» » » » Леонид Левитин - Узбекистан на историческом повороте


Авторские права

Леонид Левитин - Узбекистан на историческом повороте

Здесь можно скачать бесплатно "Леонид Левитин - Узбекистан на историческом повороте" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Узбекистан на историческом повороте
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Узбекистан на историческом повороте"

Описание и краткое содержание "Узбекистан на историческом повороте" читать бесплатно онлайн.








В Мавераннахре города возникали и развивались не во владениях светских феодалов, а на землях, считавшихся государственными. Здесь изначально имелись эффективные возможности отладить жизнь городов непосредственно, минуя городское самоуправление. И все же... В Бухаре, Самарканде, Хиве, Ташкенте существовали квартальные организации населения, ремесленные и торговые корпорации, прогрессивный потенциал которых недооценивать никак нельзя.

Жилой квартал среднеазиатского города, начиная с раннего средневековья, был явлением чрезвычайно своеобразным. К нему только условно может быть применен термин "квартал". В современном европейском понимании квартал - это группа домов, обычно занимающих плошадь более или менее правильной прямоугольной формы, ограниченную со всех четырех сторон улицами. В среднеазиатском городе улица, наоборот, соединяла живших на ней людей, была сердцем, сердцевиной квартала. Квартал включал в себя все дома, стоящие по обеим сторонам улицы и в отходящих от нее переулках и тупиках. Квартал был ячейкой города не только в территориальном отношении, он являлся административной единицей, с которой имели дело городские власти, действовавшие через старшин кварталов. По составу населения махалля были неодинаковы. В Бухаре, например, в отдельных махалля, а иногда в нескольких соседних, наблюдалась тенденция к образованию компактных однородных групп соплеменников или земляков, переселившихся откуда-нибудь в Бухару, или тенденция к некоторой концентрации ремесленников одной специальности, составлявших во многих махалля большую часть жителей. Наряду с этим имелось много махалля, где селились ремесленники разных специальностей или же они проживали смешанно с другими слоями населения: торговцами, духовенством, знатью. Вперемешку с основным суннитским населением жили шииты.

Неоднородным было население махалля и в социальном отношении: в одном квартале жили богачи и бедняки, знать и простой народ, "ходжи" и "карача" ("чернь"). В некоторых кварталах было много представителей военно-служивого сословия, принадлежащего к привилегированным слоям. Обычно это были семьи узбеков, приехавших в город из тех районов, на которых лежала повинность поставлять воинов - нукеров.

При всей неоднородности жителей махалля - классовое неравенство, отсутствие профессиональных отношений - они были объединены в общину, соединены личными связями, общими интересами и обязанностями, участием в общих делах. Общинный уклад жизни махалля породил систему самоуправления. Возглавлял махалля выборный старшина (аксакал). Как свидетельствуют различные источники, к выборам аксакала и его помощников во все века относились очень серьезно, понимая, что неудачные избранники причинят общине много неудобств и неприятностей. Аксакал являлся официальным представителем махалля перед городскими властями и потому должен был утверждаться ими.

Имея глубокие корни в истории, организуя и направляя течение повседневной жизни народа, махалля породил стройную этическую систему, основанную на демократических устоях. Это непоколебимые временем правила взаимопомощи, гостеприимства и уважения к старшим, равенство всех членов общины. Ни один житель махалля не чувствовал себя одиноким, он всегда мог рассчитывать не только на участие и моральную поддержку, но и на необходимую материальную помощь. Словом, речь идет о прекрасных традициях коллективизма и кооперирования. Об этих и многих других интересных фактах можно узнать у самых разных авторов (к примеру, Де Клавихо Р.Г. Дневник путешествия ко двору Тимура в Самарканд в 1403-1405 гг. Сб. отделения русского языка и словесности Академии наук. - СПб. 1881. Т. 28). Не берусь перечислить более серьезных исследователей. Это дело историков. Сошлюсь только на Айни (настоящее имя Садриддин Саид-Муродзода, 1878-1954), таджикского писателя и ученого. В романе "Дохунда" и художественно-автобиографической книге "Воспоминания" дореволюционная жизнь в махалля отражена с этнографической точностью.

Советская власть, выступавшая против многих традиционных узбекских социальных структур, в борьбе с махалля вынуждена была отступить. Махалля оказался этой власти не по зубам. В 1932 г. вышло "Положение о махаллинских комитетах в городах Узбекистана". В 1938 г. атаки на махалля были приостановлены вообще. Решение было принято такое: они должны сосуществовать с новыми социалистическими структурами, дополняя их.

