» » » » А. Широкорад - Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина


Авторские права

А. Широкорад - Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина

Здесь можно скачать бесплатно "А. Широкорад - Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Издательство АСТ, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
А. Широкорад - Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина
Рейтинг:
Название:
Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина
Издательство:
Издательство АСТ
Год:
2003
ISBN:
5-17-019107-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина"

Описание и краткое содержание "Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина" читать бесплатно онлайн.



ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА






Слов нет! Ведь в Финскую и Великую Отечественную войны СССР остался без 305-мм гаубиц особой мощности из-за такой же блажи Тухачевского и К°, которые в свое время потребовали переделать разборный буксируемый дуплекс Б-23 (305-мм гаубица и 203-мм пушка) в самоходные установки СУ-7. Работы шли с 1931 г. по апрель 1938 г., когда выяснилось, что 106-тонную СУ-7 не держали обычные мосты, ее не могли перевозить по железной дороге и т. д. В итоге работы пришлось прекратить. После огромных и неоправданных потерь в Финской войне у нас приступили к работам над буксируемой разборной 450-мм гаубицей Бр-23, но завершить их помешала война.

Предлагая наложить С-73 на «артсамоход типа объект 271», генерал Бульба не уточнил, во сколько это обойдется государству и сколько займет лет. А главное, что артсамоход (406-мм пушка СМ-54) был монстром, который не мог пройти по обычным мостам и под ними, не вписывался в улицы городов, не мог пройти под линиями электропередачи, не мог перевозиться на железнодорожной платформе и т. п., поэтому так и не был принят на вооружение. Другой вопрос, что пушку СМ-54 проектировало «родное» для генерала ленинградское ЦКБ-34, в том же городе на заводе «Большевик» ее изготовили, а артсамоход создали на Кировском заводе.

Риск выхода из строя крана АК-20 можно было компенсировать, введя в состав батареи С-73 два или даже четыре крана. Если выйдет из строя кран, его заменит другой. А вот если выйдет из строя двигатель артсамохода, то что делать с монстром? Ежели не устраивает проходимость крана, то его элементарно можно переставить с колесного шасси на шасси арттягача или танка. Как мог генерал Бульба не понимать, что С-73 — это не полковая и не дивизионная пушка, обязанная сопровождать наступающую пехоту! Это ведь штучное орудие! Пятьдесят 305-мм гаубиц могли за пару недель обратить в руины все доты линии Маннергейма, и Красная Армия нуждалась максимум в 100 таких дорогих и уникальных орудиях. В годы Великой Отечественной войны нужда в таких мощных орудиях возникала всего несколько раз — под Севастополем в апреле — мае 1944 г. и в 1945 г. при штурме германских городов, в первую очередь Берлина и Кенигсберга. Применение 305-мм гаубиц в нашей армии спасло бы тысячи и десятки тысяч жизней советских солдат. Соответственно у командования армии всегда бы нашлось несколько батальонов саперов и строителей для постройки приличной дороги до позиции батареи или дивизиона 305-мм гаубиц.

Тем не менее Грабину пришлось уступить генералам из ГАУ и заняться гигантскими самоходными артиллерийскими установками. На базе С-72, С-73 и С-90 в 1954—1955 гг. в ЦНИИ-58 был разработан «Большой триплекс» — 210-мм пушка С-110А, 280-мм пушка-гаубица С-111А и 305-мм гаубица на едином самоходном лафете. Технический проект самоходного триплекса был направлен в Министерство оборонной промышленности 31 декабря 1955 г.

Все было напрасно — ни одно орудие особой мощности, разработанное Грабиным, не было принято на вооружение. Пришла эпоха Хрущева и К°, которые считали, что ствольная артиллерия отжила свое.

Пушка стреляет... авиабомбами


К концу Второй мировой войны США построили огромный океанский флот, в составе которого были десятки авианосцев, линкоров и крейсеров. Для борьбы с ними в СССР с 1945 г. начали проектировать новое поколение мощных бронебойных бомб. Обычно испытания бронебойных

бомб проводились на собственных старых или трофейных линкорах, крейсерах и авианосцах. Советский ВМФ имел для этой цели гораздо меньше кораблей, чем, скажем, США. А главное, бомбежки кораблей с воздуха обходились очень дорого, да и не всегда можно было обеспечить нужные условия эксперимента.

В 1948 г. конструкторы ЦНИИ-58 предложили создать огромную пушку калибра 650 мм, стрелявшую бронебойными авиабомбами. В том же году был составлен эскизный проект такой системы, получивший шифр «0925».

Постановлением Совмина № 968-371 от 9 марта 1949 г. ЦНИИ-58 (тогда НИИ-58) было поручено разработать технический проект и чертежи гладкоствольного безоткатного орудия со сменными стволами калибра 650 мм и 400 мм, предназначенного для отстрела авиабомб по бронеплитам и бетону. В данном случае термин «безоткатное орудие» означает не орудие, не имеющее отката, как, например, динамореактивная пушка, а обычное орудие, не имеющее противооткатных устройств. Такими были, к примеру, 57-мм капонирная пушка Норденфельда и другие крепостные орудия, у которых ствол жестко связан с лафетом, а лафет — с бетонным казематом. Калибр 400 мм предназначался для 1500-килограммовых авиабомб «Альбатрос-3» и 650-килограммовых «Альбатрос-1», разработанных в ГСКБ-47 Министерства сельскохозяйственного машиностроения40.

