Леонид Левитин - Узбекистан на историческом повороте
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Узбекистан на историческом повороте"
Описание и краткое содержание "Узбекистан на историческом повороте" читать бесплатно онлайн.
Федерико Майор, генеральный секретарь ЮНЕСКО, сказал об Узбекистане: "В этой стране есть такие красивые и неповторимые памятники архитектуры, которые являются общечеловеческими ценностями. Бухара и Хива - это наше общее богатство. А древний Самарканд! Не надо забывать, что он еще и город-легенда, точка пересечения многих цивилизаций, торговых путей. Я надеюсь, что город Самарканд включат в список всемирных ценностей". Майор относил к таким ценностям ансамбли площади Регистан и Шахи-Зинда, мавзолей Гур-Эмир и грандиозную соборную мечеть Биби-Ханым.
Позволю себе дополнить Федерико Майора. Я бы отнес к драгоценным достояниям человечества и всю уникальную культуру узбеков, удивительные качества их национального характера. В моих словах нет ни малейшего желания кого-то кому-то противопоставить. В конечном счете все идет в общую копилку человеческой цивилизации. Эту очевидную истину с большим изяществом высказал Махатма Ганди. Ему принадлежат слова: "Вселенная начинается у твоего порога". Это не только твой двор, твоя деревня, твоя страна. Это вся Вселенная начинается у твоего порога.
Важнейшей характерной чертой национального характера узбеков является сочетание индивидуализма и коллективизма, или, точнее говоря, общинности и индивидуализма, взаимодействие этих двух противоположных ориентаций. Между прочим, именно такое взаимодействие, по мнению Френсиса Фукуямы, привело к развитию демократии и экономическому прогрессу в США (Fukuyama F. The Social Virtues and the Creation of Prosperity. - N.Y. 1995).
Узбекская общинность проявляется на всех уровнях и во всех сферах общественной жизни. В быту и на производстве, в экономике и политике люди буквально сцеплены друг с другом разнообразными неформальными связями. Счастливым образом мне приходилось много раз оказываться в атмосфере этого узбекского коллективизма, когда люди, одушевленные чувством солидарности, вкладывали свой труд в общее дело.
У узбеков родилась и развивалась такая форма общественного взаимодействия и коллективного труда, как хашар. Сегодня, так же как и в прошлом, сто, двести, пятьсот лет тому назад, хашар - это совместное народное строительство домов, дорог, устройство арыков и каналов. В 1995 г. на основе хашара (я тому свидетель) был возведен телевизионный центр в Ургуте. Были, есть и, не сомневаюсь, будут хашары, связанные с выполнением общегосударственных дел. Трудно поверить, но за 45 дней 160 тысяч человек построили Большой Ферганский канал. И в данном случае это была не очередная принудительная массовая акция советской власти, вызванная страхом перед репрессиями, а проявление общинности узбекского народа. И еще - его изумительного трудолюбия. Я бы сказал романтизма труда.
Узбеки никогда не оставят своего соседа в беде. Они не оставят в беде любого, кто пришел к ним за помощью. Такова их человеческая природа. Я уже писал о проявлениях этого качества узбекского национального характера во время Второй мировой войны. Здесь я позволю себе поделиться личными впечатлениями. У меня был друг, по происхождению европейский еврей, живший в Ташкенте, в старом городе среди узбеков. Работал он адвокатом и, поскольку хорошо знал узбекский язык, часто представлял интересы узбеков в судебных делах. Он безвременно ушел из жизни далеко не старым человеком. Так уж случилось, что семьи у него не было. И мы, несколько его друзей, посчитали своим святым долгом организовать похороны и все, что с ними связано. Однако в этом не оказалось никакой необходимости. Его соседи-узбеки проводили его в последний путь так, как это было бы сделано в случае смерти их родственника-узбека. Что тут можно сказать? Да и нужны ли здесь какие-то слова?
Для большинства узбеков характерен энергичный поиск возможностей личного выживания и жизненного успеха. Им свойственны прагматизм, активная, а не созерцательная жизненная ориентация, дисциплинированность, способность терпеть лишения в надежде на успех дела. И хотя интерес к материальной, денежной стороне бытия в большинстве случаев не является для узбеков всепоглощающим, но он в значительной мере определяет и цели, и образ жизни практически каждой узбекской семьи. При этом узбеки, повторяю, способны долгое время терпеть лишения в надежде на будущий успех.
