».
100Наедине с собою мы представляем себе всех устроенными проще, чем мы сами: таким вот образом мы отдыхаем от наших ближних.
101В наше время познающему, пожалуй, легко почувствовать себя богом, воплотившимся в звере.
102То, что любящему ответили взаимностью, вообще-то должно бы его отрезвить относительно любимого существа. «Как? Прямо-таки любить тебя — не слишком ли скромно с его стороны? Или даже глупо? Или — или —».
103Опасность счастья. — «Теперь всё служит на благо мне; теперь мила мне всякая судьба. Итак, кому охота быть моей судьбою?»
104Не человеколюбие, а бессилие их человеколюбия мешает нынешним христианам предавать нас сожжению.
105Вольнодумцу, этому «праведнику познания», ещё меньше по вкусу (претит его «праведности») pia fraus[36], нежели impia fraus[37]. Отсюда его глубокое непонимание церкви, типически свойственное «вольнодумцу», — как его несвобода.
106С помощью музыки страсти сами услаждают себя.
107Закрывать уши даже перед основательнейшим контраргументом, коль скоро решение уже принято — это признак сильного характера. Словом, то и дело проявляющаяся воля к глупости.
108Нет никаких моральных феноменов, а только моральное истолкование феноменов...
109Преступник зачастую не дорос до своего деяния — он умаляет и порочит его.
110Адвокаты преступника редко бывают настолько артистами, чтобы всю прелесть ужаса деяния обратить в пользу его виновника.
111Наше тщеславие труднее всего уязвить именно тогда, когда уязвлена наша гордость.
112Кто чувствует своё предназначение в том, чтобы смотреть, а не в том, чтобы верить, для того все верующие слишком шумливы и назойливы, — он сторонится их.
113«Хочешь расположить его к себе? Притворись смущённой».
114Непомерные ожидания, которые женщины связывают с плотской любовью, и стыд этих ожиданий заранее портят женщинам все перспективы.
115Там, где не подыгрывает любовь или ненависть, женщина играет посредственно.
116Великие эпохи нашей жизни наступают тогда, когда мы обретаем мужество переименовать наше злое в наше лучшее.
117Воля к преодолению аффекта есть в конце концов лишь воля к другому или нескольким другим аффектам.
118Есть невинность восхищения: ею обладает тот, кому ещё не приходило в голову, что и им когда-нибудь могут восхититься.
119Отвращение к грязи может быть столь велико, что оно воспрепятствует нам очиститься — «оправдаться».
120Часто чувственность опережает рост любви, так что корень остаётся слабым и легко вырывается.
121Тонкость в том, что, решив стать писателем, Бог выучил греческий, — и что он не выучил его получше.
122Иной, радуясь похвале, обнаруживает этим только учтивость сердца — и прямую противоположность тщеславию духа.
123Даже конкубинат развращён — браком.
124Кто ликует даже на костре, тот торжествует не над болью, а над тем, что не чувствует боли там, где ожидал её. Притча.
125Если относительно кого-либо нам приходится менять своё мнение, то причиняемые этим неудобства мы со всей строгостью записываем на его счёт.
126Народ — это окольный путь природы к шести-семи великим людям. — Да, — и чтобы потом обойти их.
127Наука уязвляет стыдливость всех настоящих женщин. При этом они чувствуют себя так, точно им заглянули под кожу или, что ещё хуже, под платье и убор.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего"
Книги похожие на "По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Фридрих Ницше - По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего"
Отзывы читателей о книге "По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего", комментарии и мнения людей о произведении.