» » » » Леонид Левитин - Узбекистан на историческом повороте


Авторские права

Леонид Левитин - Узбекистан на историческом повороте

Здесь можно скачать бесплатно "Леонид Левитин - Узбекистан на историческом повороте" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Узбекистан на историческом повороте
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Узбекистан на историческом повороте"

Описание и краткое содержание "Узбекистан на историческом повороте" читать бесплатно онлайн.








К тому же этнический мир Узбекистана характеризовал (и продолжает характеризовать) феномен, который (условно) можно назвать русскостью. Речь идет о том, что русский язык в стране десятилетиями служил языком межнационального общения, что для достаточно большого числа нерусских он являлся родным, а для других - вторым или, во всяком случае, третьим языком, что ориентация на русскую культуру наряду со своей национальной была распространена в полиэтнической городской среде.

Если объективно оценивать ситуацию, почва для проявления конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений в Узбекистане существует. Страна получила в наследство комплекс этнических проблем, связанных, в частности, со сложной этно-демографической ситуацией... Свою роль сыграли колонизация, начавшаяся во второй половине XIX в., имперским образом осуществленное Москвой национально-государственное размежевание Средней Азии, форсированная индустриализация двадцатых-тридцатых годов XX в., сталинские депортации и переселения в Узбекистан целых народов. И еще многое другое, о чем уже рассказано. Куда от этого уйдешь? Здесь, как говорится, ни убавить ни прибавить.

И вместе с тем Президент Каримов справедливо говорит о том, что "многонациональность Узбекистана из фактора риска должна превратиться в мощный импульс обновления общества, в действенный фактор прогресса. Узбекское общество унаследовало от советского прошлого крупномасштабную коррупцию с использованием возможностей государственной службы для содействия или прямого оказания помощи организованным криминальным структурам.

Можно прямо сказать, что в последние годы советской власти коррупция в стране приобрела системный характер, теневые доходы стали составлять основную и необходимую часть доходов чиновников, коррупционное поведение стало нормой их жизни. Словом, коррупция с первых же дней независимости Узбекистана прямая угроза безопасности и стабильности в стране".

Краткий обзор рисков и угроз завершают экологические проблемы. Собственно говоря, с них, возможно, следовало начать.

Сошлемся на уже цитированную выше книгу Ислама Каримова.

"В регионе сложилась одна из опаснейших зон экологического бедствия. Сложность ситуации не только в том, что она несет в себе аккумулятивный результат игнорирования этой проблемы на протяжении многих десятилетий, но и в том, что практически все сферы обитания и жизнедеятельности человека в регионе подвержены экологическому риску, что оборачивается трагедией для жизни целых народов, поставило их на грань вымирания, исчезновения генофонда" (с. 111-112).

Реальной угрозой является ограниченность земли и ее низкий качественный состав. В Узбекистане год от года усиливается экономическая и демографическая нагрузка на землю, особенно сельскохозяйственного назначения. "Из стран региона в Узбекистане самая высокая плотность населения - 51,4 на 1 кв. км. Этот показатель составляет: в Казахстане - 6,1, Кыргызстане - 22,7, Туркменистане - 9,4. В Ферганской долине, входящей в состав Андижанской, Наманганской и Ферганской областей (около 4,3% территории и в 1991 г. - 22% населения страны), плотность населения вообще одна из самых высоких в мире. В частности, на один квадратный километр в Андижанской области в 1986 г. приходилось 389 человек, а в Нидерландах - 361, Японии - 344, Бельгии - 303 человека" (Правда Востока, 1.08. 1987).

Усугубляет проблему и то, что наряду с высокой степенью природного опустынивания идет процесс опустынивания антропогенного, то есть связанного с человеческой деятельностью. Эрозия грунтов, засоление почв, снижение обводненности. Во многом это обусловлено непродуманным массовым освоением земель, в том числе и непригодных к мелиорации. За последние 50 лет площадь орошаемых земель выросла с 2,46 млн. га до 4,28 млн. га. Только за 1975-1985 гг. было освоено около 1 млн. га. К 1990 г. по сравнению с 1985 г. площадь орошаемых земель увеличилась в 1,5 раза.

Острые экологические проблемы создает уже упомянутая гегемония хлопка. Ни в одной стране мира не было такой высокой степени монополизации хлопка, приведшей к истощению земель, их эрозии, снижению почвенного плодородия, ухудшению водно-физических свойств. С хлопком оказалось связано исчезновение Аральского моря (одна из самых крупных экологических и гуманитарных катастроф в истории человечества). Действительно, еще не было случая, чтобы на глазах одного поколения гибло целое море, с высохшего дна которого ветры поднимают и уносят на сотни километров тысячи тонн соли и пыли. Не останавливаюсь сейчас на аральской катастрофе, я уже писал о ней выше и буду писать еще.

