» » » » Павел Флоренский - Павел Флоренский Философия культа


Авторские права

Павел Флоренский - Павел Флоренский Философия культа

Здесь можно скачать бесплатно "Павел Флоренский - Павел Флоренский Философия культа" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство МЫСЛЬ, год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Павел Флоренский Философия культа
Издательство:
МЫСЛЬ
Жанр:
Год:
2004
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Павел Флоренский Философия культа"

Описание и краткое содержание "Павел Флоренский Философия культа" читать бесплатно онлайн.



(электронная версия книги - Флоренский П.А. - Собрание сочинений. Философия культа (Философское наследие) - 2004. Примечания в квадратных скобках соответствуют примечаниям внизу страницы бумажного издания. Примечания в фигурных скобках - примечаниям бумажной версии, вынесенных в конец книги).






Чин же церковного братотворения имеет различные изводы, но главнейшие его моменты—следующие:

1°,—постановление братующихся в храме пред налоем, на котором лежит Крест и Евангелие; при этом старший из братующихся стоит десную, младший же—ошуюю.

2°,—молитвы и ектении, испрашивающие побратимам соединения в любви и приводящие им на память церковно-исторические примеры дружбы.

3°,—связывание братующихся одним поясом, положение их рук на Евангелие и вручение им по зажженной свече.

4°,—чтение Апостола (1 Кор. 12, 27—13, 8) и Евангелия (Ин. 17, 18—26).

5°,—еще молитвы и ектении, подобные указанным в 2°.

6°,— чтение «Отче наш».

7°,—приобщение побратимов преждеосвященными Св<ятыми> Дарами,— общая чаша.

8°,— обвождение их, держащихся за руки, вокруг аналоя, при пении тропаря:

«Господи, призри с небеси и виждь...»

9°,—обмен поцелуем.

10°,—пение: «Се что добро или что красно, во еже жити братии вкупе» (Пс. 132, 1).

Иногда сюда присоединяется и обмен тельными крестами; но возможно, что он не вошел существенным элементом в чино-последовании ввиду того, что побратимы уже до брато-творения менялись крестами. Наряду с со-причащснием, этот обмен есть самый важный идейный момент чино-последования,— во-первых, как знак взаимного крестоношения братующихся, а во-вторых, как обряд, дающий каждому из «названых братьев» памятку о само-отречении и о верности другу.

Что же такое братотворение? Глубокомысленный Η. Ф. Федоров видел в нем род литургии. «Чин братотворения,— говорит он,—есть совершенное подобие литургии, он заканчивается причащением Преждеосвященными Дарами; особенности этого последования, опоясывание вступающих в союз одним поясом, обхождение кругом аналоя при пении «Призри с небеси и виждь, и посети виноград свой, и утверди, его же насади десница Твоя», не потому ли не употребляются в литургии, что стены храма служат, можно сказать, поясом, связующим всех присутствующих, а ходы церковные имеют смысл объединения в жизненном пути и в общем деле?» Эти соображения весьма замечательны. Но, в связи с ними, Η. Ф. Федоров думает, что чин братотворения выделился из литургии, как «сущность литургии оглашенных»,— тогда, именно когда жизнь церковная обмирщилась и когда союз всечеловеческий стал подменяться союзами частными. Позволительно очень и очень сомневаться в правоте такого принижения нашего чина. В томто и дело, что церковная жизнь антиномична, т. е. не заключается в рациональной формуле; и в рассматриваемом отношении нельзя свести ее ни к союзам только частным, ни всецело к союзу только общему. В том-то и дело, что и то и другое, и общее и частное, несводимое друг к другу, равно необходимы в ней и соединены в процессе жизни. Так, например, брако-сочетание,—тоже род литургии,— есть аналог общинной литургии, а не отпадение от нее, ибо нельзя же и помыслить, чтобы сперва был «групповой брак» и «общее» венчание, а потом, с обмирщением церковной жизни, началось единобрачие. Так—и с братотворением. Между тем по Η. Ф. Федорову выходит, что и брак, в числе всех прочих таинств и обрядов, должно считать выделением литургии, продуктом разложения общецерковной жизни. Явная ошибка!» (Священник Павел Флоренский. Столп и утверждение Истины. М., 1914. С. 457—460).

См. также: Никольский К, протоиерей. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885. С. 371—388; Павлов А. Номоканон при Большом Требнике. М., 1897. С. 310—313.

Из библиографических выписок Флоренского.

Братотворенне

««Воск», добываемый с церковной пасеки,—рассказывает в воспоминаниях своего детства Ε. М. Крыжановский,—шел на свечи к иконам и братерские, которые держали почетные хозяева во время пения «Херувимской» и «Тебе поем». Формы древних братств давно уже не существовало, но все расходы и дела церковные производимы были отцом не иначе, как по совещанию с старейшими и почетнейшими прихожанами, которых выдвигала громада» (далее описываются эти выдвижения громады).

Крыжановский Ε. М. Украинская деревня второй четверти нынешнего столетия по воспоминаниям детства (Собрание сочинений. Т. 1. Киев, 1890 г., стр. 538).—297.

