» » » » Игорь Скарбек - За Тридевять Земель


Авторские права

Игорь Скарбек - За Тридевять Земель

Здесь можно скачать бесплатно "Игорь Скарбек - За Тридевять Земель" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Исторические приключения, издательство Молодая гвардия, год 1988. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
За Тридевять Земель
Издательство:
Молодая гвардия
Год:
1988
ISBN:
5-235-00011-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "За Тридевять Земель"

Описание и краткое содержание "За Тридевять Земель" читать бесплатно онлайн.



Легенды и были Нового Света, увлекательные приключения на суше и океанских просторах, сложные перипетии соперничества различных государств на Американском континенте, героическая борьба свободолюбивых индейцев за свою независимость ждут читателя занимательного исторического повествования, в основу которого положена не только богатая авторская фантазия, но и обширный документальный материал. Автору удалось воссоздать яркие образы наших соотечественников-землепроходцев, запоминающиеся картины жизни и быта Русской Америки, которой посвящена основная часть книги.

Богато иллюстрированная книга адресована массовому читателю. Издание подарочное.






* * *

Золото, сыгравшее недобрую шутку с Иоганном Августом Суттером, обратилось настоящей трагедией для туземных жителей Нового Альбиона. Судьба калифорнийских индейцев, особенно после открытия золота, глубоко трагична: они нещадно истреблялись, спаивались «огненной водой радости», изгонялись с мест исконного обитания, а вигвамы и типи их предавались огню. Доведенные до последней степени отчаяния матери убивали своих детей, оберегая их тем самым от грядущих ужасов. Вокруг Коломы вырос целый Город Повешенных, где на красноствольных чагах покачивались тела линчеванных винтунов, помо, мивоков, ваппо... Все это привело к упадку их самобытных культур. Катастрофически сократилась численность краснокожих.

С 1860 по 1890 год колонисты западных территорий при поддержке регулярных войск экспроприировали земли индейских племен. Многие из потомков первопоселенцев Америки были истреблены, уцелевшие выселены в резервации, территории которых, как правило, непригодны не только для земледелия и скотоводства, но и для самой жизни. Открытые выступления обреченных на вымирание туземцев топились в крови. Сейчас в Соединенных Штатах проживает 827 тысяч индейцев — это все, что осталось от многомиллионного коренного населения Америки, обитавшего на Четвертом континенте ко времени открытия его Колумбом, от 400 племен, говоривших на двухстах различных языках.

В 1976 году «Нью-Йорк таймс» писала: «Мы все еще убиваем индейцев, но не пулями, а еще более постыдным и беспощадным оружием уничтожения — бедностью, голодом, болезнями и полным безразличием к их судьбе».

Впрочем, что касается оружия уничтожения...

Известный афоризм генерала Шеридана: «Единственно хороший индеец — это мертвый индеец» — для некоторых в Америке не потерял смысла и по сей день. «Единственный способ иметь дело с движением индейцев — это перестрелять их лидеров» — таково мнение губернатора Южной Дакоты Уильяма Джэнлоу, высказанное уже в наши дни. И это, увы, не пустые угрозы...

Кровью коренных обитателей Нового Света писана история американских индейцев с тех самых пор, когда вошли они в соприкосновение с «высокой цивилизацией», замешенной на лицемерии и жестокости...

* * *

Спустя год после открытия Нового Эльдорадо император Николай I высочайше рекомендовал Российско-Американской компании «заняться, по примеру других частных лиц, добыванием золота в Калифорнии». Однако было уже поздно — все права Компании в Новом Альбионе были давным-давно утрачены... А в 1867 году Русская Америка и вовсе потеряла на географической карте свои прежние цвета. Полтора миллиона квадратных километров земли российской — Аляска и Алеутская островная гряда в 150 островов, протяженностью более 1600 километров — проданы были Соединенным Штатам за 7200 тысяч американских долларов (то есть по два цента за акр).

