Л. Гаррос - Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне"
Описание и краткое содержание "Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне" читать бесплатно онлайн.
Первая часть работы о флоте Франции во Второй мировой войне. Охватывает период до английской операции "Угроза" против Дакара. Вторая часть, публикуемая на русском языке впервые, описывает операции французского флота в отдаленных районах, операцию "Торч", самозатопление флота в Тулоне и возрождение флота. Читателю также будут интересны и приложения. Книга написана весьма тенденциозно.
© Перевод И.П. Шмелева
© Е.А. Грановский. Комментарии к 1-й части, 1997
© М.Э. Морозов. Комментарии к 2-й части
© Е.А. Грановский, М.Э. Морозов. Составление и оформление, 1997
47
Новейшие эсминцы типа "Арди". Спешка, с которой эти корабли вводились в строй, отрицательно сказалась на их боевых свойствах. Это выявилось в ходе рейда французских эскадренных миноносцев к Гибралтару 24–25 сентября 1940 г., в котором приняли участие эсминцы "Эпе" и "Флёре" (вместе с двумя кораблями типа "Адруа"). В коротком бою с британскими эсминцами "Эпе" смог сделать только 14 выстрелов, после чего бея его артиллерия главного калибра вышла из строя; "Флёре" из-за неисправности системы центральной наводки огня вовсе не открывал…
48
Из порта — ред.
49
Все три были недостроенные состоянии, относились к типу "Фьер".
50
Все эти пункты — в пределах акватории Сен-Назера.
51
По английским данным, это судно было потоплено авиацией. Погибло 3000 человек из 5800, находившихся на его борту. Всего из Сен-Назера и Нанта было эвакуировано 57.235 человек, в том числе 54.411 английских военнослужащих.
52
Автор ничего не пишет об эвакуации Бордо, т. к. эвакуация этого порта осуществлялась целиком англичанами. Общая численность личного состава, эвакуированного из портов Франции южнее Соммы, составила, по данным Р. де Бело, 191.870 человек, в том числе 144.171 англичан, 18.246 французов, 24.352 поляков, 4.938 чехов, 163 бельгийца.
53
Данные неточные и округленные в отношении эсминцев и подводных лодок. Миноносцы не учтены вовсе. Реально к 10 июня 1940 г. Италия располагала 3 линкорами (еще 3 в высокой степени готовности на верфях), 7 тяжелыми, 12 легкими, 2 учебными крейсерами, 59 эсминцами, 67 миноносцами и 116 подводными лодками.
54
Подводная лодка "Монж" была потоплена англичанами 8 мая 1942 г. в районе Диего-Суареса, о. Мадагаскар. В данном случае имелась в виду подводная лодка "Морс", 15 июня 1940 г. подорвавшаяся на минах у Сфакса. Весьма странно, однако, что подобного же рода ошибка присутствует и в таком солидном официальном издании, как "Les Flottes de Combat" за 1940 г., где подводная лодка "Монж" уже значится погибшей.
55
По данным более поздней книги Л. Мораро "L'Aeronautique Navale Francaise IX.39 — VI.40", французская морская авиация уничтожила в общей сложности четыре итальянских самолета, все типа CR.42, сбиты 16 июня истребителями эскадрильи АСЗ. По итальянским данным, в ходе боевых действий против Франции в июне 1940 г. ВВС Италии потеряли 5 бомбардировщиков и 5 истребителей.
56
В этой операции вместе с названным французским кораблем принимали участие британские легкие крейсера "Орайон" (флаг вице-адмирала Тови), "Нептьюн", эскадренные миноносцы "Стюарт", "Декой", "Дэйнти" и "Хейсти".
57
Фамилия командира крейсера "Кольбер" в тексте оригинала не указана. Список кораблей, принявших участие в набеге на Геную и Вадо, и имена их командиров, Гаррос, вероятно, подчерпнул у Бело, у которого "КольБер", вообще, по какой-то причине пропущен. Гаррос исправил эту ошибку, но остался без фамилии командира крейсера.
58
Из этого видно, что данная операция была проведена вовсе не "в отместку за бомбежку Тулона", как ранее утверждает автор, поскольку итальянские самолеты начали бомбить Тулон с 12 июня, а набег на Вадо и Геную был первоначально намечен на 11-е число.
59
В районе Гренобля — ред.
60
Л. Гаррос явно преувеличивает опасность. В Алжире и Тунисе было достаточно сил и снабжения, чтобы противостоять размещенной в Триполитании итальянской 10-й армии. Немецкого вторжения в Северную Африку, как следует из нижеследующего примечания, первоначально не планировалось.
61
Автор несколько "забегает вперед". Главнокомандующий ВМС Германии гросс-адмирал Редер предложил Гитлеру перенести основные действия против Англии на Средиземное море лишь после того, как Гитлер "отложил на неопределенный срок" претворение в жизнь плана "Морской лев", а именно в октябре — ноябре 1940 г. Однако, несмотря на посылку в феврале 1941 г. в Африку германских войск, Гитлер так никогда и не сделал этот театр военных действий главным.