В том же 1949 г. ЦНИИ-58 выполнил технический проект и изготовил рабочие чертежи обоих орудий. Орудие калибра 650 мм получило индекс С-76, а 400-мм орудие — индекс С-77. Тела орудий состояли из свободной трубы, сферического казенника и клинового затвора. В качестве механизмов наведения служили винтовые домкраты паровозного типа с электрическим и ручным приводами. Для досылки авиабомб и порохового заряда в камору орудия был разработан механизм заряжания. Он состоял из тележки с ручным досылателем и составных штанг, длина которых уменьшалась в зависимости от требуемой длины досылки. Заряды помещались в гильзы поддона, снабженные электрозапальными трубками. Орудия С-76 и С-77 размещались

в массивном бетонном каземате, разработанном Мосвоенпроектом ГИУ ВМС.

Однако Управление инженерно-авиационной службы ВМС и другие инстанции забраковали проект ЦНИИ-58, и до изготовления орудий в металле дело не дошло.

За решение этой проблемы взялись несколько других организаций. Так, в НИИ-13 для отстрела авиабомб была спроектирована огромная безоткатная пушка (на сей раз ДРП), но и этот проект остался на бумаге.

Техническая служба НИАПа предложила использовать для отстрела авиабомб один из стволов 406-мм пушки Б-37, валявшийся без дела на Ржевке. Стволы эти изготовили на заводе «Баррикады» еще в 1938—1940 гг. для линкоров проекта 23, которые после войны были разобраны на стапелях. На 500-килограммовую авиабомбу, имевшую максимальный диаметр 380 мм, надели специальные пояски и таким образом провели несколько стрельб на Ржевке с полигонной установки МП-10.

В августе 1951 г. в СКБ-221 (г. Сталинград) началось проектирование опытного ствола Бр-101 для испытания авиабомб БРАБ-250 и БРАБ-500. Для этой цели на заводе № 221 («Баррикады») ствол 356-мм пушки ТПШ, предназначенной для железнодорожной установки ТМ-1-14, был рассверлен до диаметра 380 мм. Канал ствола Бр-101 был гладким. В 1953 г. на Ржевке на полигонной установке МП-10 начались стрельбы авиабомбами БРАБ-500 из ствола Бр-101.

Постановлением Совмина № 2498-1031 от 29 сентября

1953 г. СКБ-221 было дано задание спроектировать, а заводу «Баррикады» изготовить 650-мм ствол для стрельбы бронебойной авиабомбой БРАБ-3000 весом 3 т. СКБ-221 успешно справилось с задачей и спроектировало 650-мм ствол Бр-105, из которого можно было стрелять трехтонными бомбами с начальной скоростью 325 м/с.

Длина такого ствола составила 24,2 м. Ствол Бр-105 предназначался для монтажа на уже упомянутом полигонном станке МП-10. Заряжание пушки авиабомбой происходило с дула с помощью специального лотка, установленного на железнодорожной платформе. Картуз с порохом досылался в камору с казенной части. Ствол Бр-105 имел поршневой затвор от 406-мм корабельной пушки Б-37. Картуз с порохом помещался в камору диаметром 464 мм. За каморой шел конус длиной около 600 мм. В конце конуса начинался гладкий цилиндрический канал диаметром 650 мм. Наружный диаметр ствола Бр-105 близок к диаметру ствола Б-37, что позволило использовать люльку орудия Б-37. Давление в канале Бр-105 было невелико — около 600 кг/см2 (59,5 МПа), эта цифра была указана заказчиком (Девятым управлением авиации ВМС) и определялась прочностью стабилизаторов авиабомб.

Изготовление ствола Бр-105 завод «Баррикады» начал в конце 1954 г., а отправили его из Сталинграда лишь 21 декабря 1955 г. Ствол был установлен на Ржевке на установке МП-10, и в 1956 г. начался отстрел авиабомб БРАБ-3000.

Пусковые установки для тактических ракет


С середины 50-х гг. в СССР создаются неуправляемые тактические ракеты ЗР-1 «Марс». Основным назначением «Марса» было нанесение ящерного удара, хотя ракета имела и фугасную боеголовку. Диаметр надкалиберной боевой части ракеты составлял 600 мм, а калибр основной части — 324 мм. Длина ракеты составляла 9040 мм, а стартовый вес 1760 кг. Максимальная дальность стрельбы была 17,5 км, а минимальная 10 км.

Постановлением Совмина СССР № 3, принятом в январе 1956 г., ЦНИИ-58 было поручено разработать пусковую и транспортно-заряжающую установки для комплекса «Марс». Главным конструктором системы был назначен Федоров, общее руководство осуществлял лично В.Г. Грабин. В 1956—1958 гг. в ЦНИИ-58 на шасси плавающего танка ПТ-76 были разработаны три боевые машины: С-119, С-120 и С-121. Боевая машина С-119 представляла собой пусковую установку комплекса «Марс», С-120 — транспортно-заряжающую машину, на которой перевозились ракеты без боеголовок. Для боеголовок со специальной (ящерной) боевой частью была создана особая транспортная машина С-121.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина"

Книги похожие на "Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А. Широкорад

А. Широкорад - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А. Широкорад - Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина"

Отзывы читателей о книге "Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.