Тайна секретных переговоров российского двора с представителями американского правительства, начатых еще в 50-х годах XIX столетия и закончившихся 3 марта 1867 года подписанием соответствующей конвенции, не раскрыта и по сей день. Известно только, что в Санкт-Петербурге во время совершения сего акта в императорском кабинете Зимнего дворца со стороны России, помимо Александра II, присутствовал один лишь министр иностранных дел, светлейший князь Александр Михайлович Горчаков, получивший в том же году место государственного канцлера. Известно также, что в феврале 1867 года российский посол в США барон Эдуард де Стокл прибыл в Америку с инструкциями из Санкт-Петербурга, касающимися продажи Аляски. В последних числах марта 1867 года он вел переговоры по этому вопросу со статс-секретарем Вильямом Дж. Стюартом. 30 марта продажа-покупка состоялась, соглашение было подписано, печати приложены, и в 4.00 часа утра договор был направлен президенту США Эндрю Джонсону. 9 апреля того же года состоялось официальное голосование в конгрессе, и вопрос о покупке был решен положительно 27 голосами против 12; иными словами, с превышением одного лишь голоса сверх требующихся двух третей. Еще известно, что только за период с 1868 по 1890 год, то есть еще до открытия золота на Аляске и развития там интенсивного рыболовного промысла, доходы США почти в пятнадцать (!) раз превысили затраченную на ее покупку сумму.

Говоря об объективных причинах продажи Русской Америки, прежде всего надлежит отметить следующие.

Во-первых, недальновидная политика России, выразившаяся в недооценке места Дальнего Востока и Русской Америки в жизни страны.

Во-вторых, вопрос о Русской Америке был предрешен еще в конце 50-х годов XIX столетия, когда Россия возвратила себе Приамурье, Сахалин и приобрела Приморье. Именно это существенно повлияло на быстрое решение вопроса о продаже. Вопрос стоял тогда не о целесообразности этого акта, а лишь о том, кому — Англии или США — было выгоднее уступить эти территории по политическим соображениям.

И наконец, в-третьих: сыграло роль и то обстоятельство, что правительственная казна, отягощенная международными событиями в Европе, не могла предоставить средства для развития хозяйства и обороны Русской Америки. И не случайно потому правительство не объявляло себя хозяином сих земель, предоставив эти «фиктивные права» Российско-Американской компании.

Впрочем, даже принимая во внимание все эти причины, нельзя не признать, что стратегическое значение утраченных территорий было безмерно. И это прекрасно понимали еще тогда американские лидеры. «Аляска,— писал в представлении конгрессу председатель Государственной комиссии по иностранным делам США Н. Бенкс,— является ключом к Тихому океану и вместе с островами образует плацдарм для США на Тихом океане, который обеспечит триумф цивилизации. Это будет американская цивилизация, американская судьба для 600 миллионов человек».

Главное правление Российско-Американской компании узнало о сделке, лишившей ее всей Русской Америки, буквально на следующий же день из санкт-петербургского издания «Дипломатического ежегодника», где была опубликована конвенция. Таким образом, была решена судьба и самой РАК, упраздненной в том же году.

Ко времени ликвидации Компании в 45 поселениях Русской Америки проживало уже более двенадцати тысяч российских подданных, не считая пятидесяти тысяч индейцев. Конвенция оговаривала право российских поселенцев «на сохранение религии и выбор гражданства». Из российских официальных учреждений на Американском континенте после 1867 года осталась лишь Русская православная церковь: продолжали существовать три миссии — Юконская, Нуша-гакская и Кенайская... (теперь на Аляске 84 православных прихода). «Русская церковь выполнила огромную задачу на Аляске, поскольку в ее руках находилось все дело народного образования,— писал в «Летописи Аляски» известный советский публицист Сергей Марков.— В миссионерских школах обучались грамоте тысячи обитателей Аляски, причем для туземцев начальное обучение было обязательным. Стихи Пушкина и Некрасова читали на Юконе. ...В хижинах эскимосов, в деревянных домах юконских индейцев читались: «История об Илье Муромце», московские песенки, гоголевский «Тарас Бульба», домашний лечебник, или сонник».

* * *

Вслед за регулярными частями Северо-Американских Соединенных Штатов на Аляску хлынули разного рода предприниматели и политиканы, авантюристы и проститутки, карточные шулера и спекулянты всех мастей. Некоторым удалось недурно поживиться с самого начала. Так, некто X. М. Хутчинсон из Новой Англии ухитрился скупить у РАК за совершеннейший бесценок бесчисленное количество всего того, что было слишком дорого вывозить в Россию, как-то: овчинные тулупы, медь, олово, чай, ром...