62
Скорее, наоборот. Французы, в итоге, не смогли сохранить ни то, ни другое. В июне 1940 г. Гитлер дал Франции лишь отсрочку, с которой покончил, как только ситуация на Средиземном море стала угрожающей для Германии.
63
Сомнительно, что отказ Франции от выполнения союзнических обязательств и возможная перспектива захвата немцами французских кораблей могли вызвать у англичан иную реакцию.
64
Оккупация 2/3 территории страны и почти полный роспуск ее вооруженных сил позором, очевидно, не считались.
65
Иными словами, французы дожидались, пока победу над Германией одержат другие нации.
66
Очевидно, что суть англо-французского конфликта сводилась примерно к следующему. Потерпев поражение от Германии, Франция перестала следовать своим обязательствам, данным на заседании союзнического [50] верховного военного совета 28 марта 1940 г. С этого момента каждая из держав стала "играть сама за себя". Одним из важнейших "козырей" во французской "игре" был флот. В июне 1940 г. французы использовали факт наличия большого боеспособного флота для того, чтобы сохранить свою государственность и значительную часть территории, а в дальнейшем, возможно, надеялись разменять на какие-то новые уступки со стороны Германии. Обещания Дарлана, что флот не попадет в руки противника, равно как и его более ранние заявления о "блестящем акте неповиновения", в этой "игре" уже не имели никакого значения. Англия, со своей стороны, стремилась не допустить попадания этого флота в руки противника и заставить французов продолжить борьбу против немцев, а, по сути, пыталась сорвать перемирие, что привело бы к занятию германскими войсками всей территории европейской Франции, переходу ее колоний под контроль англичан и вливанию остатков французской армии и флота в ряды британских вооруженных сил.
67
Опасения британского правительства кажутся нам вполне обоснованными. Можно ли было, вообще, верить французам, не сдержавшим обещания не вступать в сепаратные переговоры с противником, а тем более Гитлеру, который уже не раз демонстрировал свое пренебрежительное отношение к соблюдению международных договоров?
68
Кроме вышеназванных кораблей, по данным Ю. Ровера, в ходе операции "Катапульта" в британских портах было захвачено также 3 вспомогательных минных заградителя, 16 морских охотников, 7 торпедных катеров, 98 вспомогательных тральщиков и сторожевых кораблей, 42 буксира и других портовых судна, 20 траулеров.
69
Forces Navales Francaises Libres, сокращенно — FNFL
70
Крейсер "Сюффрен" указан ошибочно. Этот корабль находился в Александрии в составе соединения "X".
71
Странно, что в этом списке нет подводной лодки "Рюби", которая с 8 сентября 1940 г. стала снова действовать против немцев в Северном море, причем с французским экипажем под командованием капитана 3 ранга Кабанье. Часть кораблей была укомплектована моряками других национальностей. В частности, миноносец "Бранльба" (затонул 14 декабря 1940 г. во время шторма) был включен в состав британского флота и имел английский экипаж; эсминец "Ураган", охотники "Ch 11" и "Ch 15" некоторое время служили под польским флагом. По утверждению Ж. Мордаля (в польcкой литературе этот факт отрицается), поляками были также укомплектованы охотники "Ch 6" и "Ch 7", потопленные 11 ноября 1940 г. германскими миноносцами в Ла-Манше.
72
"Мекнес" — пароход, на котором перевозились французские репатрианты. Потоплен 25 июля 1940 г. германским торпедным катером "S 27". Из 1100 пассажиров этого судна 400 погибло.
73
Имеется в виду факт затопления французского флота в Тулоне 27 ноября 1942 г. при угрозе захвата их немцами. Предложенный автором способ оценки ситуации "задним числом" является далеко не самым достойным, тем более, что английский опыт захвата французских кораблей, действительно, говорил об обратном. Но даже, если обратиться к опыту Тулона, можно увидеть, что затопление корабля в мелководной гавани, само по себе, не исключало их последующего использования противником. Из числа французских кораблей, легших на дно в Тулоне и Бизерте 27–30 ноября 1942 г. в флотах держав "оси" позже служили лидеры "Лион", "Тигр", "Эндомтабль", миноносцы "Бомбард", "Помон", "Ифиджени", "Байонез". Далеко продвинулись восстановительные работы на многих других кораблях, в частности крейсерах "Ла Галиссоньер" и "Жан де Вьен". То, что эти корабли не были введены в строй, является более следствием слабости итальянской промышленности, нежели "заслугой" французских моряков.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне"
Книги похожие на "Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Л. Гаррос - Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне"
Отзывы читателей о книге "Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне", комментарии и мнения людей о произведении.