Леонид Левитин - Узбекистан на историческом повороте
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Узбекистан на историческом повороте"
Описание и краткое содержание "Узбекистан на историческом повороте" читать бесплатно онлайн.
Ошская трагедия
И был Ош. Подробно писать сейчас об ошских событиях июня 1990 г. не считаю для себя возможным по многим причинам. Напомню, что тогда только за два дня, по свидетельству Аскара Акаева, в межнациональной бойне бессмысленно погибли сотни узбеков и кыргызов. Республику чудом удалось спасти от второго Карабаха. Помогла четкая позиция президента Каримова.
На юге Кыргызстана живет более шестисот тысяч узбеков. Почти каждый из них имеет родственников в сопредельных районах Узбекистана. Десятки тысяч людей, с оружием и без, стали собираться на границах двух республик под лозунгами защиты своих братьев. Их с трудом сдерживали армейские подразделения, срочно переброшенные из центральных районов России. Обстановка накалялась с каждым часом.
В этой поистине критической ситуации Каримов заявил, что, пока он президент, ни один узбек не перейдет границу Кыргызстана с недобрыми намерениями, что он не допустит никакой мести, чем бы она ни была вызвана. И он предотвратил трагедию, используя все доступные президенту средства. Какой удивительный нравственный подвиг! И как редки они в современном мире.
Карлайл по поводу ошских событий говорил, что Узбекистан и Кыргызстан взаимно заинтересованы в том, чтобы обстановка в Ошской области оставалась стабильной. К этому всеми силами стремится Каримов, чтобы не допустить трагедии, подобной той, которая внезапно разыгралась в июне 1990 г.
Тогда он мудро не позволил узбекским сепаратистам осуществить их цели в отношении Оша. Вряд ли какой-либо другой узбекский лидер смог бы сделать подобное. К сожалению, роль Каримова в предотвращении кровавого этнического конфликта в Оше и во всей Ферганской долине не была отмечена на Западе, что крайне несправедливо.
В марте 1991 г. Каримов прилетел в Ош для подписания договора о дружбе и сотрудничестве между Узбекистаном и Кыргызстаном.
Вдоль всей дороги из аэропорта и на улицах города тысячи людей приветствовали Каримова. Это был никогда не виданный мною, ни до, ни после, массовый энтузиазм и восторг по поводу приезда государственного деятеля. Люди с цветами, а был, напомню, март, выбегали на проезжую часть улиц, бросали букеты под колеса автомобиля, в котором ехали лидеры двух республик. Кортеж то и дело останавливался в толпе.
Во время одной из остановок Каримов и Акаев вышли из автомашины. Их сразу окружила плотная толпа. Говорили слова благодарности, сажали на руки Каримову маленьких детей. Какой-то старик обнял его и плакал на груди. После подписания договора в областном театре состоялся концерт кыргызских и узбекских артистов. Когда Каримов и Акаев вошли в зал, присутствующие стоя устроили им овацию, которая не стихала минут пятнадцать. Кыргызы, узбеки, русские выражали президентам свою признательность, благодарность за избавление их от крови и пожаров, от убийств и насилия, за то, что они вернули мирную жизнь. Это было удивительным проявлением народной любви. Один из немногих звездных часов, выпадающих на долю людей.
Вечером на прощальном ужине в аэропорту Каримов был молчаливым и даже грустным. Долго собирался с мыслями, прежде чем начать говорить. Проявление восторженной благодарности жителями Оша очень взволновало его. Он сказал следующее: "Меня сегодня здесь так сердечно приветствовали. Однако чувства людей по отношению к руководителям государства очень скоротечны, а ведь по-человечески трудно пережить, когда любовь и признательность народа сменяется равнодушием или, что еще хуже, пренебрежением. Вот что меня заботит: как достойно прожить отпущенные годы на посту президента".
Когда я получил возможность рассказать обо всем этом на симпозиуме "Центральная Азия и мир" в Гарвардском университете 13 июня 1996 г., в зале, где участники симпозиума в это время обменивались репликами, то и дело отвлекаясь от выступлений, наступила полная тишина. И тишина эта была тоже данью уважения Каримову, его человеческому и государственному подвигу.
Думаю, что такого же признания заслуживает вклад Каримова в прекращение гражданской войны в Таджикистане. Об этом написано достаточно много. Расскажу в этой связи только об одном случае.