17 июля 1897 года с парохода «Портленд», причалившего в порту Сан-Франциско, сошли на берег шестьдесят восемь рудокопов, прибывших из Аляски. Они привезли с собой полторы тонны золота, добытого ими на легендарном Клондайке. И здесь повторилась история Калифорнии. Многотысячные толпы старателей ринулись на Аляску. Уже к 1920 году там было добыто золота на фантастическую сумму — 320 миллионов американских долларов! Однако так же, как и в Калифорнии, открытие золота на земле бывшей Русской Америки не было первооткрытием: еще в 1842 году В. М. Головнин доносил в Адмиралтейств-коллегию, что «на Кенайском берегу положительно доказано присутствие золота»; в 1851 году на корабле «Ахта» в Россию с Аляски было доставлено два пуда золота с сообщением, что «у горы Святого Ильи найдены золотые самородки»; в 1860 году золото было обнаружено на реке Фрезер; а в 1862 году — на юго-востоке Аляски, у истоков реки Стикин... Но, по бездарности российского правительства, дело дальнейшего развития не получило...

* * *

Следы далеких времен российского присутствия на Северо-Американском материке остались и в памяти людской, и во многих географических названиях, и в языковом словаре туземных обитателей. На земле бывшей Русской Калифорнии доныне сохранились: селение Кусково (у залива Бодега-Румянцева), ранчи Хлебникова, Костромитинова и Черных, Русское ущелье, речка Славянка-Русская, Русский ключ, Русская горка, Русский овраг, гора Счастья-Шаста, гора Святой Елены да добрых полтора десятка других. Есть в штате Калифорния несколько городков, носящих хорошо знакомые нам имена: Новгород, Севастополь, Москва... И теперь среди индейцев можно встретить потомков тех, что ведут свою родословную от русских промышленных (ведь почти все они приезжали в Америку без жен); наверное, кое-кто из наших современников был бы теперь немало озадачен, узнав, что в его жилах течет кровь помо, мивоков или ваппо... Индейцы окрестных селений и резерваций и поныне употребляют в повседневном обиходе такие слова, как: ложка, кошка, вино, яблоко, табак, нос, хмель, молоко, порох, пшеница, чулки; а также немного искаженные: карашо — хорошо, ого — огонь, чайо — чай, ицо — яйцо, водки — водка, супо — суп, тополо — топор, цивиты — цветы, паладок — платок, камзулу — камзол или пиджак, каве — кофе, пистола — пистолет, дьяволу — диавол, сапату — сапоги, печка — кирпич, имех — мех, поскудо — нехороший и так далее. Еще более подобных следов российского присутствия сохранилось на Аляске. Здесь имеются: и Русская Миссия — Рашен Мишен, и Русские горы, и Русская река на Кенае, и селения: Узенькое, Низина, Никишка... По словам нынешнего епископа Аляскинского Григория, «добрая половина селений, городов, морей, рек и озер на Аляске носят русские названия. Так что Аляска как бы не совсем американская страна...». Американский историк К. Г. Стоун полагает, что на Аляске — до полусотни населенных пунктов, основанных на местах бывших российских поселений, редутов, одиночек. В Ситхе, на бывшем острове Баранова, построен замок, носящий имя славного землепроходца, его же именем названы аллея и одна из улиц; а в местной ресторации, устроенной на старорусский манер, подают коктейль и мороженое «а-ля Баранов»... Исследователи полагают, что в языке некоторых местных племен и народностей, чьи предки долгие годы проживали бок о бок вместе с россиянами, более тридцати процентов слов имеют русское происхождение. Среди местного населения Аляски и Калифорнии, и не только русских американцев, но алеутов, креолов, индейцев, эскимосов, воспринявших православные обычаи и обряды, и поныне можно услышать русскую речь, столь милые нашему сердцу русские песни...


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "За Тридевять Земель"

Книги похожие на "За Тридевять Земель" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Игорь Скарбек

Игорь Скарбек - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Игорь Скарбек - За Тридевять Земель"

Отзывы читателей о книге "За Тридевять Земель", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.