С. Головин - Словарь практического психолога

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Словарь практического психолога"
Описание и краткое содержание "Словарь практического психолога" читать бесплатно онлайн.
Предлагаемый словарь содержит более двух тысяч терминов и рассчитан прежде всего на читателя, так или иначе использующего психологические знания в своей практической деятельности. Но он может заинтересовать и другие группы читателей. В отличие от большинства подобных книг, в нем значительное внимание уделяется терминам психоанализа и некоторых других направлений психологии, мало представленным в отечественной литературе, а также проективным методикам, позволяющим тонко исследовать глубинные особенности человеческой личности, ее характера и темперамента. Словарь отличается и новым подходом к тематической группировке статей.
СТРАХ СМЕРТИ — один из основных видов страха; согласно З. Фрейду, понимается как процесс, в ходе коего Я слишком широко расходует запас своего нарциссического либидо, как нечто, подобное кастрационному страху.
СТРЕМЛЕНИЕ — мотив, который не представлен субъекту в его предметном содержании, в силу чего на первый план выступает динамическая сторона деятельности. Первичное побуждение, чувственное переживание потребности и тяготение к объекту, выражающееся как влечение и желание. В зависимости от меры осознания оно как динамическая тенденция выражается в виде влечения или желания (=> воля).
СТРЕСС — понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения обширного круга состояний психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия — стрессоры. Первоначально понятие возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье), позднее оно стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.
В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются различные виды стресса, в самой общей классификации — стресс физиологический и стресс психологический. Последний подразделяется на стресс информационный и стресс эмоциональный.
Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе — при высокой ответственности за последствия решений.
Стресс эмоциональный появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр. При этом различные его формы — импульсивная, тормозная, генерализованная — приводят к изменениям в протекании процессов психических, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.
В зависимости от выраженности стресс может оказывать и положительное, мобилизующее, и отрицательное влияние на деятельность — дистресс, вплоть до полной дезорганизации. Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины появления стресса.
СТРЕССОР — разнообразные экстремальные воздействия, приводящие к развитию нежелательного функционального состояния — стресса. Различаются:
1) стрессоры физиологические — чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура, болевые стимулы, затруднение дыхания, и пр.;
2) стрессоры психологические — факторы, действующие сигнальным значением: угрозой, опасностью, обидой, информационной перегрузкой, и пр.
СТРУКТУРА — совокупность устойчивых связей между множеством компонент объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность. Представление о структуре предполагает рассмотрение объекта как системы {-> принцип системности). Конфигурация и характер связей внутри системы и есть ее структура, остающаяся неизменной при изменениях системы в определенных пределах, — например, при изменениях состава элементов.
Системно-структурный анализ процессов социальных, составляющий одну из методологических основ современного гуманитарного знания, зародился в XIX в. В XX в. он распространился на языкознание, культурологию, этнографию, социологию, другие социальные дисциплины. В психологии принцип структуры восходит к работам X. Эренфельса, описавшего структуры перцептивные (-> перцепция; действие перцептивное), относящиеся к воспринимаемому объекту в целом и не могущие быть объяснены из комбинации его элементов. Эти исследования непосредственно развивались в гештальт-психологии.
В отечественной психологии принцип структуры связывался с деятельностью предметной. Для этого принципа характерно:
1) понимание структуры как неразложимых на отдельные элементы образований, устойчиво воспроизводимых в ходе непрерывно меняющихся процессов психических; в этом смысле структуры можно рассматривать как базовые образования психики, на основе коих строятся процессы психические;
2) понимание структур человеческой психики как социально обусловленных;
3) признание наличия многих уровней структур психических, связанных иерархическими отношениями.
Переход от глубинной к вышележащей структуре характеризуется трансформациями структуры, причем глубинные структуры могут не выявляться в сознании.
СТРУКТУРАЛИЗМ — течение в психологии, воплощающее тот же подход, что обеспечил успех химии и физики: расчленение на составляющие элементы.
Восходит к В. Вундту, который интересовался структурой сознания и считал главной задачей психологии изучение элементов сознания и выявление законов, по коим образуются связи между элементами. Он и его сторонники попытались применить его в анализе осознаваемого внутреннего опыта, назвав его «мыслительной материей» и стараясь выявить и описать его простейшие структуры. Сознание было разбито на психические элементы — своего рода «атомы». Приверженцы этой элементаристской доктрины были убеждены, что основной материал сознания — ощущения, образы и чувства. Роль психологии они сводили к возможно более детальному описанию этих элементов.
Для достижения этого они применяли метод интроспекции экспериментальной — лучший, по их мнению, для психологии, отличающий ее от других наук. Но в этом методе обнаружились серьезные недостатки, да и «атомы» сознания оказались мало похожи на физические атомы, ибо склонны постоянно меняться и развиваться. Поэтому вскоре пришлось отказаться от взгляда на психологию как науку о структурах сознания, хотя в течение ряда лет он пользовался успехом.
СТРУКТУРИРОВАНИЕ — стратегия запоминания, при коей элементы запоминаемой информации связываются в целостные группы по некоему логическому основанию.
СТРУКТУРНОСТЬ — свойство восприятия объединять воздействующие стимулы в целостные, сравнительно простые структуры.
СТУПОР — состояние резкой угнетенности, выражаемой в полной неподвижности, молчаливости. Наблюдается при некоих психозах.
СТЫД — эмоция, возникающая в результате осознания несоответствия, реального или мнимого, своих поступков или некоих индивидуальных проявлений принятым в данном обществе и им самим разделяемым нормам или требованиям морали. Стыд может быть связан с поведением или проявлением черт личностных других, как правило, близких людей (стыд за другого).
Стыд переживается как неудовлетворенность собой, самоосуждение или самообвинение. Стремление избежать подобных переживаний — мощный мотив поведения, направленного на самосовершенствование, на приобретение знаний и умений, на развитие способностей. Разные люди имеют различные пороги стыда, обусловленные ориентациями ценностными, направленностью личности и связанной с ними чувствительностью к мнениям и оценкам окружающих.
Фокусируя внимание субъекта на собственных поступках и качествах, стыд способствует развитию самосознания, самоконтроля, самокритичности и считается самой рефлектирующей эмоцией (-> рефлексия). Повышая чувствительность к оценкам окружающих людей, стыд участвует в регуляции общения, облегчая или затрудняя контакты межличностные.
Стыд — эмоция, полностью обусловленная социально; он формируется в онтогенезе в ходе сознательного усвоения этических норм и правил поведения конкретного общественного строя и культуры.
СУБКУЛЬТУРА — некая относительно обособленная или же условно выделяемая по некоим критериям органическая часть общей культуры (-> культура 1).
СУБКУЛЬТУРА ДЕТСКАЯ — в широком смысле — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, реализуемых в детских сообществах данной конкретно-исторической социальной ситуации развития.
В общечеловеческой культуре субкультура детская занимает подчиненное место, но обладает относительной автономией, ибо ее основные культурные ценности передаются изустно, из «поколения в поколение» сверстников. Содержание субкультуры детской — не только актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания и деятельности, но и социокультурные инварианты — элементы различных исторических эпох, архетипы бессознательного коллективного и прочее, зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре.
Носитель субкультуры детской — детское сообщество, формируемое в силу половозрастного расслоения общества уже на ранних ступенях социогенеза и выполняющее важнейшие функции социализации ребенка (-> дифференциация половая ).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Словарь практического психолога"
Книги похожие на "Словарь практического психолога" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "С. Головин - Словарь практического психолога"
Отзывы читателей о книге "Словарь практического психолога", комментарии и мнения людей о произведении.