» » » » А. Широкорад - Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина


Авторские права

А. Широкорад - Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина

Здесь можно скачать бесплатно "А. Широкорад - Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Издательство АСТ, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
А. Широкорад - Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина
Рейтинг:
Название:
Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина
Издательство:
Издательство АСТ
Год:
2003
ISBN:
5-17-019107-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина"

Описание и краткое содержание "Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина" читать бесплатно онлайн.



ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА






Однако военные сочли третью машину лишней, и на вооружение в 1961 комплекс «Марс» был принят в составе пусковой установки С-119А и транспортно-заряжающей машины С-120А. Появление буквы «А» в заводском индексе ЦНИИ-58 означало, что машины были доработаны по результатам полигонных испытаний. В войсках они были известны под индексами 2П2 и 2ПЗ, присвоенными им ГАУ. От себя замечу, что третью машину под ядерные боеголовки придумал не Грабин, а пытались навязать «ядерщики».

На пусковой установке С-119А (2П2) паз направляющей под ведущий штифт ракеты ЗР-1 выполнен следующим образом: 1-й участок на длине 1150 мм имел нулевую крутизну; 2-й участок на длине 3000 мм имел прогрессивную крутизну с углом подъема, изменяющимся от 0° до 1°7'; 3-й участок на длине 2800 мм имел постоянную крутизну с углом подъема 1°7'.

На транспортно-заряжающей машине 2ПЗ находились две ракеты и кран, предназначенный для перегрузки ракет на пусковую установку.

Серийное производство пусковых установок и транспорт-нозаряжающих машин для комплекса «Марс» велось на заводе «Баррикады» в Сталинграде. В 1959—1960 гг. заводом было изготовлено 25 пусковых установок 2П2 и 25 транспортно-заряжающих машин 2ПЗ.

Проектирование комплекса «Луна» было начато в 1953 г. в Московском институте теплотехники под руководством Н.П. Мазурова, а полномасштабные работы — в 1956 г. В 1961 г. комплекс был принят на вооружение. Целью разработки нового комплекса было увеличение дальности стрельбы по сравнению с «Марсом», который в этом существенно уступал своему американскому аналогу «Честному Джону».

Ракета «Луна», подобно «Марсу», имела ядерную и фугасную боевые части. Дальность стрельбы с ядерной боевой частью ЗН14 составляла 32,2 км, а с фугасной боевой частью ЗН15 — 44,5 км.

Пусковая установка для ракеты «Луна» была спроектирована в ЦНИИ-58 и получила индекс С-123. Доработанный после полигонных испытаний образец был назван С-123А и получил индекс 2П16. На этапе войсковых испытаний в связи с закрытием ЦНИИ-58 доводку пусковой установки вели сотрудники КБ завода «Баррикады». Гусеничное шасси для пусковой установки (объект 906) было создано на базе ПТ-76 в КБ Волгоградского тракторного завода.

Работы над зенитным комплексом «Ворон»


Для противодействия массированным налетам американских летающих крепостей в конце 40-х годов в СССР было создано несколько типов пороховых неуправляемых ракет, прототипом некоторых стала трофейная немецкая ракета «Тайфун Р».

Наиболее совершенной стала реактивная зенитная система РЗС-115 «Ворон» с пороховыми ракетами «Стриж».

В 1950—1953 гг. для комплекса «Ворон» в ЦНИИ-58 были спроектированы две пусковые установки С-80 и С-81. Опытные образцы их были изготовлены на заводе № 232 («Большевик»). Любопытно, что «большевики» приписали себе авторство конструкций и объявили их главным конструктором не В.Г. Грабина, а Т.Д. Вылкоста. Но тогда возникает вопрос, почему в индексе пусковых установок была буква «С», а не «Б», которая входила в индексы завода «Большевик»? Кроме того, в разработке РЗС-115 принимало участие и ГСНИИ-642.

Заводские испытания опытных образцов РЗС-115 были начаты в конце 1953 г. и закончились в феврале 1954 г. В марте 1956 г. в в/ч 15644 были закончены полигонные испытания двух пусковых установок РЗС-115, завершившиеся вполне успешно.

Комплексные полигонные испытания РЗС-115 в составе радиолокационной станции орудийной наводки СОН-30, счетно-решающего прибора, разработанного в НИИ-20, и трех пусковых С-81 были проведены на НИАПе в период с декабря 1956 г. по июнь 1957 г.

Пусковые установки для системы РЗС-115 изготавливались заводом № 232 («Большевик»). В соответствии с тактико-техническими требованиями самостоятельно действующая огневая единица (батарея) РЗС-115 должна была обеспечивать выпуск около 1500 снарядов за 5—7 с. Для обеспечения этого требовалось включить в батарейный комплекс 12 пусковых установок по 120 стволов каждая с зарядным оборудованием (общий залп 1440 снарядов) и т. д.

Пусковая установка была буксируемой. На ней монтировался пакет из 120 трубчатых направляющих. Длина направляющей 3145 мм. Угол вертикального наведения от +30°

до +88°; горизонтальное наведение круговое. Максимальная скорость вертикального наведения 9 град/с, горизонтального наведения 20 град/с.

