Александра Бахметева - Полная история Христианской Церкви

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Полная история Христианской Церкви"
Описание и краткое содержание "Полная история Христианской Церкви" читать бесплатно онлайн.
Александра Николаевна Бахметева (1825–1901) – известная писательница XIX века, почетный член Общества любителей российской словесности. В своих книгах, выдержавших много изданий, она излагала события библейской и церковной истории и пересказывала их для детей.
Предлагаемая книга повествует о временах появления и укрепления Христианской Церкви на земле. Судьбы империй и правителей, войны, народные движения и трагедии ересей тесно переплетаются с историей христианского учения, которое, собственно, и стало главной движущей силой жизни человеческого общества. Книга охватывает события первого тысячелетия со времени Рождества Христова. Написанная живым и ярким языком, она дает запоминающиеся образы известных людей прошлого и подвижников Церкви.
По благословению архиепископа Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана.
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.
По римским законам, на том месте, где прошел плуг, нельзя уже было воздвигать зданий без особого дозволения сената.
89
Мученик – по-гречески «мартирос» – свидетель или свидетельствующий (о Христе). Мученичество есть одна из форм проявления христианской ревности и благочестия, необходимая в условиях открытых гонений на веру и Церковь. Угрозы и требования отречения от Христа побуждают уверовавшего следовать по пути решительного отказа от мира и компромиссов с ним, претерпевать муки и жертвовать самой жизнью своей для сохранения доброй совести и во имя свидетельства истинности Евангелия.
В первые века гонения на христиан иудеев и римских властей имели массовый характер и были крайне жестокими. Подвиг мученичества, как и подвиг апостольского благовестия, часто оканчивавшийся заточением, пыткой и смертью, являлся главным для древней Церкви. Помимо сохранения обетов верности Христу, мученичество понималось как способ уподобиться Ему, духовно усовершенствоваться, достичь святости. Именно поэтому многие, желая полнее разделить со Спасителем чашу его страданий, ненависть мира и диавола, выходили на мученический подвиг без принуждения, добровольно.
Мученичество послужило умножению славы Церкви и способствовало быстрому распространению христианства, ибо показывало нравственное превосходство христиан над противниками. Уже во II веке мучениками восхищаются, их почитают как совершенных христиан, перешедших от земли в Небесную Церковь. Церковные общины отмечают дни памяти их; на месте страданий появляются храмы и жертвенники; мощи страдальцев сохраняются как святыни.
В последующие времена подвиг мученичества уступает главное место в Церкви другому похожему подвигу – аскетическому. Очищающую и возвышающую роль, подобную страданиям от мучителей, в аскезе имеет добровольное перенесение христианином лишений и тягот аскезы как подражание смирению Сына Божия, добровольно сошедшему в земной мир греха и страдания.
На этом, однако, подвиги мученичества не прекращаются; они совершаются на протяжении всей христианской истории. Гонения на веру еретиков и нечестивых правителей пополняют церковные мартирологи (списки мучеников) новыми именами. В новейшей истории множеством мучеников отмечены годы коммунистических преследований Церкви в России. Память новомучеников и исповедников Российских отмечается в воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января (по церковному стилю).
90
Слова из увещания Иустина к эллинам.
91
Может показаться странным, что еретики так тщательно старались выдавать свои учения за христианские, когда христиане были гонимы. Но они не считали грехом отречься от веры в случае опасности.
92
Просфора квасной (поднявшийся), чистый, пшеничный хлеб, используемый при совершении Литургии. Название «просфора» означает по-гречески «приношение». В обычае древних христиан было приносить хлеб, вино и все нужное для богослужения, поэтому и самый хлеб назывался просфорой. Просфора печется круглой и состоит из двух частей – по образу двух естеств Иисуса Христа: Божественного и человеческого. На верхней части просфоры имеется печать с изображением креста и по углам его – начальные буквы Христа Спасителя 1С ХС – и греческого слова: NI-KA; это означает: Иисус Христос побеждает. Всего для первой части литургии, называемой проскомидия, употребляется пять просфор в воспоминание чудесного насыщения Христом пятью хлебами более пяти тысяч человек. Первая просфора называется Агничной, вторая – Богородичной, третья – девятичинной (в честь святых). Из четвертой вынимаются частицы за живых, из пятой – за умерших.
Для причащения употребляется одна просфора (Агнец), по слову апостола: Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемы от одного хлеба (1 Кор. 10, 17), а потому по своему размеру эта просфора бывает довольно большой, по числу причастников.
93
Марк Аврелий Антонин (26.IV.12117.III.180) римский император с марта 161 г. Из сенаторской семьи, был усыновлен по желанию императора Адриана своим дядей Антонином Пием. С 161 по 169 гг. правил вместе со своим сводным братом Луцием Вером. Вел ожесточенные оборонительные сражения на окраинах империи. Во внутренней политике стремился к согласию с сенатом, законодательному облечению положения рабов и развитию системы колоната. По своим внутренним убеждениям Марк Аврелий был убежденным сторонником философии стоиков и сам являлся видным представителем этого учения. Обращая много внимания на необходимость внутреннего самоусовершенствования, помощи ближним и признавая божественность происхождения разума, он, однако, критически относился к христианству.