Государственный аппарат

Несколько лет назад Президент Каримов, беседуя с Дональдом Карлайлом и со мной о наиболее сложных и труднорешаемых проблемах, с которыми ему приходится сталкиваться, откровенно сокрушался по поводу большого дефицита компетентных управленцев. Он сказал, что нередко не может принять решение о создании тех или иных государственных структур, так как невозможно найти людей, которые смогли бы руководить ими со знанием дела. Карлайл поддержал эту констатацию Президента и заметил, что у Франклина Рузвельта были те же заботы. По памяти Карлайл процитировал остроумный выпад Рузвельта против его оппонентов в речи, сказанной им перед избранием на пост президента в четвертый раз: "Может ли старая гвардия приспособиться к новому курсу? Думаю - нет. Видали мы в цирке разные удивительные трюки, но все же ни один слон не мог перекувырнуться через голову, не завалившись на спину..."

Однако я думаю, что некомпетентность здесь не главная беда. В государственном аппарате, в центре и на местах, много отъявленных бюрократов, приносящих громадный урон престижу власти, которую они олицетворяют и для своих граждан, и для иностранцев. Думаю, что немало есть чиновников, которые еще более меркантильны и неуважительны по отношению к людям, чем их предшественники из советского прошлого. Со всем этим мне пришлось столкнуться, когда в 1995 г. я писал свою книгу "Ислам Каримов - Президент нового Узбекистана". Много раз я пытался, находясь в Ташкенте, собрать необходимые материалы. И с кем бы я ни общался, к кому бы ни обращался, встречал скрытое или открытое нежелание сотрудничать со мной. Некоторые чиновники вообще отказывались вступать в контакт, разговаривать по телефону и т.д. И не потому, что они питали ко мне какую-то личную неприязнь, главный мотив, как мне кажется, можно выразить словами: "Кто он такой, чтобы с ним встречаться? Что с него возьмешь?" В других же случаях у них просто не было ни соответствующих материалов, ни каких-то свежих мыслей.

Все это фрагментарные личные впечатления. Они, возможно, тоже нелишни для понимания проблемы. Однако хотелось бы высказать некоторые соображения обобщающего характера.

В Узбекистане была сохранена практически вся прежняя, советская партийно-государственная номенклатура, которая всегда, и особенно в брежневский застойный период, была не рациональной, а партикуляристской бюрократией. В отличие от партикуляристской рациональная бюрократия не имеет собственных групповых интересов и просто делает то, что ей положено. Партикуляристская бюрократия работает главным образом в своих интересах, личных и групповых. Очень точную характеристику ей дал Маркс. Сейчас имя его упоминается только всуе. И то он написал не так, и это, и вообще принес громадные беды человечеству. Не буду спорить по этому поводу - не время и не место. Скажу только, что Маркс был мыслителем мирового масштаба. И когда его мысль соприкасалась с мыслью таких гениев, как Гегель, и оплодотворялась ею, он делал, особенно в ранние годы своей творческой жизни, очень точные, глубокие выводы.

В работе "К критике гегелевской философии права" Маркс писал, что партикуляристская бюрократия в сущности приводит к потере государственным аппаратом содержательных целей своей деятельности, подчиняет принципы и правила его функционирования задаче сохранения и укрепления самой этой бюрократии. Далее он подчеркивает, что партикуляристская бюрократия вынуждена "выдавать формальное за содержание, а содержание за нечто формальное. Государственные задачи превращаются в канцелярские задачи или канцелярские - в государственные". (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 271).

Бывшая советская номенклатура в Узбекистане не только удержала свои позиции в обществе, но ощутимо укрепила их, хотя и объявила публично о прощании с коммунизмом как с государственной идеологией. Она сумела сохранить наиболее характерные черты прежних властных отношений вместе с матрицей для их воспроизведения. Дальнейшая жизнь показала, что на принимаемые властями государственные решения влияют не столько внешние обстоятельства или статусное положение, сколько представления номенклатуры о пределах допустимых отклонений от требований законов, наработанные годами стандарты и приемы управления, сложившиеся в политико-административной среде нормы межличностных отношений. Именно эти приоритеты и стандарты повседневной деятельности чиновников государственного аппарата практически всех уровней создают своего рода кристаллическую решетку стиля управления обществом. Под воздействием этих приоритетов и стандартов деятельность одних и тех же институтов идеологии или власти нередко дает абсолютно разные политические результаты. Или, наоборот, разные институты дают сходные политические результаты. Прав был мыслитель девятнадцатого столетия, когда писал: "Если бы даже существовали такие порядки и принципы, чтобы безошибочно устроить общество, то с не подготовленной к этому администрацией никакие правила не удержатся и не осуществятся".


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Узбекистан на историческом повороте"

Книги похожие на "Узбекистан на историческом повороте" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонид Левитин

Леонид Левитин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонид Левитин - Узбекистан на историческом повороте"

Отзывы читателей о книге "Узбекистан на историческом повороте", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.