В походном положении пусковая установка перевозилась незаряженной. Вес ее составлял 12 т. В качестве тягача мог использоваться гусеничный тягач АТ-С или автомобиль ЯАЗ-214. Скорость буксировки определялась возможностями тягача.

Габариты установки в походном положении: длина (со стрелой) 9,1 м, ширина 3 м, высота 3,37 м, клиренс 390 мм.

При переходе пусковой установки из походного положения в боевое ходы отделялись. Время перехода из походного положения в боевое или обратно составляло около часа. После этого установка заряжалась, время заряжания 3—4 мин. Вес заряженной пусковой установки (без ходов) составлял 20,5 т. Время пуска всех 120 снарядов с пусковой установки регулировалось с 6 до 30 с.

В составе батареи имелся прицеп со счетно-решающей аппаратурой (ПУС), работавшей по данным радиолокационной станции СОН-30. Работоспособность ПУС по дальности составляла от 0 до 50 км, по скорости цели — до 600 м/с. Вес прицепа с ПУС равнялся 5,6 т.

Как показали испытания, радиолокатор СОН-30 уверенно автоматически сопровождал снаряд «Стриж» по всем координатам со среднеквадратичными ошибками: по наклонной дальности — до 17 м; по нормали к наклонной дальности в плоскости стрельбы — до 24 м; по нормали к плоскости стрельбы — до 21 м.

По результатам комплексных испытаний РЗС-115 руководство ПВО страны сделало следующее заключение:

«Вследствие малой досягаемости снарядов «Стриж» по высоте и дальности (высота 13,8 км при дальности 5 км), ограниченных возможностей системы при стрельбе по низколетящим целям (менее чем под углом 30°), а также недостаточного выигрыша в эффективности стрельбы комплекса по сравнению с одной — тремя батареями 130-мм и 100-мм зенитных пушек при значительно большем расходе снарядов, реактивная зенитная система РЗС-115 не может качественно улучшить вооружение зенитных артиллерийских войск ПВО страны.

На вооружение Советской Армии для оснащения частей зенитных артиллерийских войск ПВО страны систему РЗС-115 принимать нецелесообразно».

Агония и ликвидация ЦНИИ-58


После смерти Сталина в руководстве страны и военно-промышленного комплекса наблюдается перекос в сторону реактивной артиллерии. Зреет убеждение, что в будущей войне все задачи будут решаться управляемыми ракетами, а ствольная артиллерия отслужила свое. У нас стало традицией связывать эти тенденции с личностью Н.С. Хрущева. Действительно, именно Хрущев существенно ослабил наши сухопутные силы, авиацию и надводный флот. Но первым ракетоманом стал Л.П. Берия. Именно он в апреле 1953 г. отдал приказ о прекращении работ по тяжелым крейсерам проекта 82, оснащенным лучшими в мире 305-мм артиллерийскими установками СМ-31, начал свертывать другие артиллерийские программы. Хрущев убрал Берия, но во многом перенял его взгляды.

Берия руководил нашими КБ и заводами, создававшими ракетно-ядерный щит СССР. Хрущев и многие другие высшие руководители государства, к примеру, даже не подозревали, что в Советском Союзе уже есть водородная бомба, что вокруг Москвы создается мощная система ПВО «Беркут», а также крылатых ракет «Комета» и т. д.

Эти открытия настолько поразили Хрущева, что он фанатично уверовал в универсальность ядерного оружия и управляемых ракет. Определенное влияние на Хрущева оказал и Суэцкий кризис 1956 г., когда ему удалось заставить Англию и Францию прекратить боевые действия и убраться с Ближнего Востока, шантажируя их несколькими десятками примитивных ракет Р-5.

Запуск первого в мире искусственного спутника Земли 4 октября 1957 г. стал новым триумфом Хрущева и покровительствуемых им ракетчиков.

Подражая Берия, Хрущев решил сделать своего сына Сергея знаменитым ракетчиком. Но если Серго Берия был крупным ученым и руководителем производства, то Сергей Хрущев играл роль свадебного генерала при ОКБ-52 В.Н. Челомея. После гибели отца Серго Берия лишили звания, орденов и даже фамилии и отчества, но он за несколько лет сумел вновь подняться от простого инженера до главного конструктора. А Сергей Никитич после снятия отца немедленно был выброшен Челомеем из ОКБ-52. Позже Сергей Никитич эмигрировал в США и до сих пор живет там, став американским гражданином. Тем не менее столь ничтожная личность в силу своего семейного положения (он жил почти постоянно с отцом) стал одним из главных представителей ракетного лобби.

С середины 50-х гг. все наши артиллерийские КБ и заводы постепенно переходят на ракетную тематику. Так, заводы «Большевик», им. Фрунзе («Арсенал»), «Баррикады», Пермский завод № 172, ЦКБ-34 и другие для начала стали проектировать и изготовлять пусковые установки для ракет всех классов, а затем часть из них (им. Фрунзе, № 172 и др.) стали делать и сами ракеты. Некоторые артиллерийские КБ (ОКБ-172, ОКБ-43 и др.) в 50-х гг. были попросту закрыты.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина"

Книги похожие на "Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А. Широкорад

А. Широкорад - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А. Широкорад - Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина"

Отзывы читателей о книге "Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.