Александра Бахметева - Полная история Христианской Церкви

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Полная история Христианской Церкви"
Описание и краткое содержание "Полная история Христианской Церкви" читать бесплатно онлайн.
Александра Николаевна Бахметева (1825–1901) – известная писательница XIX века, почетный член Общества любителей российской словесности. В своих книгах, выдержавших много изданий, она излагала события библейской и церковной истории и пересказывала их для детей.
Предлагаемая книга повествует о временах появления и укрепления Христианской Церкви на земле. Судьбы империй и правителей, войны, народные движения и трагедии ересей тесно переплетаются с историей христианского учения, которое, собственно, и стало главной движущей силой жизни человеческого общества. Книга охватывает события первого тысячелетия со времени Рождества Христова. Написанная живым и ярким языком, она дает запоминающиеся образы известных людей прошлого и подвижников Церкви.
По благословению архиепископа Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана.
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.
Вскоре у христианских общин появились свои места для собраний и своя богослужебная практика. Литургия и главная часть ее – Таинство Евхаристии – совершались епископами, пресвитерами и диаконами. Помимо священнодействий, в собрании произносились молитвы, псалмы, читалось Слово Божие, пелись гимны. Ход богослужения подчинялся общему распорядку, по заповеди апостолов: все должно быть благопристойно и чинно (1 Кор. 14, 40). Видоизменяясь в отдельных чертах, этот порядок в главном был сохранен Православной Церковью до сего дня.
Помимо богослужения общественного, важной задачей христианской жизни остается частное богослужение. Оно состоит в совершении верующим домашней молитвы, несении постов и обетов, помощи ближним, смиренном принятии болезней и неудач, распространении Евангелия, согласовании практических обстоятельств и повседневных дел с общей задачей исполнения воли Божией.
67
Литургия – с греческого это слово переводится как «общее дело», «общее служение». Божественная литургия – это главное богослужение Православной Церкви, совершаемое утром или перед полуднем, отчего в народном обиходе имеет второе название – обедня.
Современный чин литургии составлен из трех частей. Первая носит название проскомидия (греч. «принесение»). В древности христиане приносили с собой в церковное собрание хлеб и вино для совершения Евхаристии. Этот хлеб так и назывался – «приношение», «просфора». Сейчас – это специально испеченные хлебы. Из просфор особым предметом – копием, напоминающим о копье, которым римский воин пронзил тело Иисуса Христа на Кресте, – вынимаются частицы и располагаются на дискосе – круглом блюде, символе неба.
Вторая часть литургии – литургия оглашенных (оглашаемых, научаемых вере). Она включает в себя ектений (от греч. «усердный», «усиленное моление»), песнопения, чтение апостольских книг Писания и Евангелия. После возгласа: «Оглашенные, изыдите!» – начинается литургия верных. В алтаре священнослужители приготавливают необходимое для совершения Евхаристии, собравшиеся поют Символ веры – исповедание важнейших христианских догматов. Во время Евхаристического Канона – важнейшей части службы – происходит претворение вина и хлеба в Святые Дары: Кровь и Тело Гоподни. Священнослужители в алтаре причащаются Святых Тайн Христовых. Затем Чаша со Святыми Дарами выносится к собравшимся людям и те приступают к ней.
О совершении в христианских общинах Евхаристии имеются очень ранние свидетельства. Древнейший из известных обрядов литургии связывается с именем св. апостола Иакова, первого Иерусалимского епископа. Состав Евхаристического богослужения, напоминающий современный, складывается приблизительно к III в. Существующий литургический чин предложен к общему употреблению св. Василием Великим. Святитель Иоанн Златоуст несколько переработал молитвы и сократил этот чин.
68
Престолом часто служили гробы мучеников, которых после смерти хоронили в катакомбах. Отсюда и происходит обычай Православной Церкви совершать Таинство Евхаристии на престоле, покрытом антиминсом с зашитыми в него частицами мощей святых.
69
Свечи являются неотъемлемой частью христианского богослужения, особенно всенощного, совершаемого вечером. Это один из древнейших символов души христианина, предстоящей и горящей пред Богом чистой и светлой верой. Образ свечи восходит к Евангельским притчам, в одной из которых Христос говорит о светильниках, которые нужно держать зажженными, имея в запасе достаточно масла (веры и добрых дел), дабы достойно встретить Жениха – Сына Божия во Втором Славном Пришествии. Этот символ, кроме всего, имеет и конкретное историческое значение: христиане первых веков, совершавшие богослужение в катакомбах, не могли обходиться без свечей. С тех пор свечи выступают как обязательный атрибут христианского богослужения.