Исламское Возрождение

Некоторые исследователи ислама уподобляют его океану, в том смысле, что цунами, начавшееся на одном его берегу, обязательно отзовется на другом. Думаю, что если и сравнивать ислам с океаном, то не с обычным земным, а с неким фантастическим солярисом, концентрирующим в себе громадную энергию созидания и разрушения. Громадные волны этого океана не стихийно, а, напротив, очень целенаправленно накатываются сегодня друг за другом на богатую нефтью и газом мусульманскую Среднюю Азию, на ведущую страну этого региона Узбекистан, одно из самых исламизированных государств мира. Уже в восьмидесятые годы, еще находясь в составе СССР, Узбекистан был так или иначе вовлечен в глобальные процессы, связанные с Исламским Возрождением.

Итак, что же такое Исламское Возрождение? В чем его суть? Какие факторы вызвали его к жизни? По-видимому, чтобы лучше понять этот глобальный процесс, его надо рассматривать как часть еще более широкого процесса, начавшегося во второй половине ХХ в., который можно условно назвать "утверждение Азии". В то время как в странах Восточной Азии (Японии, Южной Корее, Сингапуре, Таиланде, Малайзии, Тайване, Китае) успешно осуществлялись модернизация и экономическое развитие, все большее число мусульман стали обращаться к исламу как к источнику их идентичности, смысла жизни, легитимности, развития, власти и надежды. Это выразилось в лозунге "Ислам - это решение" (John L. Esposito. The Islamic Threat: Myth or Reality. - N. Y. 1992. S. 1992).

Уже в начальной своей фазе Исламское Возрождение по охвату и глубине воздействия стало приобретать мировое значение. С.Хэнтингтон спрашивает сам себя: "Почему Исламское Возрождение надо писать с заглавных букв?" И отвечает: "Основанием является исключительно важная историческая значимость этого феномена, затрагивающего одну пятую (или более) всего человечества". Он продолжает: "Этот феномен не менее значим, чем Американская революция, Французская революция, Октябрьская революция, которые всегда пишутся с заглавной буквы" (Der Kampf der Kulturen. S. 168, 551-552).

Исламское Возрождение в самом общем смысле можно охарактеризовать как признание технической культуры Запада и отвержение его духовной культуры. Вот что писал один из ведущих исламских идеологов Саудовской Аравии Бандар бин Султан в 1994 г.: "Иностранный импорт хорош, если он выражается в телевизорах и компьютерах, других технических вещах. Однако нематериальные, социальные и политические институты, которые иногда пытаются импортировать с Запада в исламские страны, могут быть смертельны. Об этом свидетельствует падение шаха Ирана. Ислам для нас не одна лишь религия, но и образ жизни, несовместимый с западным" (Bandar bin Sultan. - New York Times. 10.07. 1994. S. 20).

Движущей силой Исламского Возрождения является исламский фундаментализм, который зачастую воспринимается только как политический ислам, хотя в действительности это компонент во всеохватывающей системе идей, практике и риторике, направленных на коренной поворот в жизни народов мира, приверженных исламу.

"В своих политических манифестациях Исламское Возрождение имеет определенное сходство с марксизмом, с его святыми текстами, с его видением совершенного общества, с пониманием путей фундаментального поворота в общественной жизни, включающего в себя переход от реформ к насильственной революции и свержению господствующей власти, исключение из жизни многообразия мнений и суждений, а в конечном счете и массовый террор как действенный инструмент достижения целей" (Samuel P.Huntington. Der Kampf der Kulturen, S. 170).

Многие западные исследователи проблем исламского фундаментализма еще более резки в оценках его политической, точнее даже, внешнеполитической идеологии. Профессор политических наук Будапештского университета Петер Харди по этому поводу пишет следующее: "Исламский фундаментализм соединяет в себе религиозные, этические и политические черты и выступает в качестве международной угрозы демократии. В этом отношении он не отличается от национал-социализма и коммунизма. Схожесть лежит в притязаниях на универсальную истину и универсальные средства ее достижения, в готовности утверждать в мире правильность этого своего убеждения при помощи оружия, в идеологически мотивированном терроризме" (Peter Hardi. Vom Kommunismus zur Demokratie, in: Demokratie am Wendelpunkt. - Berlin: Siedler Verlag. 1996).

В мусульманских странах отмечается рост исламски ориентированных правительств, организаций, банков, благотворительных учреждений и учебных заведений. Правительства, как и оппозиция, обращаются к исламу для того, чтобы усилить свой авторитет и завоевать поддержку масс даже в секуляризированных государствах, таких, как Турция и Тунис. И там власть не может не считаться с потенциальной силой исламского самосознания и поэтому проявляет чувствительность и заботу в отношении повседневных вопросов исламской жизни.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Узбекистан на историческом повороте"

Книги похожие на "Узбекистан на историческом повороте" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонид Левитин

Леонид Левитин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонид Левитин - Узбекистан на историческом повороте"

Отзывы читателей о книге "Узбекистан на историческом повороте", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.