На заседании глав СНГ 6 июля 1992 г. (я был на нем в качестве члена делегации Кыргызстана) Каримов при обсуждении повестки дня сказал, что сегодня для всего СНГ главный вопрос - гражданская война в Таджикистане. Как остановить эту войну? Что могут сделать для этого страны СНГ? Тогдашний руководитель Таджикистана Рахман Набиев очень болезненно воспринял эти слова Каримова и высказался в том смысле, что именно он, и никто иной, вправе делать подобные заявления, что это их, таджиков, дело и горе. Каримов возразил Набиеву: "Если вы не сочли нужным поднять этот вопрос первым, я сделал это по праву президента соседней страны, связанной с Таджикистаном общей историей и общей кровью. И вообще, если где-то гибнут люди, это касается всех и каждого. Чужого горя не бывает, если мы хотим остаться людьми. Иначе зачем мы все здесь? Зачем существует СНГ?" Я отчетливо помню эти слова Каримова и то, как они буквально перевернули весь ход заседания.
В декабре 1991 г. Каримов побеждает на всенародных президентских выборах, которые, в отличие от Кыргызстана и Казахстана, проводились на альтернативной основе. За него было подано 86% голосов. Его конкурентом был лидер Демократической партии "Эрк" ("Свобода") Мухаммед Салих, набравший 12,6% голосов. Западные аналитики писали потом о том, что противники были фактически далеко не равны на этих выборах, что на стороне Каримова находилась вся всесильная государственная машина и т.п.
Все это, возможно, и так. Однако ни один объективный наблюдатель не смог бы возразить против того, что все то, что успел Каримов сделать за два с половиной года на посту главы государства, люди оценили по достоинству, что уже в это время популярность Каримова в народе была так велика, что иного результата при голосовании быть не могло. Выборы стали фактом народного признания.
Мусульманин ли Каримов?
В начале октября 1999 г., во время государственного визита Каримова в Киев, он дал интервью обозревателю газеты "Время", который спросил Президента Узбекистана, почему именно его радикальные исламисты называют своим главным врагом и вообще не считают мусульманином?
Каримов ответил: "Я мусульманин, я ношу Аллаха в сердце. Узбекистан страна, где 82 процента населения мусульмане. К сожалению, у нас есть прекрасная база для одурманивания людей, в первую очередь молодежи, серьезно не знающей своей религии. Поэтому в сентябре этого года мы открыли в Ташкенте Исламский университет, при котором будет создан лицей для абитуриентов. Наш народ дал миру великих исламских философов и мыслителей. Не буду называть всех имен, возьмите хотя бы имама аль-Бухари, великого собирателя хадисов, жизнеописаний нашего пророка Мухаммеда. Где он сегодня покоится? В Самарканде! А кто создал сегодня там комплекс, которому приезжают поклоняться десятки тысяч людей всего мусульманского мира? А кто облагородил могилу Накшбанди, могилу Ат-Термези, многих других... Я посвятил себя этому делу!"
"Рискну заметить, - сказал корреспондент, выслушав этот ответ, - что многие из тех, кто считает себя истинным приверженцем ислама, отказывают вам в праве быть наследником этой религии, поскольку все, что вы делаете, утверждают они, неискренне".
"В Коране, - ответил Каримов, - никому не дано права определять мусульманин человек или нет. Только один Аллах определяет это.
Однажды в иранской прессе начали писать про меня подобную чушь. Это было тогда, когда я занял особую, самостоятельную позицию в связи с политикой Тегерана. Я встретился в то время с министром иностранных дел Ирана Велаяти и задал ему вопрос: "Вы считаете себя истинным мусульманином?" - "Да, - отвечает он, - я истинный мусульманин. Я выполняю все пять заветов, наказанных мусульманину". - "Скажите, - спрашиваю его, - а кто имеет право давать оценку, истинный вы мусульманин или нет?" Он на этот вопрос мне не ответил, хотя и очень знающий ислам человек".
Действительно, если у шиитов миссию пророка в известной мере выполняют видные представители духовенства, носящие титул аятоллы, то главный постулат суннизма в том и состоит, что после смерти пророка никто из людей не может исполнять роль посредника в отношениях с Богом. Божественную волю можно выявить, изучая Коран, предания о жизни пророка, суждения по аналогии и учитывая мнение мусульманской общины.
Признанные в исламском мире мыслители утверждали, что претворение шариата в земных делах предполагает не столько жесткое следование его нормам, сколько разумное решение любых проблем в духе постепенности, умеренности, поиска компромисса и уважения к власти.
Эти исходные постулаты политического ислама должен разделять каждый мусульманин и помнить аят Корана: "О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас" (4:59).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Узбекистан на историческом повороте"
Книги похожие на "Узбекистан на историческом повороте" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Леонид Левитин - Узбекистан на историческом повороте"
Отзывы читателей о книге "Узбекистан на историческом повороте", комментарии и мнения людей о произведении.