70
Таинства Церкви – наиболее важные моменты православного богослужения; священнодействия, совершаемые Самим Духом Святым и приводящие к благодатным переменам в человеческом естестве. Таинств в практике Православной Церкви насчитывается семь. Они имеют твердые основания в Священном Писании и берут свое начало с евангельского и апостольского времени. Лишь обряд бракосочетания причисляется к Таинствам несколько позже, приблизительно с IX века.
Наиболее богато по своему внутреннему содержанию Крещение, Таинство вступления в Церковь. В Крещении человеческая природа освобождается из-под всецелой зависимости от первородного греха и закономерностей падшего мира и выходит к свободе жизни по вере и истине. В Крещении христианин получает святое имя, в честь одного из святых, который отныне становится его небесным покровителем; он трижды погружается в купель, что является тем самым загадочным рождением от воды и Духа (Ин. 3, 5), о котором упоминал Христос в беседе с Никодимом. Наконец, с крещением соединяется Таинство Миропомазания, в котором запечатлевается и просвещается Духом Святым телесный состав человека.
Второе по значимости церковное Таинство – Евхаристия, или Причащение, совершаемое за литургией. В нем человеческая природа, посредством вкушения Плоти и Крови Иисуса Христа, прикровенно соединяется с Господом. Каждая Евхаристия – это повторение Тайной вечери, на которой Христос впервые подал ученикам Свои Святые Тайны под видом вина и хлеба. Христианская жизнь, как жизнь в единении со Спасителем и Церковью, невозможна без Евхаристии. Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, – говорит Писание, – то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53).
Покаяние, или исповедь, – это Таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника. Сам Иисус Христос дал святым апостолам, а через них и всем священникам, право Его именем разрешать (прощать) грехи (Ин. 20, 22–23). Естество человека в Таинстве Исповеди сбрасывает с себя груз греха; отсекаются и прекращают свое пагубное действие в душе последствия проклятий, анафем и нарушений обетов.
Брак также есть Таинство, в котором при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз, в образ духовного союза Христа с Церковью, испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, для благословения рождения и христианского воспитания детей. Таинственным образом естество мужчины и женщины в браке соединяется в «одну плоть» – с общими чувствованиями, общей ответственностью и общей судьбою.
Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом) на больного изливается благодать Божия для исцеления его от телесных и духовных болезней. Таинство Елеосвящения иначе называется соборованием, потому что для совершения его собираются несколько священников, хотя по необходимости его может совершить и один священник. Соборованием отпускаются и врачуются грехи человека, совершенные им по неведению или забытые на исповеди.
Наконец, в Таинстве Священства поставляются новые священники и диаконы. Им передается благодать совершать Таинства и предстоять пред алтарем за народ. Самое важное действие при посвящении – это возложение рук епископа с призыванием на посвящаемого благодати Святого Духа, и потому Таинство Священства иначе называется Рукоположением. В Православной Церкви строго соблюдается принцип преемства рукоположения, идущий еще от апостолов.
71
Послания свщмч. Игнатия Богоносца.
72
Агапа (от греч. «любовь») – собрание, трапеза любви. В первые века христиане по завершении богослужения не расходились по домам тотчас, но, в подражание Тайной вечери Иисуса Христа, совершали общую вечерю (ужин). Соединившись с Господом в Таинстве Евхаристии, они предлагали пищу на общий стол и проводили время в братском общении.
Агапа не напоминала современных застолий, на которых каждый увлечен чем-то своим и говорит, о чем придется. Вечеря Господня с апостольских времен подчинялась строгому распорядку и представляла собой продолжение богослужебного ритуала. Во время ее из рук в руки передавали чашу с вином и по очереди возносили благодарения и прошения Богу.
Из-за гонений агапы было принято проводить глубоко ночью, в обстановке строжайшей тайны. В круг избранных допускались лишь те, кто подтвердил свою преданность вере Христовой. Мечтой каждого из присутствовавших было в собрании братьев по вере встретить Пришествие Господа Иисуса, которое, как верили, произойдет посреди ночи.
Прошли века и гонения завершились. Ожидания скорого конца света стали слабее. Агапа постепенно приобретала характер благотворительного действа, во время которого церковная община совершала служение нуждающимся. Лаодикийский (363 г.) и Трулльский (кон. VII в.) соборы отменяют агапы. В современной церковной практике остаются лишь отдельные напоминания о них – молитва «о плодоносящих», благословение хлебов, обычаи освящения и раздачи пасхального артоса, поминальных трапез и др.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Полная история Христианской Церкви"
Книги похожие на "Полная история Христианской Церкви" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александра Бахметева - Полная история Христианской Церкви"
Отзывы читателей о книге "Полная история Христианской Церкви", комментарии и мнения людей о произведении.