94
Греческая колония Смирна (ныне Измир в Турции) была основана примерно за 1000 лет до Р.Х. севернее Ефеса в глубине залива. Легендарной основательницей города считалась амазонка Смирна. Город имел теснейшие связи с Римом, а его жители, главным образом, моряки, считали его «первым в Азии». Большая часть населения в это время исповедовала язычество, особо почитая богиню Кибелу, которую они изображали в «смирнском венке» – длинной цветочной гирлянде.
95
Азиархами назывались председатели совещательных собраний азийских областей. На них лежала обязанность распоряжаться общественными зрелищами.
96
Храм церковное строение, предназначенное для совершения Таинств, общественного богослужения и проповеди. Наиболее часто его строят в виде базилики, крестообразной или несколько вытянутой в направлении притвора — входа в храм. В последнем случае храм в плане своем бывает похож на корабль и образно именуется «ковчегом спасения».
Средняя, после притвора, часть предназначена для молящихся, алтарь – для священнодействий. В ветхозаветное время устройство храма также было трехчастным: святое святых, святилище и двор. Святое святых являлось запретной частью, за завесу которой лишь один раз в год полагалось входить первосвященнику для жертвенного кропления. Молитвы и жертвы совершались священниками и левитами в святилище; собравшийся же народ оставался во дворе храма.
Новый Завет предполагает новую близость к Богу и новое участие верующих в богослужении. Христианская жизнь, по словам ап. Павла, проникает во внутреннейшее за завесу (Евр. 6, 19); верующие же становятся царственным священством, народом святым (ср.: 1 Пет. 2, 9). В соответствии с этим, святое святых в христианском храме заменяется на алтарь, открытый для ежедневно совершаемых клиром тайнодействий; средняя часть храма святилище — отдается церковному люду. В притворе, по древним обычаям, полагается стоять кающимся и тем, кто готовится принять крещение. На возвышенном месте, называемом солеей, посреди алтаря расположен престол – духовное средоточие храмовой жизни, место совершения Евхаристии. Согласно церковным канонам, православная литургия совершается на частицах мощей святых, вкладываемых в престол или вшитых в особый плат под названием антиминс (греч. «вместопрестолие»), полагаемый на престол. Этот обычай берет начало еще с первых веков, когда местом богослужений выступали надгробия на могилах святых мучеников.
После постройки православного храма престол первоначально освящается епископом в память какого-либо святого или события, празднуемого Церковью, отчего получает название целый храм. Во многих православных церквах также имеются пристроенные с боков меньших размеров приделы (придельные храмы) со своими алтарями. Престольный праздник храма является весь малочитаемым и отмечается в церковной общине наравне с великими христианскими праздниками.
97
Возвращаясь домой после войны с Парфией (162—166 гг.), римляне занесли в империю чуму, которая свирепствовала до 189 г. Считается, что сам Марк Аврелий умер в Виндобоне от чумы.
98
Так назывался легион, состоявший из христиан, о котором мы уже говорили.
99
Евсений, Епифаний и Феодорит.
100
Евсевий, епископ Кесарийский (Памфил) (ок. 260—340 гг.) считается отцом церковной истории. Он родился в Палестине, но учился в Кесарии, был учеником Оригена и, видимо, всю жизнь сохранял уважение к его взглядам. Наиболее известен как биограф Константина Великого и автор первых серьезных и полных трудов по истории Церкви. Обладая умением угрожать власти, но будучи не всегда последовательным, Евсевий то голосует за Никейский Символ веры, то участвует в соборе, осуждающем Афанасия Великого, тайно сочувствуя арианам. Тем не менее его исторические труды заслуживают самой высокой оценки, т.к. он обильно насыщает их выписками из документов и источников, впоследствии утраченных, а также рисует портреты людей, пусть и не всегда объективные, но свидетельства о которых являются единственными. Исторический метод Евсевия оставался далеким от беспристрастности. Автор восхвалял своих покровителей и замалчивал их ложные шаги, в угоду властям он всегда был готов изменить свои взгляды и в выгодном свете истолковать те или иные исторические свидетельства. По существу, это был один из византийских придворных историков, и только характер эпохи — эпохи Константина Великого – побуждал его уделять преимущественное внимание церковной тематике. Тем не менее, нельзя отрицать важности проведенной Евсевием Кесарийским описательной и обобщительной работы. Его «История» — это самый ранний свод исторических документов и устных свидетельств о древней Церкви, на который так или иначе были вынуждены опираться все авторы. Евсевий был хорошо образован и умел придать соответствующий научный вид результатам своих исследований. Книги Евсевия заполнены выписками из документов; его церковная история представляет собой почти хрестоматию. Ввиду этого имя и наследие Евсевия Кесарийского, церковного писателя и ученого, высоко оцениваются христианской традицией.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Полная история Христианской Церкви"
Книги похожие на "Полная история Христианской Церкви" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александра Бахметева - Полная история Христианской Церкви"
Отзывы читателей о книге "Полная история Христианской Церкви", комментарии и мнения людей о произведении.