» » » » Леонид Левитин - Узбекистан на историческом повороте


Авторские права

Леонид Левитин - Узбекистан на историческом повороте

Здесь можно скачать бесплатно "Леонид Левитин - Узбекистан на историческом повороте" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Узбекистан на историческом повороте
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Узбекистан на историческом повороте"

Описание и краткое содержание "Узбекистан на историческом повороте" читать бесплатно онлайн.








Еще одна констатация. Обладая государством с обширной территорией и громадными людскими ресурсами, Саманиды не культивировали вселенской идеи великих походов или мировых захватнических войн. (Здесь явно стрелы в Тимура. - Л.Л.). Делалось все для защиты мирного труда и благоустройства государства. Только так можно понять слова центральной политической фигуры этой эпохи Исмаила Самани: "Пока я жив, я - стена Бухары". (Таджикской, надо полагать, Бухары, находящейся сейчас в Узбекистане. - Л.Л.).

Несколько извлечений

из энциклопедических словарей...

В мою задачу никоим образом не входит развернутая полемика с Президентом Таджикистана. Но он своими работами инициировал необходимость в рамках моей книги обратиться к истории, к историческим фактам, к мнениям мировых исторических авторитетов, которых невозможно обвинить в предвзятости. Не могу не высказать удивления той легкости, с которой президент Рахмонов опровергает общепринятые положения.

Вот извлечения из российских, немецких, английских (то есть в данном случае не вызывающих сомнений в объективности) энциклопедических словарей, изданных в последние годы.

Таджикистан, 143,1 тыс. кв. км, население 5705 тыс. чел. На территории Таджикистана в 1-й половине I тысячелетия до нашей эры возникло государство Бактрия. В VII-IV вв. до н.э. территория находилась под властью иранских Ахеменидов, Александра Македонского. С III в. до н.э. в Греко-Бактрийском, Кушанском царствах; подвергалось нашествию эфталитов, тюрков, в VIII в. завоевана арабами. В IX-X вв. в государствах Тахиридов и Саманидов, в X-XIII вв. в государствах Газневидов, Караханидов, Хорезм-шахов. В XIII в. монголо-татарское нашествие. В XIV - начале XVI в. в государстве Тимуридов. (Ни одно из этих государств таджикским не названо.)

С XVI в. территория нынешнего Таджикистана в составе Бухарского ханства и ряда мелких владений. В 1868 г. северная часть этой территории присоединена к России (часть Ферганской и Самаркандской областей), южная часть в Бухарском ханстве, в вассальной зависимости от России. В 1917 г. - феврале 1918 г. в северном Таджикистане установлена советская власть, территория вошла в состав Туркестанской АССР. После революции 1920 г. в Бухаре, провозгласившей Бухарскую народную республику, - в составе этой республики. В результате государственно-национального размежевания 14 октября 1924 г. образована Таджикская АССР в составе Узбекской ССР. Шестнадцатого октября 1929 г. преобразована в Таджикскую ССР. В сентябре 1991 г. Верховный Совет республики принял декларацию о независимости, утверждено название "Республика Таджикистан".

А вот что там же написано о государстве Саманидов. "Государство Саманидов" - 875-999 гг. "Государство в Средней Азии со столицей в Бухаре образовалось после распада Арабского халифата и объединило в 1-й половине X в. значительную часть территории Средней Азии. Период экономического и культурного расцвета до конца X в.

Саманиды - династия правителей Мавераннахра (Средняя Азия) в 819-999 гг. Основатель династии - Саман-худат". И ни слова о том, что это таджикское государство.

Интересны и содержащиеся в энциклопедических словарях сведения о некоторых всемирно известных деятелях науки и культуры, отнесенных Рахмоновым к таджикам. Приведу только то, что написано о Закария ар-Рази (латиниз. Rhazes). Абу Бакр Мухаммед бен Закария (865-925 или 934), ученый-энциклопедист, врач и философ, рационалист и вольнодумец. Руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Автор 184 сочинений по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и алхимии, из которых сохранилось 61. Многие труды ар-Рази были переведены в X-XIII вв. в Европе на латинский язык. Дал классическое описание оспы и кори, применял оспопрививание. Философская концепция ар-Рази основана на принципах популярного неоплатонизма (учение о пяти вечных началах - "творце", "душе", "материи", "времени", "пространстве"). Согласно этой концепции посланный творцом разум внушает душе, плененной материей, стремление к освобождению: путь к этому - изучение философии. Ар-Рази верил в абсолютное пространство, абсолютное время и признавал множество миров. Образцом для себя ар-Рази считал Сократа.