613

На полях рукописи Огневой и машинописного экземпляра дата диктовки текста Флоренским: «1922.V.29».—297.

614

См.: Никольский К. Анафематствование (отлучение от Церкви), совершаемое в первую неделю Великого поста. Историческое исследование о чине Православия. СПб., 1879; Анафема: История и XX век/ Сост. П. Паламарчук. М.: Изд. Сретенского монастыря, 1998.—298.

615

Далее в рукописи Огневой и в машинописном экземпляре оставлено чистое место объемом более половины страницы.—298.

616

Алмазов А. И. Проклятие преступника псалмами (ΨΑΛΜΟΚΑTAR\). К истории суда Божьего в Греческой Церкви. Одесса, 1912. Пер. с греч. текста, опубликованного в данной книге, Флоренского.—298.

617

Вероятно, Флоренский цитирует на память. Ср.: «Кто близ Меня, тот близ огня; кто далеко от Меня, тот далеко от Царства»// Лопухин А. П. Не записанные в Евангелии изречения Христа Спасителя и новооткрытые изречения Его. Изд. 2-е. СПб., 1898. С. 10. Данное изречение сохранилось у Оригена на латинском языке и у Дидима на греческом языке.—299.

618

Ср. молитвы перед причащением: «Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Тайн, Господи, но во исцеление души и тела»//Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 166; «Владыко Человеколюбче, Господи, Иисусе Христе, Боже мой, да не в суд ми будут Святая Сия, за еже недостойну ми быти, но во очищение и освящение души же и тела и во обручение будущия жизни и Царствия...»— Последование ко святому причащению//Иерейский молитвослов. М., 1907. С. 272.—299.

619

родительный падеж дополнения (лат.).—299.

620

Ср.: «Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Ин. 1. 3).—300.

621

Ср.: Деян. 17, 28.—300

622

1 Кор. 15, 27—28 («...да будет Бог все во всем»).—300.

623

См.: Рим. 8, 18—25.—301.

624

Ср.: Символ веры Православной Церкви // Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. М., 1893. С. 4; Ин. 1, 3.—302.

625

На полях рукописи Огневой и машинописного экземпляра дата диктовки текста Флоренским: «1922.V.29».—302.

626

Триодион, сиесть Трипеснец [Триодь Постная]. М., 1897. Л. 74.— 303.

627

Ср. стихиру на великом освящении воды: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа // Миниа. Месяц ианнуарий. Киев, 1911. Л. 93 об.—304.

628

На полях против данного места в рукописи Огневой запись Флоренского: «Мистическая емкость воды».—304.

629

В рукописи Огневой и в машинописном экземпляре ошибочно повторен § 38 и на полях дата диктовки текста: «1922.VL4».—304.

630

В рукописи Огневой и в машинописном экземпляре цитата не дописана и оставлено чистое место. Ср.: Мф. 7, 2.—304.

631

Ср.: Иов. 20, 17.—305.

632

Екзапостиларий Святой Пасхи//Пентикостарион, сиречь Пятдесятница (Триодь Цветная]. М., 1905. Л. 8 об.—305.

633

Символ веры Православной Церкви // Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. М., 1893. С. 4.—306.

634

Ср.: Деян. 14, 16.—306.

635

Мф. 25, 6.-306.

636

На полях рукописи Огневой и машинописного экземпляра дата диктовки текста Флоренским: «1922.VL5».—306.

637

заискивание, расположение аудитории (лат.).—306.

638

узрение (лат.).—306.

639

См., например, о росписи Преображенского собора московского Новоспасского монастыря:

«В две церкви, соборную холодную и другую, теплую, с востока ведет крыльцо или всход византийско-готического стиля. Соединенная с всходом крытая паперть окружает южную и западную стены собора. Здесь встречают вас поучительные напоминания из истории древней философии, Церкви и отечества, как бы предуготовляющие к вступлению во святилище. По обе стороны каменной лестницы, в этом преддверии, на простенках видите изображения мудрецов из области еллинской древности (Roma snbterranea novissima op. Aringhi Romani. Lutetiae. P. 2, t. 1649, in f.), намекавших на истины божественного Откровения и посему еще с первых веков христианства заслуживших себе доступ в катакомбы и храмовые притворы; здесь на правой стороне: Орфей, Омир, Солон, Платон и Птолемей, а на левой Ермий, Анахарсис, Аристотель, Плутарх и Иродиан. «Таким изображением,—замечает митрополит Филарет,—отцы наши хотели выразить, что никогда языческая мудрость не восходила выше низших ступеней христианского храма (Воспоминания о посещении святыни Московской Государем наследником. СПб., 1838 г., 12.)».— Сн(егиревУ И. Новоспасский монастырь. Изд. архимандрита Аполлоса. М., 1843. С. 37—38.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Павел Флоренский Философия культа"

Книги похожие на "Павел Флоренский Философия культа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Павел Флоренский

Павел Флоренский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Павел Флоренский - Павел Флоренский Философия культа"

Отзывы читателей о книге "Павел Флоренский Философия культа", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.