Семья - один из самых священных институтов узбекской общественной жизни. Я бы сказал, что существует даже культ семьи. Известно, что на Западе сейчас немало людей, которые считают семью в традиционном понимании вообще анахронизмом, пережитком старины. Однако все громче звучат голоса тех, кто призывает восстановить престиж семьи. В этом процессе узбекская семья могла бы стать достойным для подражания образцом. Почтение к отцу - почтение к Аллаху. Этот принцип живет в узбекской семье и поныне. Узбекам свойственна строгая социально-возрастная иерархия. В узбекском языке нет даже слова "брат" в общем значении, есть либо старший брат - ака, либо младший брат - ука. Это же характерно и для японского языка. В данном случае перед нами не просто совпадение, а закономерное закрепление в языке первостепенности и важности возрастной иерархии. На Востоке одно дело быть старшим, а другое - младшим. От этого зависит и мера ответственности, и мера прав.
Узбеки, в большинстве своем, по-настоящему религиозны. Ислам веками был для народа Узбекистана и верой, и нравственностью, и совестью, и просвещением. В общественном сознании узбеков укоренилась мусульманская правовая культура, основанная на шариате. Здесь важно понять, что шариат проникнут системой обязанностей, возложенных на человека, а не прав, которые он может иметь. Мусульманское право всегда признавало за властями полномочия принимать самые строгие решения, самые авторитарные меры, если они направлены на охрану общественного порядка. Вообще в традициях узбекского народа уважительное и почтительное отношение к власти. И, как правило, не из страха, а так как люди привыкли искренне верить, что власть призвана позаботиться о них в силу каких-то высших начал, в том числе и религиозного свойства. Можно назвать это этническим патернализмом или как-то иначе - суть дела не изменится. Это данность. Но если власть, если ее представители не оправдают доверия людей, если они окажутся слабыми, нечестными и безнравственными - горе им. Уважение и почтение людей сменится глубоким презрением, а на Востоке это еще страшнее, чем на Западе.
Однажды я уже писал и хотел бы повторить. Если известно, что именно на этой почве, а не на какой-либо другой, пускают корни и приносят щедрые плоды деревья, значит, для этих деревьев эта почва и есть истина. Если именно эта культура, эта религия, ритм жизни и мера вещей дают народу ощущение духовной и душевной пользы, внутреннего достоинства и силы, - это и есть истина для народа.
Махалля
Апофеозом общинности в узбекском обществе является махалля. Эта форма организации местных сообществ, местного самоуправления, прошла через века, она сохранилась на самых крутых виражах узбекской истории. И сегодня она не растворилась в историческом небытие.
Узбекское слово "махалля" происходит от арабского "махаллун", что означало "место". Этим словом уже в Х в. назывались торгово-ремесленные, а затем и жилые кварталы в городах. Термин "махалля" можно использовать, по-видимому, не только в буквальном (узком) смысле, как обособленную часть города, но и как жителей этой части города - местное сообщество. (Для иллюстрации: в Ташкенте, например, в 1865 г. было 140 махалля, в которых проживало 76 тысяч человек. В двадцатых годах ХХ столетия число махалля в Ташкенте выросло до 280. Сегодня их около 500, а всего в стране - их более 11 тысяч.) Термин "махалля" может быть применен еще шире, в условном смысле, - как первичные местные сообщества не только в городах, но и в селах - кишлаках и аулах.
В Мавераннахре города возникли раньше, чем в Западной Европе, и сначала играли большую, чем там, экономическую и культурную роль. Но в городах Западной Европы рано развиваются формы городской демократии, явившейся результатом борьбы горожан за поэтапное расширение собственных прав, которые гарантированно оформлялись в ходе этой борьбы городским правом.
Важнейший момент, который в данном случае нельзя упускать из виду, что в Западной Европе города возникли во владениях церковных и светских феодалов. Это облегчало борьбу западноевропейских средневековых городов за внутреннюю автономию, за коммунальные права, чего они в большей или меньшей мере добились. Последующая борьба за расширение городской демократии имела неоднозначные результаты, но в целом способствовала развитию городского права.
В Мавераннахре города возникали и развивались не во владениях светских феодалов, а на землях, считавшихся государственными. Здесь изначально имелись эффективные возможности отладить жизнь городов непосредственно, минуя городское самоуправление. И все же... В Бухаре, Самарканде, Хиве, Ташкенте существовали квартальные организации населения, ремесленные и торговые корпорации, прогрессивный потенциал которых недооценивать никак нельзя.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Узбекистан на историческом повороте"
Книги похожие на "Узбекистан на историческом повороте" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Леонид Левитин - Узбекистан на историческом повороте"
Отзывы читателей о книге "Узбекистан на историческом повороте", комментарии и мнения людей о произведении.