Ар-Рази принадлежит антиклерикальный трактат "Махарик аль-анбийа", который, по-видимому, лег в основу известного латинского средневекового памфлета "О трех обманщиках". Антиклерикальные высказывания ар-Рази, и прежде всего его идея о том, что истина одна и поэтому все религии изначально ложны, вызвали крайне резкую критику мусульманских мыслителей X-XI вв., в частности Фараби.

Слов нет, Закария ар-Рази выдающийся мыслитель мирового масштаба, но знает его мир как иранского ученого, что, естественно, величия этого человека никак не умаляет.

Теперь самое время перейти к истории, к историческим фактам, мнениям мировых исторических авторитетов об истории узбеков. И таджиков тоже. Поскольку историческая судьба этих этносов нераздельна. Но вначале немного об исторической памяти.

Об исторической памяти

Выдающийся джадид Махмудходжа Бехбудий писал: "Прошлое есть мера будущего". Через пятьдесят лет Джордж Оруэлл, английский писатель и публицист, повторил Бехбудия, придя к выводу, что тот, кто владеет прошлым, владеет будущим.

Известно, что предмет истории - это то в прошедшем, что не проходит, что как наследство, урок, неоконченный процесс, как вечный закон. Историческая память своими конечными выводами подводит к практическим потребностям сегодняшнего дня. Историческое сознание дает обществу, им обладающему, тот глазомер, то чутье, которые предохраняют его от многих ошибок и потрясений.

Раздвигая масштабы ценности исторической памяти и исторического сознания в целом, Ислам Каримов в статье "Нет будущего без исторической памяти" (журнал "Мулокат", 1998, № 5) подчеркивает: "Для возрождения духовности, чувства собственного достоинства, возможности гордо ходить по земле, где родился и вырос, человеку, конечно же, необходима историческая память... Лишиться истории для человека - все равно что лишиться жизни".

Несомненно, историческая память - это и свет и тени прошлого, обретения и потери народа, его радости и печали.

Словно вся прапамять в сознание

Раскаленной лавой текла,

Словно я свои же рыдания

Из чужих ладоней пила.

Это строки из ташкентских стихов военных лет великой русской поэтессы Анны Ахматовой. Они о памяти личностной и исторической. Прекрасный поэтический образ - не мог отказать себе в удовольствии воспроизвести его.

И еще одно замечание общего характера. Справедливо сказано, что история человечества - есть история культур, история цивилизаций. Невозможно адекватно и всесторонне осмыслить развитие человечества в других понятиях. Культура и цивилизация отражают в обобщенном виде образ жизни народа. Цивилизация - это культура в расширенном масштабе. Цивилизация - это неизбежная судьба состоявшейся и развившейся культуры (Samuel P.Huntington. Der Kampf der Civilisations. Die neuegestaltung der Weltpolitik im 21. Jahrundert, Euroverlag. - M?nchen-Wien. 1997. S. 49-50).

Цивилизация самое устойчивое из всех проявлений общественной жизни. Мировые империи возникают и рушатся по историческим меркам в одночасье, а цивилизации остаются и переживают политические, социальные, экономические и идеологические потрясения, приходы и уходы великих правителей. Всемирная история многократно подтверждала, что государства, даже великие, являются преходящим феноменом определенной цивилизации и что судьба любого человеческого сообщества, имеющего языковое и иное этническое единство, в конечном счете обусловлена культурными ценностями, передаваемыми как эстафета от поколения к поколению.

К слову, определяющие нравственные категории культуры каждого народа вывел еще Геродот. Он писал о том, что афиняне не могли предать спартанцев персам, а, напротив, должны были быть с ними в союзе, бороться вместе с ними и за них. Многое в жизни афинян оберегало их от предательства спартанцев. "Прежде всего - наши общие... храмы... общая кровь и общий язык, общие святыни и жертвы, общий образ жизни. О, как низко пали бы афиняне в своих собственных глазах, если бы захотели предать спартанцев!" (Heradot. Historien. Aus dem Griechischen von Horneffer. - Stutgart. 1971. S. 581).

Думаю, что эта нравственная заповедь могла быть адресована и современным узбекам и таджикам.

Официальная история наций, образующих советский народ, написанная под диктатом "мудрецов" со Старой площади в Москве, под строжайшим контролем ортодоксальных и нередко невежественных партийных идеологов, создавала во многом извращенное представление о прошлом, в известной мере лишала смысла их настоящее и искажала перспективу будущего. Поэтому совершенно закономерно, что политическая и интеллектуальная элиты титульных наций новых независимых государств, возникших после распада Советского Союза, срочно стали пересматривать прежние представления о самих себе и написанную в советское время свою историю.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Узбекистан на историческом повороте"

Книги похожие на "Узбекистан на историческом повороте" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонид Левитин

Леонид Левитин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонид Левитин - Узбекистан на историческом повороте"

Отзывы читателей о книге "Узбекистан на историческом повороте", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.